Внеклассное мероприятие на тему «День поэзии»
Я, Киреева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 9 им. П. С. Нахимова города Вязьмы Смоленской области, представляю свою разработку внеклассного мероприятия. Данное мероприятие можно провести с учениками любых классов.
Основные цели и задачи мероприятия:
1) Показать детям как важны такие общечеловеческие ценности, как семья, любовь, нежность и верность.
2) Развитие творческих способностей детей, их способностей к самовыражению через прочтение и осмысление поэтического слова, а также через изобразительное и музыкальное искусство.
День Поэзии.
Ход праздника:
-Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались с вами отметить День Поэзии. Потому что, действительно, существует такой праздник. Он отмечается 21 марта. И так и называется- Всемирный День Поэзии.
Отмечать его было решено 17 лет тому назад, в 1999 году. Это решение было принято на 3 сессии генеральной конференции ЮНЕСКО (специализированное учреждение ОНН по вопросам образования, науки и культуры). Первый Всемирный День Поэзии отмечался в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
Зачем нужен такой праздник? В решении ЮНЕСКО говорится: «Поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека, но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Этот праздник, считает ЮНЕСКО, призван послужить созданию в средствах массовой информации позитивного образа Поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.
Так что же такое Поэзия?
Поэзия- 1. Словесное художественное творчество. 2. Стихи, произведения, написанные стихами.
В переносном значение Поэзия- это красота и очарование чего-нибудь.
А кто же такой Поэт?
Поэт- писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. А в переносном значение- это человек, который наделен поэтическим отношением к жизни.
Стихи- это соразмерные, ритмичные отрезки речи. Обычно в стихах присутствует рифма (это созвучное описание слов).
Путь в Поэзию у каждого поэта разный, но объединяет их любовь к поэтическому слову, невозможность жить без стихотворчества.
Сколько поэтов существует на свете? Неисчислимое множество.
Сегодня мы решили остановиться на более подробном рассказе о творчестве трех поэтов.
Это Иван Захарович Суриков (1841-1880), Николай Михайлович Рубцов (1936- 1971), Агния Львовна Барто (1906-1981).
Как выдумаете, что объединяет этих поэтов? Вглядитесь внимательно в даты их жизни, в годы рождения. Что вы можете сказать об этих числах, об этих датах? Сколько лет тому назад родились эти поэты? (175, 110, 80) Как называются такие даты? (юбилейные)
В 2016 году эти поэты отмечают свой юбилей, вернее мы, их читатели отмечаем их юбилей. Юбилей- это торжественно отмечаемая годовщина жизни какого-нибудь человека, события.
Что еще объединяет этих трех поэтов, кроме того, что они юбиляры этого года? Темы стихотворений, общий жизненный путь- выбор каждым из них поэзии как главного дела своей жизни. Объединяет их любовь к поэтическому слову, к миру Детства, к Природе. Хотя путь в Поэзию у каждого из них был разный, как и разной была их жизнь, биография.
Отец Ивана Сурикова был против увлечения сына стихотворчеством, хотел видеть его своим помощником в торговле, при своей лавке. Поэт пошел против воли отца, прожил жизнь в бедности, но занимался любим делом. Суриков был поэтом-самоучкой, представителем «крестьянского» направления в литературе. Он был организатором литературно-музыкального кружка, цель которого- помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам. Многие его стихотворения стали популярными песнями. Например, «Степь да степь кругом», романс Чайковского «Я ли в поле да не травушка была».
Прослушаем известную песню на стихи Сурикова «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»
Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?
А через дорогу,
За рекой широкой,
Также одиноко
Дуб стоит высокий.
Как бы, мне рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.
Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Но нельзя рябине
К дубу перебраться...
Знать, ей, сиротине,
Век одной качаться.
Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?
Счастливое детство Николая Рубцова прервала война. Летом 1942 года умерла его мать и младшая сестра. Отец был на фронте и детей распределили в интернат. Николай окончил 7 классов школы в детском доме в селе Никольское Вологодской области. После войны отец и сын потеряли друг друга. Николай считал, что его отец погиб на фронте. Но отец выжил, вернулся в Вологду. Из-за утери документов не смог найти Николая, встретился с ним только в 1955 году. После окончания школы Рубцов сменил множество профессий, но стал известнейшим поэтом современности, вопреки всем невзгодам и преградам.
Многие стихотворения Рубцова также стали песнями. Прослушаем одну из них.
«В горнице моей светло» Слова: Н. Рубцов Музыка: А. Морозов
В горнице моей светло —
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...
Этих поэтов объединяет и короткий срок жизни, им отмеренный (39, 35 лет): Суриков умер от туберкулеза, Рубцов погиб в результате бытовой ссоры.
Эти два поэта в своей нелегкой жизни, полной различных испытаний черпали силы в воспоминаниях о детстве. И у Сурикова, и у Рубцова есть стихотворение, которое называется «Детство». Прослушаем их.
Суриков «Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнешь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредешь.
Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой,
И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.
В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.
Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку -
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.
Я прижмусь к старушке...
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.
Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Иван Суриков вспоминает свое детство как самое счастливое время своей жизни.
А теперь прослушаем одноименное стихотворение Рубцова
Мать умерла.
Отец ушел на фронт.
Соседка злая
Не дает проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.
Откуда только —
Как из-под земли! —
Взялись в жилье
И сумерки, и сырость…
Но вот однажды
Все переменилось,
За мной пришли,
Куда-то повезли.
Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик «Скорей!»,
Потом раскаты грома
И дождь… Потом
Детдом на берегу.
Вот говорят,
Что скуден был паек,
Что были ночи
С холодом, с тоскою, —
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый
В поле огонек.
До слез теперь
Любимые места!
И там, в глуши,
Под крышею детдома
Для нас звучало,
Как-то незнакомо,
Нас оскорбляло
Слово «сирота».
Хотя старушки
Местных деревень
И впрямь на нас
Так жалобно глядели,
Как на сирот несчастных,
В самом деле,
Но время шло,
И приближался день,
Когда раздался
Праведный салют,
Когда прошла
Военная морока,
И нам подъем
Объявлен был до срока,
И все кричали:
— Гитлеру капут!
Еще прошло
Немного быстрых лет,
И стало грустно вновь:
Мы уезжали!
Тогда нас всей
Деревней провожали,
Туман покрыл
Разлуки нашей след…
В стихотворение Рубцова- воспоминания о детстве, несчастливом с точки зрения окружающих(старушек местных деревень), но счастливом вопреки всем невзгодам с точки зрения поэта.
Поэтов объединяет любовь к родной природе, к родному слову, к миру детства.
К сожалению, мы отмечаем круглые даты не только радостных событий, но и трагических. И в жизни отдельного человека, и в жизни народа. В 2016 году мы отметили не только 80-летие со дня рождения Николая Рубцова, но и 45 лет со дня его гибели.
75 лет тому назад(1941 году) началась Великая Отечественная война. Это трагическое событие коснулось каждой семьи нашей страны.
Не исключением стала и жизнь детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Когда началась война Агнии Львовне было 35 лет. Ее семья была эвакуирована в Свердловск. Там писательнице пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны Агния Львовна отдала на строительство танка. В 1944 году семья вернулась в Москву. Сын Гарик погиб 4 мая 1945 года в возрасте 18 лет(был сбит грузовиком во время катания на велосипеде).
Несколько лет Барто на радиостанции «Маяк» вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. Потом появилась книга «Найти человека». Это очень важная страница творчества Агнии Львовны Барто.
Но нам, и взрослым, и маленьким читателям она более известна как самый детский поэт. Ей принадлежит множество стихотворений для детей о семье , о школе. Она писала не только серьезные и трогательные, но и юмористические стихи на эти темы.
Прослушаем некоторые из них.
Две сестры глядят на братца:
Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит бровки.
Младший брат чихнул спросонок,
Радуются сестры:
- Вот уже растет ребенок -
Он чихнул, как взрослый!
УРОК В САДУ
Учитель наш давал урок,
К доске не вызывал.
Нас на уроке ветерок
Тихонько обдувал.
Весна, весна, пришла весна!
Мы учимся в саду,
Как надо сеять семена,
Как делать борозду.
Расти, наш сад, и хорошей
И распускайся в срок!
Без книжек, без карандашей
Отлично шел урок.
Королева
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.
Всем, направо и налево,
Объявляет королева:
- Где мой плащ? Его повесьте!
Почему он не на месте?
У меня портфель тяжелый -
Донесешь его до школы!
Я дежурной поручаю
Принести мне кружку чая
И купите мне в буфете
Каждый, каждый по конфете.
Королева - в третьем классе,
А зовут ее Настасьей.
Бант у Насти
Как корона,
Как корона
Из капрона.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
ИГРА В СТАДО
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.
А она сказала строго:
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много —
Таких я вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
— Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы —
Мы собаки и коровы.
И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.
А она в ответ: — Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда — пастух.
Я прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
ВОТ ТАК ЗАЩИТНИК!
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Идут годы, а герои стихотворений Агнии Барто живут среди нас. Может быть кто-то узнает себя, прослушав «Песенку про Петю»
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То на парте мажет мелом,
То сидит бумажки рвет!
А во время переменки
Занят он еще сильней:
Подойдет он к чистой стенке,
Чертит чертиков на ней.
Мы песенку про Петю
Решили вам пропеть,
Чтоб не было на свете
Ему подобных Петь!
Ах, как занят этот Петя!
Целый час ломал часы
И на мамином портрете
Подрисовывал усы.
То он вскочит на скамейку,
To залезет под кровать,
То зачем-то схватит лейку,
Станет лужи попивать.
Со двора домой вернется,
Бросит санки у крыльца,
Если их чинить возьмется,
Доломает до конца.
То промчится он вприпрыжку,
То залезет на чердак...
Взяться некогда за книжку—
Слишком занят он и так!
Мы песенку про Петю
Решили вам пропеть,
Чтоб не было на свете
Ему подобных Петь!
Вы, наверное, заметили, что все эти темы (Детство ,Семья, Поэзия) переплетаются. Поэты черпают вдохновение в детстве, находят в нем темы для своего творчества, прославляют семейные ценности. И детство невозможно без Поэзии. Дети черпают мудрость, читая книги, учатся и развиваются.