Классный час во 2 классе «Начало славянской письменности»
ПрезентацияPPT / 1.95 Мб
/data/files/d1674899323.ppt (Презентация)Классный час во 2-Б классе
Начало славянской письменности
Провела Алексеева Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 30 г. Комсомольска-на-Амуре
Цели:
1. Познакомить учащихся с возникновением славянской письменности.
2. Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
3. Привить любовь к родному языку.
УУД:
Коммуникативные: создать условия для формирования умения слушать, принимать участие в беседе.
Личностные: создать условия для развития гражданских и духовно – нравственных качеств личности учащихся.
Регулятивные: создать условия для формирования умений действовать по плану.
Познавательные: создать условия для расширения знаний о славянской азбуке, для расширения кругозора.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Введение в тему
- Ребята, давайте с вами попробуем себе представить жизнь без письменности. Что было бы, если бы мы не умели писать?
Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы. (Слайд 1)
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наш сегодняшний классный час и посвящен первой азбуке, длинной-длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности. (Слайд 2)
Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. Он стал отмечаться в нашей стране с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков.… Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
II. Слово учителя
Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. (Слайд 3)
Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) (Слайд 4) и перевели на славянский язык Евангелие, Псалтырь, Апостол и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.
Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла. (Слайд 5)
Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма.
Вспомним, что такое уставное письмо? (Слайд 6)
(Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами).
Редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале. (Слайд 7)
Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах. (Слайд 8)
Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни. (Слайд 9)
Теперь вам легко представить, как выглядели книги в древности.
Как вы думаете что значит выражение «Прочитал бы от доски до доски»?
(«От доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).
Если внимательно изучить азбуку, кто-то, может быть, даже смог бы написать книгу…Главное - начать… с красной строки. Объясните, что это за строка.
(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).
III. Викторина «Кто внимательнее» (Слайды 10,11)
– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями, умом и знаниями)
– Какую должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?
– В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?
А. В городе Солуни Б. В Херсонесе В. В Константинополе
– В какой день прославляют св. братьев Кирилла и Мефодия?
А. 20 июня Б. 24 мая В. 15 марта
Сегодня мы ведем разговор о письменности, о книгах, о буквах. И я предлагаю вам вспомнить народную мудрость о книгах, грамоте, учении, которая выражается, прежде всего, в пословицах, поговорках, крылатых фразах. Если вы затрудняетесь, то можете найти подсказки в нашем кабинете (висят высказывания на доске, стенах и т.д).
III. Пословицы (Слайд 12)
Век живи, век учись.
Учиться никогда не поздно.
Ученье-свет, а неученье - тьма.
Сперва аз, буки, потом и все науки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Кто силен в науке, не знает скуки.
С мудрым знаться – ума набраться.
Красна пава перьем, а человек ученьем.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
IV. Загадки (Слайд 13)
1. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
(Буквы алфавита)
2. Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет.
(Бумага, буквы, пишущий)
3.Что находится между горой и долиной?
(Буква И)
4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА).
V. Кроссворд
На парты раздается кроссворд с вопросами по всему классному часу.
Кроссворд
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 7п | | | | | | | | | с8 | | | | | |
| | 1м | о | р | а | в | и | я | | 2 ф | и | л | о | с | о | ф | | |
| | | | о | | | | | | | | | л | | | | | |
| | | | с | | | | 9м | | | г10 | | у | | | | | |
| | | | 3в | о | е | н | а | ч | а | л | ь | н | и | к | | | |
| | | | е | | | | й | | | а | | и | | | | | |
| | | | т | | | | | | | г | | | | | | | |
| | | | и | | | | | | | о | | | | | | | |
| | | | т | | | | | | 4а | л | ф | а 11 | в | и | т | | |
| | | | е | | | | | | | и | | з | | | | | |
| | | | л | | | с12 | | | | ц | | | | | | | |
| | | 5к | и | р | и | л | л | и | ц | а | | | | | | | |
| | | | | | | а | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | в | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | я | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | н | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 6п | с | а | л | т | ы | р | ь |
| | |||
| | | | | | | к | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | и | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | й | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий.
2.Как современники называли Кирилла за его ученость?
3. Кем был отец славянских просветителей?
4. Совокупность букв или других знаков данной системы письма
5. Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита.
6. Книга, которая была переведена с греческого языка святыми братьями Кириллом и Мефодием.
По вертикали:
7. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний?
8. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия?
9. Месяц года, в котором празднуется память святых братьев Кирилла и Мефодия.
10. Одна из двух древних славянских азбук.
11. Буква кириллического алфавита.
12. Как назывался язык, на который Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги?
VI. Выполнение рисунка буквы кириллицей
VII. Итог занятия
Выставка рисунков