Статья на тему «День родного языка в школе»
21 февраля – День родного языка. С 2000 года по инициативе ЮНЕСКО этот день во всем мире отмечается с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения языкового многообразия. В этот день в нашей школе были проведены различные мероприятия: нетрадиционные уроки, тематические часы, конкурсы.
Учащиеся 3-4 классов стали участниками урока – портрета «Родной язык, как ты прекрасен!», подготовленного учителем начальной школы Реука О.В. Их вниманию была представлена яркая компьютерная презентация и эмоциональный рассказ педагога о красоте и богатстве родного русского языка, который является духовной сокровищницей нашего народа, о вкладе в развитие языка великих писателей и поэтов: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, В.И.Даля и др. Ребята познакомились с пословицами и поговорками русского народа о языке и речи и приняли активное участие в викторине «Люби и знай родной язык!».
Поляничко Э.И., учитель начальных классов, провела для учащихся 1-2 классов урок-игру «Знаете ли вы родной язык?», в ходе которого они состязались в выразительном чтении высказываний о родном языке, работали с орфографическими словарями, участвовали в лингвистической викторине. Во время «познавательных минуток» между конкурсами ребята знакомились с интересными фактами из русского языка.
Тематический час «Люби язык отцов!» подготовила учитель русского языка и литературы Попова Н.И. для учащихся 4-5 классов. Ребята с интересом слушали историю учреждения Дня родного языка, стихотворения о родном языке поэтов разных народов. Рассказ учителя сопровождался компьютерной презентацией. Учащиеся с удовольствием участвовали в интерактивной лингвистической игре, в ходе которой они проверили свои знания родного русского языка.
Учащиеся 6-7 классов вместе с учителем русского языка и литературы Кияновой Л.А. подготовили устный журнал «Родной язык-душа народа». Рубрики журнала познакомили присутствующих с историей возникновения Дня родного языка, с языковой ситуацией в мире. Прозвучали факты, говорящие о стремительном исчезновении многих языков в мире, поглощении наименее употребляемых языков более распространенными, общепризнанными. В исполнении ребят прозвучали высказывания великих людей о роли родного языка в жизни человека и народа, а также стихотворения национальных поэтов о любви к родному языку. Занимательная страничка была представлена в виде интерактивной лингвистической игры. Завершающей рубрикой стала «Творческая страница»: ребятам было предложено написать миниатюру в стихах или прозе о родном языке.
Все проведенные мероприятия способствовали развитию у учащихся интереса к изучению родного языка через показ разнообразных сторон его жизни, через открытие нового в привычном; расширению их лингвистического кругозора; воспитанию уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осознанию эстетической ценности родного языка.