Учитель начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 143
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани
Парамонова Вероника Геннадьевна
Праздник «День родного языка»
Тема: Богатство русского фольклора .
Цель: знакомство с русским фольклором и сохранение традиций.
Задачи:
- развивать интерес к русскому фольклору;
- создать условия для сплочения коллектива детей
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к своим корням
Оборудование: народные костюмы, глиняные заготовки, нитки и ткань, ножницы, народная музыка, выставка народных промыслов и работ родителей.
.
Ход мероприятия
Детей и родителей приглашают в класс две девочки-ведущие под музыку « Где был, Иванушка» Ансамбль «Ручеёк»
1 ведущая:
- Пожалуйте, гости дорогие! Для каждого найдется и местечко, и словечко.
Берёза, моя берёзонька! Берёза раскудрявая!
Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!
На тебе, березонька, листья зелёные!
Близ тебя, березонька, красны девицы,
Да добры молодцы хоровод ведут!
2 ведущая:
- Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.
Важным развлечением для маленьких детей являлись потешки. Их было очень много. И они были разнообразны. Чтоб потешка понравилась ребенку, ее необходимо было выразительно и красиво преподнести – рассказать.
Потешка «Кисонька» (слушаем в записи)
(инсценируют дети)
1 сценка.
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
2 сценка.
- Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди сюда.
- Да он не идёт.
- Так сам иди.
- Так медведь не пускает.
Потешка «Пальчики» (в записи) (играем вместе с детьми)
(инсценируют дети)
3 сценка.
- Здорово, кума!
- Да на рынке была.
- Никак глуха?
- Да,, купила петуха!
- Прощай, дорогая кума!
- Нет! Не дорого всего гривенник дала.
4 сценка
- Мы вчера по дороге шли?
- Шли.
- Лапоть нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Далю
- Ты его взял?
- Взял.
- Так где он?
- Кто? (три раза повторить всё с большей интонацией)
Потешка «Ладушки» (в записи) (играем вместе с детьми)
(инсценируют дети)
5 сценка.
- Ульяна, где ты была?
- В новой деревне.
- Что в новой деревне?
- Праздник намедни.
- Кто приходил?
- Утка в юбке, селезень в обутке, курочка в серёжках, петушок в сапожках, корова в сарафане, свинка в рогожке – нет её дороже.
6 сценка
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. В шубе на печи согреться можно.
Потешка «Каравай» (слушаем в записи) (водим хоровод вместе с детьми)
(инсценируют дети)
7 сценка
- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, раз мать велит, надо идти.
Потешка «Тра та та» (слушаем в записи) (поем вместе с детьми)
1 ведущая:
Как богат и красив народный язык! В старинных словах мудрость народа. Но какие же посиделки без игр. Приглашаем вас поиграть. На наши вопросы отвечать!
- Дух дома, живший за печкой? (Домовой)
- Злая лесная старуха - волшебница и ведьма? (Баба - яга)
- Чародей, смерть которого спрятана в нескольких волшебных предметах? (Кощей Бессмертный)
- Девушка - рыба с длинными зелеными волосами? (Русалка)
- Хозяин леса и зверей? (Леший)
- Хозяин воды, чаще всего живший у мельницы или в омуте? (Водяной)
- Мифологический дух, который мог изменить свой облик, превратившись во что угодно? (Оборотень)
- Герой русской мифологии, который все вокруг разрушал своим посвистом? (Соловей - разбойник)
- Летающее чудовище о нескольких головах? (Змей Горыныч, или Чудо - юдо)
Очень известны и народные инструменты. Давайте попробуем с вами сыграть на них известную мелодию. (дети пробуют). Трудная это работа? Сейчас тоже существуют ансамбли народных инструментов. Давайте послушаем.
Слушаем « Ложкари» - Игра на ложках
2 ведущая:
- Большое количество и народных промыслов. Многие изделия представлены на нашей выставке. Наш народ до сих пор создает изделия своими руками. Вот посмотрите, здесь представлены работы ваших бабушек, мам и дедушек.
- Я предлагаю вам разрисовать одно из народных изделий (глиняные изделия раскрашиваем гуашью)
- Поработали, а теперь давайте немного отдохнем, на вопросы поотвечаем. Посмотрим как вы знаете праздники русские.
- Какое название имеет канун Рождества? (Сочельник)
- Старинный славянский праздник проводов зимы? (Масленица)
- Главное угощение Масленичной недели? (Блины)
- В какой день Масленичной недели было принято просить прощения? (В воскресенье)
- Как называется период, в течение которого люди воздерживаются по религиозным причинам от многих продуктов? (Пост)
- Главный предмет Пасхи, символизирующий зарождение новой жизни? (Яйцо)
- Как называется попытка заглянуть в будущее или получить послание от богов? (Гадание)
Частушки (дети исполняют под музыку)
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было ребят,
Кто бы пел частушки.
А у нас во дворе
квакали лягушки,
а я с печки босиком,
думала подружки.
По деревне я шла,
и Андрюшу видела
Под кустом сидел и плакал:
курица обидела.
Сидит ёжик на берёзе –
белая рубашка,
На головке сапожок,
на ноге - фуражка.
Очень скоро Петя будет
самым сильным в мире.
А пока соседей будит.
Грохотаньем гири.
1 ведущая:
- А теперь я предлагаю вам сыграть в подвижную веселую народную игру «Золотые ворота». (все присутствующие играют под музыку)
- Поиграли, а теперь и поработаем. Давайте изготовим для себя и своих близких оберег. Оберег – это предмет, обладающий охранительной силой. Его делают своими руками, да с добрыми мыслями. (изготовление куклы)
2 ведущая:
- Вот мы и вспомнили русский фольклор. Давайте повторим, чем мы сегодня занимались. Понравился вам праздник? Что нового мы сегодня узнали? А завершим мы наш праздник танцем.
Русская плясовая «Калинка-малинка» (танцуют все)