
Подростки «группы риска»

Проблема "группы риска" среди подростков
Причины:
1.Морфологические и физиологические изменения,
делают организм подростка более уязвимым и
повышают риск соматических заболеваний;
2. Нервные и психические заболевания;
3. Расширение сферы социальных отношений,
новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.

1.«Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок
испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со
стороны взрослых, подвергается насилию и жестокому
обращению..»
Факторы риска:
2. Соматические заболевания
и тяжелые травмы.
Не менее опасны заболевания ЦНС
3. Неблагополучная ситуация в
отношении подростка со сверстниками

Подростки с явлениями психической неустойчивости.
«Ребенок – это большая ответственность и долг,
за ним нужно ухаживать полноценно,
давать ему любовь и ласку, или же он
вырастет психологически неполноценным .»
«безвольные»
«повышенно - внушаемые»
«с неустойчивым настроением»

1.отсутствие чувства долга,
неспособность тормозить свои желания,
подчиняться требованиям школьной
дисциплины.
2.быстро теряют интерес к занятиям и
постоянно нуждаются в стимуляции извне
(поощрение, напоминание, перемена видов
деятельности).
3.при затруднениях в учебе они нередко
уходят с уроков,
катаются на городском транспорте,
играют в футбол.
4.Побеги из школы и дома являются одной
из основных
форм защитной реакции,
хотя в значительной мере
служат удовлетворением
инфантильных потребностей.
Характерные психологические
особенности:
Виды работы психолога:
формирование личностных качеств –
правильной самооценки,
чувства ответственности и долга,
целенаправленной деятельности

педагогическая
запущенность
недостаточную
сформированность
общих знаний
и представлений
отставание
речевом развитии
выраженное
отрицательное
отношение
к учебе
установка на
физический труд
Подростки "группы риска" с преобладанием явлений
аффективной возбудимости
Центральное проявление их школьной дезадаптации –
аффективные разряды,направленные
на сверстников и взрослых.
Склонность к разрешению конфликтов
путем агрессии делает такого
подростка опасным для окружающих
Подростки с ЗПР.

«группа риска»
Взаимодействие между всеми специалистами,
работающими с данным контингентом детей и их родителями.
Врач- психоневролог
дефектолог
психолог
логопед
социальный педагог
родители
классный
руководитель
Задача психолога:
-оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми,
формирование у него чувства собственного достоинства
и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели
и владеть собой.

Основные направления деятельности психолога
наблюдение,
2.беседа с родителями и учителями,
с самим учащимся,
3.проективные методы
(например, рисунок «семья»,
незаконченные предложения).
4.диагностика
«Определение склонности к отклоняющемуся поведению»( А.Н.Орел)
5.тренинги и аутотренинги
6.развитиие процессов, как внимание,
памяти, мышления, развития восприятия и
ориентировки в пространстве,
коррекционные упражнения, направленные на развитие образного,
логического мышления, формирование приемов самоконтроля.
Методы:

План работы педагога - психолога
с детьми группы риска
I. Работа с учащимися
• посещение уроков с целью наблюдений за учащимися;
• проведение психодиагностики;
• помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута;
• разбор конфликтных ситуаций.
II. Работа с родителями учащихся
• посещение семей группы «риска»;
• проведение консультаций для родителей;
• выступление на родительских собраниях
• разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.
III. Работа с пед. коллективом
• консультации по результатам психодиагностики;
• выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска»;
• выступление с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях;
• проведение семинаров для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска».