Урок литературы в 6 классе на тему «Детство, опалённое войной»

1
0
Материал опубликован 16 July 2019

МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

Урок внеклассного чтения

«Детство, опаленное войной»

(по повести Ю.Королькова «Партизан Леня Голиков» и

по рассказу Н.Богданова «Самый храбрый»)

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Воробьева Н.А.

2012 год

Урок внеклассного чтения

по теме: «Детство, опаленное войной»

(по повести Ю.Королькова «Партизан Леня Голиков» и

по рассказу Н.Богданова «Самый храбрый»)

Цели урока:

1) образовательная – показать учащимся, что война несет разруху, горе, выделить тему произведений, их основную мысль; познакомить с жизнью маленьких героев во время ВОв, вызвать интерес к книгам о детях на войне;
2) развивающая – развивать эмпатию (умение сопереживать, сочувствовать)
3)воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, уважительное отношение к памяти поколений

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка рисунков детей (иллюстраций к рассказам), выставка книг о войне, красная скатерть, свеча, звукозапись песни А.Петряшевой «Я хочу, чтобы не было больше войны».

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

предметные: показать учащимся, что война несет разруху, горе; выделить тему произведений, их основную мысль; познакомить с жизнью маленьких героев во время ВОв, вызвать интерес к книгам о детях на войне;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений, использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сценарный план урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учитель читает отрывок из стихотворения. А.Твардовского «Война»

- Ребята, что такое война? Что вы знаете о ней?

Размышления уч-ся о теме «Война»

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, формирование навыка составления синквейна, умение высказывать свое мнение по проблеме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с эпиграфом к уроку

Составление синквейна по теме «Война»

Целеполагание

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений, использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Формулируют задачи: узнать о жизни детей во время войны, с помощью анализа и синтеза раскрыть основную идею произведений

Основной этап.

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1.Подготовленный ученик рассказывает о Тане Савичевой

Записи основных моментов в тетрадь

2.Подготовленный ученик читает стих-ие М.Джалиля «Варварство»

Слушают, воспринимают

3.Беседа по рассказу «Самый храбрый»

 - Кто этот солдат?

-Чем же он отличился?

- Какие физические свойства ему помогали?

-Чем славился Ваня Санатов?

Ученики работают с текстом, характеризуют героя, оценивают его поступки, делают вывод.

4. Беседа по рассказу «Партизан Леня Голиков»

Как жил Леня до начало войны?

- Чем занимались дети в начале войны?

- Как готовились Леня с друзьями к борьбе с фашистами?

- Какие события, эпизоды в его жизни укрепили ненависть к фашистам?

-Какие подвиги совершил Леня в партизанском отряде

 Ученики работают с текстом, характеризуют героя, оценивают его поступки, делают вывод

5. Показ слайдов о пионерах-героях 

Записывают фамилии героев в тетрадь

Подведение итогов

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Какое было детство у тех ребят?

-Что им принесла война?

-Что мы можем сделать, чтобы такого больше не повторилось?

 

Учитель зажигает свечу, и звучит метроном (Минута молчания).

Звучит песня А. Петряшевой «Я хочу, чтобы не было больше войны», и идут слайды с фотографиями о войне.

 

Размышления детей: «А я смог бы так, как дети времен войны, как пионеры-герои?» Каждый подумает, как надо жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Рефлексия

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; совершенствование духовно-нравственных качеств личности

регулятивные УУД: саморегуляция;

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Что вы вынесли для себя с сегодняшнего урока?


 

Высказывания учащихся.

Домашнее задание

 

Написать сочинение на тему: «Мы должны это помнить».

 

Зачем ты, война,
У мальчишек их детство украла,
И синее небо, и запах цветка
?...
В.Радкевич

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

Слово учителя.   Война — жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет. (А.Твардовский)

- Ребята, что такое война? Что вы знаете о ней?

Сегодня мы поговорим с вами о том, как жили дети в годы ВОв, о чем мечтали, чего боялись. О том, как страшная дата, 22 июня, опалила детские судьбы, как, несмотря на то, что пережили дети, они не разучились верить, надеяться. Тема нашего урока - «Детство, опаленное войной». Эпиграфом к нашему уроку станут строчки из стихотворения В.Радкевича.

Каждый год наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Война 1941 – 1945 г.г. была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которую только знало человечество...
Предлагаю вам выразить своё осмысление слова
«война» при помощи синквейна. 

(По ходу выполнения детьми синквейна появляются слова на слайде)  Синквейн «Война»

Война

Страшная              жестокая

Стрелять    убивать      страдать

На волоске от смерти    

Горе

Учитель: Да, ребята, война – это горе, это боль.

Но ещё большую душевную боль вызывает тема детей на войне.

Учитель: Давайте послушаем историю одной девочки, детство которой опалила война.

Рассказ о Тане Савичевой. (Индивидуальное сообщение ученика)


- Самый страшный голод и бомбежки пережили жители Ленинграда. Долгие 900 дней (почти 2,5 года) город был в блокаде. Несмотря на то, что город обстреливали, взрослые ходили на работу, а дети в школу. Воды в городе не было. За водой ходили на озеро или реку. Зимой воду брали прямо из полыньи или из проруби. В этом городе жила девочка со своей семьей. Звали её Таня Савичева. Ничто не может передать атмосферу войны так, как рассказ очевидца, либо запись в личном дневнике. Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева записывала в свой дневник трагические события своей жизни. К сожалению, она умерла в июле 1944 года и не дождалась Победы. Но ее дневник до сих пор напоминает нам об ужасах фашизма…
Девочка, теряющая силы от голода и холода, писала неровно... У неё уже не осталось эмоций, остались силы только фиксировать факты. Таня просто записывала трагические «визиты смерти» в родной дом:


«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи. 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 г.».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 г.».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Умерли все». «Осталась одна Таня».


Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом и среди осколков нашла Танин дневник. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали… Но Танин организм так и не смог оправиться. Врачи в течение двух лет сражались за ее жизнь, но процессы в организме ребенка оказались необратимыми…Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в возрасте 14-ти с половиной лет.
- После войны был открыт мемориал памяти погибшим в Ленинграде. Страницы дневника Тани были высечены на гранитных плитах.


Учитель:- Таня перенесла ужасы войны в тылу. Но были дети, которые оказывались на линии фронта, на оккупированной немцами территории. Тогда их ждала другая участь. Об этом в своем стихотворении «Варварство» рассказывает татарский поэт Муса Джалиль.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят,
Пришел хмельной майор
И медными глазами
Окинул обречённых....
Детей внезапно охватил испуг
Прижались к матерям,
цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук.
Прервав проклятье.
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья.
Ещё не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать
Он плачет и, как лист сдержать
Не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже.
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу, против дула прямо.
Я, мама, жить хочу, не надо, мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждёшь?
И хочет вырваться из рук ребёнок
И страшен, плачь, и голос тонок
И в сердце он вонзается, как нож.
Не бойся, мальчик мой.
Сейчас. Вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза.
И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь. (М. Джалиль)

Учитель. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали,
разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули их юные сердца. Любовь к своему народу, ненависть к врагу позвали детей на защиту Родины.

Беседа по рассказу «Самый храбрый»

Учитель: Ребята, как начинается рассказ Николая Богданова «Самый храбрый»?

На фронте стояло затишье. Готовилось новое наступление. По ночам шли «поиски разведчиков». Прослышав про один взвод, особо отличившийся в ловле «языков», я явился к командиру и спросил:

- Кто из ваших храбрецов самый храбрый?

- Найдется таковой, - сказал офицер весело… и скомандовал – Самый храбрый – два шага вперед!

По шеренге пробежал ропот, шепот, и не успел я оглянуться, как из рядов вытолкнули, подтолкнули мне навстречу храбреца. И какого! При одном взгляде на него хотелось рассмеяться. Мужичок с ноготок какой-то…

- Кто этот солдат? (Гвардии рядовой Санатов)

-Как его описывает автор? (Он стал расстегивать ремешок с подбородка, которого не касалась бритва, а я внимательно разглядывать необыкновенного храбреца, похожего на застенчивую девочку-подростка, переодетого в солдатскую шинель. Чем же он мог отличиться, этот малыш?)

-Чем же он отличился?

- Какие физические свойства ему помогали? ( Голос, наводящий страх, маленький рост, цепкость)

- Почему он пошел воевать на фронт? (Отец его был знаменитым разведчиком. Все фашисты его боялись, но его ранили. …Так и обнаглели фашисты).

-Чем славился Ваня Санатов? (Другие славились счетом убитых врагов, а Ваня – счетом живых)

Учитель: Давайте обратимся к повести Юрия Королькова «Партизан Леня Голиков»

- Как жил Леня до начало войны? (жил счастливо и думал, что всегда будет такой его привольная жизнь)

- Чем занимались дети в начале войны? (помогали взрослым)

- Как готовились Леня с друзьями к борьбе с фашистами? (Сделали тайник и спрятали туда пулемет)

- Какие события, эпизоды в его жизни укрепили ненависть к фашистам? (немец затоптал его пионерский значок, маму заставили стирать немецкое белье в ледяной воде)

-Какие подвиги совершил Леня в партизанском отряде? (вытащил своего раненого товарища, за что был награжден медалью «За боевые заслуги»; достал очень важные немецкие документы, за что его представили к званию Герой Советского Союза).

Учитель:Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время

Пионеры-герои: (показ слайдов) (индивидуальное задание)

Это список можно продолжить на несколько страниц. Совсем юные герои награждены медалями посмертно. Многие удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза. Юные герои, сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из них не стали взрослыми.
Их жизнь оборвалась на рассвете. Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей
. Давайте почтим память погибших детей минутой молчания.

 Пусть горит эта свеча – как символ памяти о тех детях, чьи жизни унесла война.

Учитель зажигает свечу, и звучит метроном ( Минута молчания).

А сейчас прозвучит песня. И пока она звучит, пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А я смог бы так, как дети времен войны, как пионеры-герои?» И ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Звучит песня А. Петряшевой «Я хочу, чтобы не было больше войны», и идут слайды с фотографиями о войне.

Итог урока. Вот так на трудных дорогах войны ценой миллионов жизней, в том числе и детских, была завоевана победа.

Домашнее задание: Дома вы напишете сочинение на тему: «Мы должны это помнить».
- О чем можно написать в сочинениях? ( О детях, которые защищали Родину, о том, что дети всего мира и во все времена мечтали о мире. О том, что войну начали взрослые, а страдали дети)
- Напишите, как вы относитесь к войне.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.