Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День опытов и экспериментов»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«День опытов и экспериментов»
Цели и задачи:
привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование;
познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой,
емкости и сосуды разной формы и размера,
банки с холодной водой,
чайник с горячей водой,
бутылка с узким горлышком,
подставка под горячее,
соль,
сода,
лимонная кислота,
2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов,
2 апельсина,
воздушный шарик,
ножницы,
мерные ложечки,
пипетки,
пинцет,
соломинки для коктейля.
мыльные пузыри,
пластилин,
2 апельсина,
свечка,
блюдце,
уксус,
салфетки,
2 листа бумаги,
пакет,
спички.
Ход досуга:
Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня мы приглашаем вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
ЕСЛИ ДЕТИ ОТГАДАЛИ
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЛИ
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.
- Мне нужны два помощника.
(Выбирает двух детей из зала, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, Ведущий обращается с вопросами к залу).
- Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)
- Откуда берется этот воздух? (Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
- Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
- Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды)
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
-Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.
(предлагаем ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта).
- Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.
(Дети повторяют это свойство воздуха вместе, сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками) .
- Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. Побуждаем называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)
- А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами) .
- Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. Открываем пакет, в нем лежат апельсиновые корки) .
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. ( вытрясаем корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете) .
-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами) .
- Вы любите апельсины?
Дети: Да-а-а…
- А еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают) .
- Летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи
- Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (достаём два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)
- Смотрите, ребята, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды) .
Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
(Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно использовать реальные предметы, картинки или изображения на мультимедийном экране).
- А сейчас мы с вами проведем опыт «Движущаяся вода». -Нам понадобится: набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки. Сворачиваем салфетки в полоски одинакового размера. Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%, каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок. Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета.
- Ребята что интересного и как это произошло? (ответы детей).
- Проведем ещё один эксперимент «Вода может склеивать».
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
(вода обладает склеивающим действием, но когда высыхает……..)
- Далее познакомимся с опытом «Яйцо в воде». - Нам понадобится: два сырых куриных яйца, поваренная соль, два стакана и вода. -Наливаем в стаканы воду, в один из них высыпается соль, все тщательно размешивается. В каждый стакан погружается яйцо, наблюдаем, как в чистой воде яйцо тонет, а в соленой всплывает на поверхность. – Что мы происходит? (ответы детей). Все дело в концентрации соли, при растворении соль утяжеляет воду, поэтому яйцо не тонет, но через какое то время частицы растворенной соли осядут и яйцо тоже постепенно погрузиться под воду.
- Сейчас ребята будем наблюдать как «Воздушный шарик надувается сам». -Нам понадобится: бутылочка с узким горлом, воздушный шарик любого цвета, сода, уксус. -Наливаем в бутылку уксус так, чтобы было заполнено примерно 20% от объема. Положите в шарик до четырех ложечек соды, натяните шарик на бутылку, при этом следите, чтобы сода не высыпалась сразу же внутр. Когда шарик будет плотно натянут, аккуратно отпустите его и наблюдайте, как он мгновенно надувается. – Ребята кто хочет рассказать, что увидели? (ответы детей). Можно объяснить ребенку, что из-за совмещения уксуса и соды вырабатывается углекислый газ, он и помогает шарику так быстро и легко раздуться.
-Эксперимент «Само-затухающая свеча» - Нам понадобится: стеклянный стакан, блюдце, свеча в алюминиевой гильзе, вода и зажигалка. - Положите свечку в центр блюдца, заполните блюдце водой так, чтобы она доходила до бортиков свечи. Зажгите фитиль и дайте ему разгореться. Накройте свечу стаканом, смотрите, как огонь гаснет, а вода быстро собирается из блюдца в стакан. – Ребята вот это волшебство происходит оно потому что, в стакане образовался углекислый газ.
-И на последок проведем опыт «Домашний вулкан». - Нам понадобится: пластилин, бутылка, сода, пищевой краситель, уксус. - Сначала нужно взять бутылку, желательно, чтобы у нее было тонкое горлышко, ее закрывают пластилином. Внутрь нужно залить теплую воду, добавить соду и краситель и налить внутрь уксус и наблюдайте, как импровизированная лава выходит из вулкана.
- Ребята, вам понравилось сегодня в нашей лаборатории, на нашем весёлом экспериментариуме? (ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего? ( ответы детей)
- Хотели бы еще прийти к нам в лабораторию? (ответы детей)
- А в заключение, мы хотим с вами поиграть и устроить шоу мыльных пузырей!
Ломакина Ирина Алексеевна