Статья на тему «Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 13 February 2022

Резникова Наталья Николаевна,

Чепрасова Олеся Сергеевна,

учителя английского языка,

МБОУ СШ № 16,

г. Новый Уренгой

 

Обучение чтению на уроках английского языка

в начальной школе

 

Сущность понятия «чтения»

Обучение иностранному языку невозможно без обучения четырём видам речевой деятельности. К ним относят аудирование (умение понимать услышанную информацию), говорение, чтение и письмо.

Чтение – это сложный психологический процесс восприятия и понимания письменной речи, который связан с восприятием и пониманием графических символов и знаков. В школах иностранный язык начинают изучать во втором классе. В течение первого года обучения ученики овладевают буквами чужестранного языка, запоминают сложные соответствия звуков и букв, учатся читать вслух и про себя, повторяя за учителем незнакомые слова и предложения. Как показывает практика, многие ученики на этом этапе часто путают буквы родного и «нового» языков.

В начальной школе при обучении чтению очень важно научить будущих полиглотов читать правильно и достоверно понимать прочитанную информацию. Именно поэтому нужно прививать интерес как к самому процессу чтения, так и к чтению на иностранном языке. Для этого необходимо пользоваться интересными по содержанию текстами, которые соответствуют эмоциональным и познавательным запросам учеников, как и уровню их развития.

Леонтьев А. А. сказал однажды: «Умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными».

Чтение на английском языке: трудности при обучении.

При обучении чтению на английском языке приходится сталкиваться с различными трудностями. И самая серьёзная проблема – это графические и орфографические особенности английского языка.

В каждом языке есть определенное число звуков, из которых состоит лексика этого языка. Звуки произносятся в речи, а буквы отображают эти звуки в письменной речи. И если буквенное изображение слов меняется редко, а звуковой – напротив, довольно быстро и постоянно, то можно предположить, что буквенный состав слова лишь условно отражает его звучание.

Одна из трудностей английского языка в том, что существует большая разница между звуковым и буквенным составом слова, так как английская орфография не менялась в течение очень долгого времени, а звуковая форма языка значительно изменилась. Расхождение между фонетикой и правописанием можно объяснить несоответствием количества букв, звуков и графем. А именно в английском языке орфографическая система использует 26 букв и 146 буквосочетаний, передающих 46 фонем. Поэтому одна и та же буква в разных положениях может читаться как несколько разных звуков. Для точного обозначения звукового состава слова используют фонетическую транскрипцию, где у каждого звука есть обозначающий его на письме символ.

К трудностям обучению чтения на английском языке также относят и различное от русского языка написание или звуковое воспроизведение букв. В алфавите 26 букв. С учётом заглавных и строчных букв только четыре похожи на буквы русского алфавита по форме и значению. Это K, k, M, T. Такие буквы как A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x присутствуют в обоих языках, но они читаются по-разному, поэтому их можно назвать самыми трудными. Оставшиеся буквы абсолютно новые и незнакомые.

Стоит также отметить, что в английском языке различают долгие гласные звуки и краткие. Если краткий звук прочитать долго или наоборот, то значение слова может поменяться. Также слово может изменить своё значение, если звонкий согласный звук прочитать глухо (особенно в конце слов). Особенностью согласных звуков также можно назвать их твёрдость, а русскоговорящие ученики часто забывают об этом. Каждому педагогу необходимо обращать большое внимание учащихся на особенности языка.

Методика обучения чтению

Методика обучения чтению на английском языке имеет свою историю. Она менялась, совершенствовалась на протяжении многих лет. Несмотря на большое разнообразие различных методов, следует обратить внимание на некоторые из них.

Метод целых слов и фонетический методэто совершенно противоположные друг другу методы обучения чтению. Их выделяют как два основных.

Рассмотрим более подробно фонетический подход, который основывается на алфавитном принципе. Главная роль отводится обучению фонетике, а именно произношению звуков и букв, после чего обучают произношению слогов и слов.

Другой метод - метод целых слов – это полная противоположность предыдущему методу. Сначала ученики учатся воспринимать слова целиком, как картинку. При этом дети не изучают ни звуки, ни буквы. Запомнив определенное количество слов, учащимся предлагают прочитать текст с этими словами.

Расскажу про эксперимент. Одну группу детей учили читать по методу целых слов, другую - по фонетическому методу. После того, как дети научились читать, с ними провели тестирование. В начале ребята из первой подгруппы читали лучше вслух и про себя. Дети "Фонетические" лучше справлялись с новой лексикой и к концу второго класса перегнали ребят из первой подгруппы по уровню восприятия и содержанию словарного запаса.

В результате желание закрепить слово за определенным значением привело к тому, что дети из первой подгруппы так и не смогли научиться читать незнакомые слова без посторонней помощи. А дети из второй подгруппы с трудом читали тех слова, где буквы были переставлены или заменены на подобные.

В итоге пришли к выводу, что изучение фонетики при обучении чтению на английском языке крайне необходимо.

Много лет тому назад дети сначала учили названия букв, затем звуки, а после учились соединять слоги из букв. Процесс усложнялся тем, что обучаемые тяжело усваивали различие между названием буквы и её произношением. Сейчас методисты говорят, что начинать обучение чтению нужно с английских звуков.

Как странно это бы не звучало, но можно научиться читать, не зная алфавита. Сторонники метода "целых слов" предлагают не обучать ребенка буквам. А практика показывает, что только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным.

Чтобы научить учащихся читать на иностранном языке, необходимо сделать обучение ситуативным. Для этого не стоит сравнивать английские и русские буквы. Можно предположить, что буквы - это человечки сказочной страны Letterland (Буквляндия). Про каждого «человечка» придумываем сказку, в которой наш герой то поет, то хнычет, то кряхтит. Ученики начальной школы очень любят такие сказки, они им понятны.

Методика такого обучения чтению изложена в учебно-методическом комплексе, представляющем сюжетные путешествия по волшебным странам, «МАGIC ENGLISH» Татьяны Ивановны Ижогиной.

Приведу пример знакомства с буквой Aa:

Пt1644761606aa.pngt1644761606ab.png етя оглянулся и увидел странного человечка. На боку у человечка было фоторужьё.
– Будем знакомы, – сказал человечек. – Охотник 
Эй.

Петя, – ответил Петя, сильно удивлённый видом человечка и его именем.
– 
Эй – вполне приличное имя, – сказал человечек обиженно, и Петя понял, что попал в страну, где умеют читать чужие мысли.

Прости, Эй, – сказал Петя, – кажется, я попал в сказочную страну.

«Эй» поизносится не «Эй!» , а «Эи» с ударением на Э и слитным плавным переходом к «и» - Эи, но так как это не два звука, а один (слившийся), будем писать «Эй».

Познакомиться с этим УМК можно на сайте https://me.yanval.ru/

Авторы придумали сказку про каждую букву и звук, который эта буква по правилам может означать. В этих историях объясняется, почему и в каких случаях конкретная буква читается так или иначе.

Например,

Давай выложим слово «роуз», – прошептал кто-то. Петя увидел змею Эс.
– А мы сможем? – спросил Петя
– Конечно, если я между двумя гласными, я говорю только 
«з! з! з!»
– Зачем? – спросил Петя.
– От зззлобы и зззависти, – ответила змея. – Они умеют петь, а я – нет!

Если буква «S» cтоит между двумя гласными, то она читается, как «з».

Детям очень нравятся такие истории.

На уроках в начальной школе я знакомлю ребят с буквами и звуками одновременно. Для лучшего запоминания провожу диктанты: называю букву – нужно написать транскрипционный символ звука, и, наоборот, по звуку дети пишут букву.

Существует целый ряд упражнений и игр, способствующий повторению изученных правил чтения и развитию внимания. Расскажу о некоторых.

Краткие и долгие звуки.

Учитель произносит слова с кратким и долгим звуком. Когда ребята слышат «долгий» звук, они хлопают в ладоши. Например: seesitwewill.

Домики

Предлагаю ребятам карточки со звуками (на каждой карточке записан один звук) карточки со словами, в которых есть такие звуки. Обычно даю по три-четыре слова на каждый звук. Задача учеников разложить слова по своим «домикам». Для усложнения предлагаю одноклассникам проверить правильность выполнения задания.

Найди лишнее.

Здесь всё просто: слова на один звук, а одно слово должно отличаться по долготе или по типу чтения.

1) like, kite, little, bike.

2) tulip, pupil, mug, Sue.

Любое упражнение в игровой форме способствует более быстрому запоминанию и закреплению изученных правил чтения. На уроках в начальной школе такие игры позволяют разнообразить форму работы: индивидуальная, парная, групповая и обеспечивают быструю смену деятельности. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление учащихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее, а процесс чтения любимым.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации