Статья на тему «Междисциплинарный день в начальной школе»
Особенности проведения междисциплинарного дня в начальной школе
Являюсь учителем начальных классов и классным руководителем 3 а класса МБОУ «СОШ №1» пгт.Нижний Одес. В прошлом учебном году мною впервые был проведён междисциплинарный день в рамках ежегодной Декады начальных классов. Тема: «День М.В.Ломоносова». Перед тем, как реализовать свою давнюю мечту, была проведена определённая подготовительная работа: установлена необходимость проведения такого дня, определена тема, цель, решаемые задачи, выстроен план работы. Сначала - теоретическая подготовка учителя. Затем - практическая работа – составление плана работы, организация необходимых мероприятий. В классе была организована выставка «Волшебный бисер», на которой представлены изделия из бисера, хранящиеся в семьях учащихся нашего класса. С каким трепетом ученики представляли историю вещей, рассказывали о появлении семейных реликвий. Особое внимание вызвали поделки, выполненные из бисера членами семьи. Впечатлились настолько, что предложили и провели квест- игру «Творческая мастерская», на одном этапе которого делали коллективную поделку «На лугу» из этого замечательного материала. Эвристическая беседа «Зачем нужен телескоп?» прошла на занятии внеурочной деятельности. На этапе актуализации опорных знаний и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии вышли на понятие «телескоп», последующие этапы позволили открыть новое знание и включить его в систему ранее открытых знаний.
Библиотечный урок «Михайло Ломоносов» прошёл в Детской библиотеке- филиале №19 пгт.Нижний Одес интересно и увлекательно.
План междисциплинарного дня:
Мероприятие |
Ответственные |
Время и место проведения |
Подготовительные мероприятия |
|
|
Библиотечный урок «Михайло Ломоносов» Классный час «Великий русский учёный» |
Русанова М.С.
Устилко В.И. |
13.11.2017 г. Детская библиотека- филиал №19 пгт.Нижний Одес
|
Выставка «Волшебный бисер» |
Самойлова Надежда Чистяков Никита Мизгачёва Татьяна Белоголова Мария |
04-15.11.2017 г. Кабинет №41 |
Междисциплинарный день во 2 а классе 15.11.2017 г |
||
Познавательная беседа «Что такое МГУ?» |
Мезенцева Л.П. |
школьный музей «Парма» |
Русский язык. Списывание текста «Михаил Ломоносов». |
|
|
«Лаборатория любознательных ребят» «Свойства бумаги» «Викторина «Назови предмет лаборатории»,
|
Устилко В.И., родительский комитет Карапиш Никита – сбор материала для выполнения учебно - исследовательской работы «Её величество БУМАГА» |
Кабинет №41 |
Викторина «Зачем нужен телескоп?» |
Устилко В.И. |
Кабинет №41 |
Изготовление творческой работы «Бумажная мозаика» (в стиле «Обрывная аппликация») |
Устилко В.И. |
Кабинет №41, урок технологии |
Эксперименты с бумагой (на переменах, во внеурочной деятельности) |
Устилко В.И. |
Кабинет №41 |
Мероприятия по итогам проведения Недели Ломоносова |
|
|
Квест- игра «Творческая мастерская» |
Устилко В.И. Родительский актив: Головишина М.Н ( пальчиковое рисование, рисование ладошками) Мизгачёва О.С. (помощник, консультант) Самойленко О.В (аппликация из круп) Тиранова В.А. (оригами) Чикулаева О.С. (бисероплетение) |
16.11. 2017 г. Рекреация начальной школы. кабинет № 41 |
Обобщение опыта, выявление трудностей, ошибок, представление положительного опыта в педагогическом сообществе |
Устилко В.И. Выступление на заседании ШМО классных руководителей |
Апрель 2018 г. |
Викторина «Зачем нужен телескоп?» |
Устилко В.И. |
17.11.2017 г. Кабинет №41 |
Что такое междисциплинарный день в начальной школе? Это день, когда события в классе соединены одной темой. Мероприятия урочной и внеурочной деятельности связаны и переплетаются друг с другом. Учащиеся получают и преобразовывают информацию, затем обобщают её в виде итогового продукта. Такие события запоминаются детям, делают обучение интереснее и ярче для маленьких исследователей. Почему междисциплинарный день был проведён по этой теме? День рождения великого учёного, художника, писателя, историка - 19 ноября 1711 г. У учащихся нет полной картины о роли этого выдающегося гражданина России.
При изучении познавательных способностей учащихся 1а класс в 2016-2017 учебном году было выявлено, что большая часть учащихся имеют высокий и средний уровень интеллектуального развития, испытывают интерес к овладению новыми знаниями, у них сформирована высокая учебная мотивация. Исходя из этих данных, был составлена система работы по корректированию и развитию интеллектуальных и эмоциональных способностей, взаимодействию с социумом посёлка, специалистами МБОУ «СОШ №1» пгт.Нижний Одес, организацией внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
Идея междисциплинарного дня реализована с помощью нескольких мероприятий, которые подчинены одной теме. Вводная беседа, на которой дети провели этап целеполагания, определили этапы работы, их последовательность, необходимые материалы и оборудование. «Лаборатория любознательных ребят» проводится в классе постоянно (праздник, мастер-класс, эксперимент). Ожидание необычного, новые открытия, нестандартные формы работы – всё оправдалось. Устали, но усталость от проделанной работы была приятной. Ярким завершением стало выполнение творческой работы в технике «Обрывная аппликация» Сделали вывод, что такие дни будем проводить и дальше.
3. Темы исследований учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предметов.
Прекрасную возможность отработки исследовательских приёмов представляет внеурочная деятельность, Проводить работу в данном направлении помогает «Лаборатория любознательных ребят».
В первом классе проводились простые наблюдения («Подбери лист по форме, цвету и размеру», «Найди лист- противоположность»). Практические работы - «Извержение вулкана», «Образование облаков», «Яйцо динозавра». Ярким мероприятием стал мастер-класс «Волшебники». Рисовали на молоке чернилами, проводили простейшие эксперименты. Эффектно, зрелищно прошло это мероприятие. Что запомнилось ребятам? Всё, начиная с подготовки необходимого оборудования, заканчивая созданием картины на пене для бритья с помощью чернил.
Во втором классе «Лаборатория любознательных ребят» была посвящена бумаге. Данные экспериментов стали практической частью учебно-исследовательской работы «Её величество БУМАГА», которую провёл и защитил Никита Карапиш. Интересно? Очень. Видеть искрящиеся детские глаза, получать множество вопросов, на которые невозможно сразу ответить.
Необходимые инструменты и оборудование:
-2 лабораторных стакана (на каждую пару учащихся)
-стеклянная палочка для размешивания.
-кусочки бумаги на парту: 2 листочка картона, бумаги, салфетки.
-жидкое мыло.
- пипетка (одна на парту).
-фонарик (один на парту).
- резиновые перчатки (для каждого участника).
- инструкция по технике безопасности.
Таблица «План проведения «Лаборатории любознательных ребят»
№ п/п |
Этап деятельности |
Форма проведения |
1 |
Инструктаж по технике безопасности |
Инструктаж |
2 |
Определение цели работы, необходимого оборудования, подготовка рабочего места |
Беседа- диалог, повторение опорных знаний о лабораторном оборудовании |
3 |
Проведение практической части |
Практическая работа |
4 |
Подведение итогов, определение самооценки деятельности |
Рефлексия «Лесенка успеха» |
Таблица «Маршрутный лист для учителя»
|
Свойство бумаги |
Деятельность учащихся, возможный вывод |
1 |
Прозрачность бумаги. |
– накладываем картинку и смотрим, как она просвечивает. Светим фонариком через разные виды бумаги. Вывод: Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает. |
2 |
Прочность бумаги. |
Порвите подготовленный лист бумаги (сначала - тонкий лист. Затем - толстый). Вывод: Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием. |
3 |
Мягкость бумаги. |
Сомните лист бумаги, подготовленный для эксперимента. Вывод: Бумага мнётся. Чем толще бумага, тем шар больше получился. |
4 |
Сгибание. |
Согните в произвольном направлении лист бумаги. Понаблюдайте. Как у вас это получится. Вывод: Бумага легко сгибается. |
5 |
Сминание. |
Сомните лист бумаги. Вывод: Любая бумага легко сминается. Мы сминали бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара. |
6 |
Пористость. |
На лист бумаги капните штемпельной краски или чернил, понаблюдайте, что произошло. Что позволило впитаться краске? Правильно - между волокнами есть поры, в них краска и впитывается. Вывод: бумага пориста. |
7 |
Разрезание. |
Берём ножницы (правила безопасности), разрезаем лист бумаги на произвольные кусочки. Вывод: Любая бумага режется ножницами. |
8 |
Влагостойкость |
Положите перед собой подготовленный лист бумаги, капните на него водой с помощью пипетки. Понаблюдайте, что произошло. Вывод: Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды !!! |
9 |
Горючесть
|
? – Можно ли этот опыт проводить в классе? Нет. |
|
Опыт. |
Берём 2 стакана с водой, в один стакан добавляем жидкое мыло, размешиваем. Затем бросаем в каждый стакан бумажный комок, наблюдаем, делаем вывод. |
Таблица «Маршрутный лист для ученика»
|
|
Вывод |
1 |
Прозрачность бумаги. |
|
2 |
Прочность бумаги. |
|
3 |
Мягкость бумаги. |
|
4 |
Сгибание. |
|
5 |
Пористость. |
|
6 |
Разрезание. |
|
7 |
Влагостойкость |
|
8 |
Горючесть
|
? – Можно ли этот опыт проводить в классе? |
|
Опыт. |
|
Межпредметные и метапредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Важно учитывать основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся). Учитель начальных классов имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. Данное мероприятие позволяет реализовать межпредметные связи, формировать универсальные учебные действия, определённые федеральным государственным образовательным стандартом. Метапредметные универсальные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях. Эта тема достаточно глубока и информативна. Остановлюсь на кратком перечислении формируемых в ходе данного мероприятия универсальных учебных действий.
№ |
Этап работы |
Межпредметные связи |
Формируемые УУД |
|
1 |
Практическая работа |
Окружающий мир, технология. Окружающий мир, литературное чтение. |
Познавательных УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
|
|
4.Междисциплинарные дни, проводимые в школе, требуют большой подготовки от учителя. Многое зависит от того, насколько мобилен учитель, как налажена совместная деятельность образовательного учреждения и социума населённого пункта. Проводить такие дни, конечно, нужно. Почему? Потому что очень высока информационная, эмоциональная ценность данного вида работы. Однако важно не перестараться. Если такие дни проводить часто, пропадёт интерес у учащихся, быстрее наступит «выгорание» учителя, пропадёт новизна. Достаточная периодичность – один раз в год.
Трудности, с которыми может столкнуться учитель:
Недостаточно информации по методике проведения таких дней и данной теме.
В связи с высокой загруженностью учителей нет свободного времени на реализацию дополнительно поставленной цели - проведение междисциплинарных дней.
Трудно определить круг учебных предметов, которые можно связать в «единую связку».
Фотографии. Выставка «Волшебный бисер».
Фотографии. «Лаборатория любознательных ребят» «Свойства бумаги»
Фотографии. Знакомство с подзорной трубой.
Урок технологии. Техника «Обрывная аппликация».
Творческие работы, выполненные учащимися 2а класса
Самойленко Елена Дыкун Ксения
Мизгачёва Татьяна Карапиш Никита