12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Карина Пухлякова24
Россия, Саратовская обл., с.Усатово
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа с.Усатово

Краснокутского района Саратовской области









Исследовательская работа

«Возвращенные имена»

Дети войны – труженики тыла.



Выполнила:​​​​​​​

Пухлякова К. А.

Учитель истории







Усатово – 2019

Оглавление

Введение

Дети – герои Великой Отечественной Войны

Ребенок войны – труженик тыла Беланова З. Ф.Воспоминания.

Первая профессия и работа.

Послевоенное время

Пожелание нынешней молодёжи

Заключение

Список использованной литературы

Приложения





























Введение.

В этом году вся страна отметит 75– ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.

 Война коснулась наших земляков. Сколько горя, беды  принесла в наши семьи. Почти в каждую семью приходили похоронки. Мы увековечили память об этой страшной войне. Об этом свидетельствуют музеи, архивы, книги-памяти, мемориальные плиты, памятник погибшему солдату, где мы можем прикоснуться к памяти наших земляков, которые сражались на фронтах, а так же в тылу.

 На уроках истории, а также на классных часах и мероприятиях, которые проходили в нашем школьном музее «Трудовой и боевой славы» мы много времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть затрагивали тему «Труженики тыла и дети войны в годы Великой Отечественной войны».

  Меня заинтересовала данная тема. Захотелось больше узнать о военном времени, о детях и подростках, лишенных детства, которые пережили трудные военные годы. Ведь о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем.

  Когда мне предложили поучаствовать в конкурсе творческих работ для учащихся «Возвращенные имена»», я, не раздумывая, согласилась.

Хочу рассказать о моей прабабушке Белановой Зои Фёдоровне, которая  является ребенком войны, труженицей тыла, об этом свидетельствуют ее  награды, грамоты, которые она заработала честным трудом в годы войны.



Цель данной исследовательской работы:

    Узнать, о жизни детей и простого народа в годы  Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли женщины - труженицы тыла, приближая Великую Победу. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.

     При выборе методов исследования я использовала встречи и беседы со своей прабабушкой –Белановой Зоей Федоровной - труженицей тыла, изучала литературные источники, музейные архивы.

    Так определились этапы моей работы:

Встреча и беседа с прабабушкой.

Изучение литературы и периодической печати. Посещение школьного музея и беседа с учителем истории Пухляковой К.А.

Оформление работы.

    Для достижения цели были  поставлены задачи:

На примере своей прабабушки изучить условия жизни народа в военные годы (из беседы) и в настоящее время;

Проанализировать жизнь детей военного времени, их увлечения и мечты;

Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;

Узнать, какой вклад внесли женщины - труженики тыла, приближая

Великую Победу.

Донести моим сверстникам  правду о той жестокой войне, забытом детстве и тяжелом труде, которые  легли на наших прадедушек и прабабушек.









Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Дети войны /Людмила Голодяевская/


Дети – герои Великой Отечественной Войны.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов в ряду других войн занимает особое место и по времени, и по охвату территории, и по количеству героических поступков, совершаемых советскими людьми. Герои этой войны – фронтовики, погибшие, умершие от ран и чудом оставшиеся в живых. Герои этой войны – труженики тыла, без которых невозможна была бы победа. Герои этой войны – партизаны и участники движения сопротивления, не щадившие своих жизней за свободу Отчизны.

Страдавшие от этой войны все – и взрослые, а особенно дети.

Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.

Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира - вечные

темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».

Я выбрала эту тему, потому что я сама ребёнок, и я не хочу войны, а также мне не безразлична судьба тех людей, что живут рядом со мной, в одном поселке, людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.

Как же жили тогда, дети войны?

Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.

Когда началась война, моей прабабушке шел всего 17 год. Взрослая – скажете вы! Ребенок – отвечу я, подросток. В школу она пошла с 8 лет в

с. Федоровка Мокроусского района. Училась хорошо, любила математику. Хотела пойти учится на учителя, но ее мечтам было не суждено сбыться, по крайней мере следующие 4 года. Когда в июне 1941 г. Объявили о начале ВОВ, она не поверила, впрочем, как и все жители деревни. Но, когда началась мобилизация, люди осознали, что впереди неизвестность. У прабабушки Зои в то время старший брат – Андрей, отслужив 4 года, должен был вернуться с армии, но, в связи с началом Второй мировой войны, остался еще, как потом оказалась, на 4 года. Мечты моей прабабушки - молодой, энергичной девушки – подростка развеялись, как дым. Детство закончилось очень быстро, как и для все ее сверстников - многих забрали на фронт. Прабабушку тоже хотели призвать на фронт, но, т.к. брат был на войне, отец прабабушки был слеп, и на фронт ее не взяли, пожалев родителей, отправили учится на комбайнера в г. Красный кут.

На вопрос, что она чувствовала в тот момент, прабабушка ответила – страх перед неизвестностью. Страх за родных и, в первую очередь за брата, который оказался лицом к лицу с врагом на передовой.


Ребенок войны – труженик тыла Беланова З. Ф. Воспоминания.

Так начался самый тяжелый период в жизни моей прабабушки. Но, несмотря на это, она старалась не унывать, видь вера в победу нашей армии была для нее, на тот момент, самым главным!

Она училась на комбайнера, чтобы быть полезной нашему государству, нашей армии, видь весь хлеб, который они в дальнейшем собирали, шел на фронт.

«Когда я первый раз села за штурвал этой огромной машины – было страшно. Но все получалось и это радовало. Был случай, когда я и мой штурвальный – Галина, забыли поднять жатку, когда поворачивали, что произошло дальше – помню с трудом, потому что поле начало гореть. Откуда взялась искра – не понимаю. Мы с Галюшей выскочили с комбайна и, сняв с себя ситцевые платьица, начали тушить огонь. Сама удивляюсь как нам это удалось. Мы плакали, видь каждый колосок был дорог. Это бл колосок жизни для наших солдат. А мы жили почти впроголодь. Зерна были горы, но мы знали, что там – голодают. Нам было стыдно взять даже горстку, да и нельзя, т.к. всех судили по закону военного времени. Затем я работала поваром в бригаде.Около 3х месяцев в этом же совхозе работала учетчиком, счетоводом. Все это было в поселке Горный Федоровского района. Что помню…. помню голод. Варили лебеду, ели как суп. Она, лебеда соленая ж вот и хлебали. Летом был рай, а вот зимой. Совсем голодно. Но, Саратовскую область особо не бомбили. Но мы слышали, как бомбили Сталинград. Было страшно. Всех немцев, которые жили в нашей области, мирных немцев, в срочном порядке эшелонами сослали в Сибирь. Они бросали дома, скотину. Многое видала. Затем вышла замуж я за Ивана. Его по ранению комиссовали, мы поженились. А родина его на Украине. Мы уехали туда. Победу я встретила там – на Украине. Был дождь. И солнце светило ярко. По радио объявили о победе Советских войск и о взятии Берлина. Плакали от счастья, поздравляли друг друга. Мамка написала, что брат с войны вернулся, его 2 раза ранило очень сильно во второй раз. Он лежал под скирдой неделю. А когда его нашли, в ране черви завелись. Но он выжил. Правда к родителям не вернулся, уехал в город Энгельс, работал на стройке, да и себе избу построил. В 1956 году умер. А мы с Ваней в 1953 г приехали в с.Усатово. На тот момент у меня уже было 4 сына – Володя, Гена, Коля и Витя. А уже в Усатово родилась Нина. Тяжело было – не хватало еды, одежды. Одежды особенно не хватало. Когда Нине было 2 годика, мой муж умер. Вот и осталась одна с 5 детьми. Я работала в МТМ уборщицей, затем сторожем на мех. току. Какое то время была почтальоном, секретарем в сельском совете ( взяли потому что умела считать и хорошо знала математику ). В 50 лет вышла на льготную пенсию. Награды имеются в основном «Труженику тыла» и благодарственные письма с Кремля. Но многие медали растерялись, остались последнии 4 штуки . Удостовернение имеется. Хочу сказать что после войны было жить тяжелее, чем во время нее. Почему? Потому что сначала и не было совсем ни чего. Потом начали копить деньги, собирать и тут инфляция. Сейчас у меня осталась одна дочь – Нина. Сыночки умерли все. Мне уже 94 года. Но период войны и чувство голода я не забуду никогда. Хочу пожелать нынешней молодежи – берегите друг друга. Жизнь так коротка. Еще мне больно видеть, как выбрасывают хлеб. Бывает и в помои. Сердце разрывается при этом, видь мы до последней крошки все доедали. Берегите хлеб, отдайте эти крошки лучше птичкам, но не выкидывайте в мусорку. Главное – что бы не было войны.»


















Заключение.

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.

Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Призыв Коммунистической партии - «Все для фронта, все для победы над врагом» - был активно поддержан всем советским народом.

Время, прошедшее со Дня Победы, для тех, кто ей завоевал, – это миллион шагов до германской столицы, сотни погибших земляков и однополчан. Для тех, кто трудился во имя Победы в тылу, – это сотни бессонных ночей возле станков, строки фронтовых писем, заученные наизусть, бесчисленные приступы отчаяния, справиться с которыми помогли лишь надежда, вера и любовь. Память Победы – это боль, и гордость, и радость, и слезы, и скорбь – всё, что не сосчитать и не измерить, так же, как героев и жертв Великой Отечественной войны.


Список используемой литературы

Архив школьного музея «Трудовой и боевой славы»

Воспоминания Белановой Зои Федоровны

Дети войны /Людмила Голодяевская/

























Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 07.09.20 в 13:40 0 Ответить Пожаловаться
Не поняла Здесь-автор ребёнок!-https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-deti-voyni-3686633.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.