ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ВИДЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.
Детские страхи - это очень серьезная проблема для детей и родителей.
Все без исключения страхи условно можно разделить на две большие группы: страхи «врожденные» (или возрастные) и страхи «приобретенные» («невротические», «внушенные»). «Врожденные» страхи - это страхи, которые свойственны тому или иному детскому возрасту.
«Врожденные» страхи вполне естественны и обусловлены тем, что в детстве фантазия, воображение и образное мышление развивается очень быстро, бурными темпами и при этом намного опережают получение реальных знаний о мире. К тому же большая часть полученной извне информации сознанием ребенка не воспринимается, зато остается на бессознательном уровне. Диапазон детских страхов ограничен только фантазией ребенка, а она - безгранична. Наиболее интенсивно возрастные страхи проявляются у эмоциональных детей.
Самые распространенные страхи в возрасте от 2 до 5 лет - боязнь недостаточной любви родителей и страх одиночества. Эти страхи особенно обостряются, если семья конфликтная, тревожная обстановка, при появлении второго ребенка и при поступлении ребенка в ясли или детский сад. В детском саду ребенок может быть поначалу неконтактным, отказываться от еды.
Возраст от 2 до 5 лет - это еще и период страхов перед чудовищами, сказочными персонажами. В это время фантазия ребенка может развиться настолько, что он способен вообразить себя на месте других людей и осмыслить все опасности, которые ему могут грозить.
К этим страхам можно также добавить страх перед уколами и перед обработкой ран и ссадин перекисью водорода и зеленкой. Дети, которым часто делают уколы, особенно болезненные, начинают бояться медицинских работников и вообще людей в белых халатах.
В этом возрасте дети боятся темноты и ограниченного пространства. Некоторые дети категорически отказываются ездить в лифте, несмотря даже на присутствие взрослых. Это говорит о чувстве незащищенности. Если родители доброжелательны, спокойны, предоставляют ребенку действовать самостоятельно и готовы прийти на помощь, если потребуется, то страхи постепенно уходят без следа.
Страху темноты подвержены почти все дети до 5 лет. У впечатлительных детей он сохраняется и дальше. Страх темноты связан с недостаточным ощущением безопасности. Ребенок не уверен в помощи и защите взрослых. А потому подсознательно боится нападения.
Для возраста от 5 до 7 лет характерны такие страхи, как страх потерять кого- либо из родных, страх совершить ошибку и боязнь опоздать.
Страх потери родителей особенно силен в неполных семьях, где родители развелись, где мать воспитывает ребенка одна.
В семьях с чрезмерно строгими, требовательными и бескомпромиссными родителями у ребенка может развиваться страх совершать ошибку. В результате ребенок вообще начинает бояться, что-либо делать, становится пассивным и безынициативным. Стремление все делать «правильно» может привести к навязчивому страху опоздания. В этом случае ребенок будет по сто раз спрашивать у вас, успеете ли вы вовремя. Он будет спрашивать у вас, хорошо ли вы заперли дверь, когда пошли на прогулку, не заберутся ли в квартиру воры и т.п.
Рассмотренные страхи носят временный, преходящий характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.
Однако, бывают другие страхи, их называют невротическими. Следует подчеркнуть, что невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. Невротические страхи возникают в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения, нервных процессов. На фоне невротического страха возможно появление других неврозов, астении (повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и т.д.). Если вы заметили что-то подобное у своего ребенка, не тяните, обратитесь к специалисту запускать этот процесс нельзя.
Литература
Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006.
Захарова А.И. Дневные и ночные страхи у детей,- СПб.: Речь, 2007.
Зубкова А. С. Детские страхи. - Академия развития.: Ярославль, 2007.
2