Урок внеклассного чтения «Детство, опалённое войной» (7-8 классы)
Пояснительная записка к презентации
Урок внеклассного чтения 7-8 классы
Тема: Детство, опалённое войной ( слайд №1)
Цель и задачи урока:
создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать отклик на прочитанное произведение, на материале рассказа В.Богомолова « Иван» и повести В.Катаева « Сын полка», выявить специфику изображения войны и характера маленького бойца;
развивать словесно-логическое , критическое мышление учащихся путём аналитического чтения текста;
формирование интереса и уважения к истории Отечества;
воспитание патриотических чувств
Оборудование:
-слайд- шоу « Дети и война»;
- постеры «герои –антифашисты»;
-музыкальное оформление( песни военных лет в записи)
-выставка книг о войне, писателей разных лет
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут.
( слайд №2)
Ход урока
Оргмомент
Индуктор
- Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок -память, урок –боль по самому страшному, что может быть -это война. Война и судьбы таких же, как вы, мальчишек и девчонок, чьё детство оборвала война. Эпиграфом нашего урока будут слова: Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут.
Мы с вами увидим, услышим, верно ли это? Вы сегодня приготовили сообщения, выучили стихотворения, прочитали интересные произведения. Начнём наш урок
А)Проверка домашнего задания ( дети готовили стихотворения, справки –сообщения)( идут слайды с 3-16)
1.ученица ( Наташа) Я недавно смотрела старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить.
-Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жён потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
2.ученица (Жанна) Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память во век не убить.
Лебеда- их еда, а землянка- их кров.
А мечта- до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей.
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей о войне. ( Звучит песня « Москвичи»)
Учитель: Дети и война - понятия не совместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством
Никто не возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужасы войны. А что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
- Многое … Об этом через 70-лет говорят они сами.
Мальчик- рассказчик 1( Кирилл) : Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было 9 с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами. Мы стали с ними выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли линию фронта, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе4-й армии.
Мальчик - рассказчик2( Дима):В начале войны мне было 12 лет. Мо семья из Москвы не эвакуировалась В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки.. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпитале варили щи., Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
3-ученица:(Катя)Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из тёплой , полной снов постели,
Из комнат, где цвели цветы,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.
4- ученица( Марина): Мы слез тогда уже не лили,
Мы знали вкус полынь- травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Но что же, мы , зато, узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит - Родина за нами
И что такое наш народ.
Учитель Да, они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и в маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями пришли они на войну: кто-то освобождённый из плена, кто-то чьи братья или сёстры погибли, сироты или счастливые дети живых родителей…
Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость и лихость до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принесшем нам Победу.
Что чувствовали самые обездоленные дети войны- малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку- у них отняли Родину и свободу. У всех этих детей одиноково трагические воспоминания: голод, страх, боль, проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, газовые камеры ,кровь. Те, кому удалось уцелеть, может поимённо назвать своих спасителей. Дети никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от неволи и смерти.
Часто голодных, промёрзших, мальчишек привозили или приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой, согревали очерствевшие души, и долго терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться- война забрала у них всё. И суровые командиры сами и по просьбе солдат, «сдавались», нарушая инструкцию
4- ученица( Алина)Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевыен
На левый фланг, в солдатский строй
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать.
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать .( фонограмма песни « До свидание , мальчики» Б. Окуджава» )
За годы войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями. И пусть не все их имена сохранила история, но о многих их них написаны стихи и сложены песни, написаны повести и рассказы. Обратите внимание на постеры. Здесь у нас лишь некоторые из них.( Просмотр постеров « Пионеры герои и слайдов17-22 )
Жила в сердцах их взросла отвага,
В двенадцать лет по- взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага-
Сыны полков своей страны.
Тема нашего урока- Детство опалённое войной( слайд №23)
Целеполагание
Учитель - Итак, давайте сформулируем цели нашего урока: с
его дня мы анализируем художественное произведение не просто о войне, а произведения о маленьких героях большой войны, о сынах полка для того, чтобы….(дети дополняют)» увидеть какой была война на самом деле, окунуться в страшные реалии героического прошлого нашего народа, понять , что чувствует маленький человек в нечеловеческих, не детских условиях и что помогает ему оставаться человеком.
-Сегодня у нас в гостях два замечательных писателя- фронтовика
(Слайд24)
-Богомолов Владимир Осипович (1926-2003)- русский советский писатель. Родился в 1926 году в д. Кириловка Московской области. Участник Великой отечественной войны В действующей армии был рядовым, командиром отдельного взвода, офицером разведки. Награждён орденами и медалями. Служил в армии до 1952 года. Первое произведение опубликовал в журнале» Знамя»- это повесть « Иван»(1957). Она сразу принесла автору известность Трагическая истрия мальчика- разведчика, погибшего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью. Повесть « Иван» переведена более чем на сорок языков, опубликована более двухсот раз. На её основе режиссёром А. Тарковским снят фильм» Иваново детство»
(Слайд25)
-Валентин Петрович Катаев ( 1897-1986)- герой Социалистического Труда. Родился в 1897 году в Одессе в семье учителя. В годы Великой Отечественной войны Валентин Петрович военный корреспондент: писал фельетоны, очерки, рассказы, пьесы. Наибольшую популярность принесла писателю повесть « Сын полка».( Государственная премия, 1946) Это произведение о судьбе мальчика-сироты, усыновлённого боевым полком. С лёгкой руки прозаика институт « сыновей полка» с тех пор утвердился в советской армии.
Впоследствии была написана одноимённая пьеса, снят фильм режиссёра Пронина.
Анализ текста ( слайд №26)
-О каких событиях рассказали нам В. Катаев и В. Богомолов в своих произведениях? ( Они возвратили нас к трудным , героическим событиям военных лет,1941-1945)
-Кто главный герой прочитанных произведений? ( Героями стали мальчишки, наши ровестники Ваня Солнцев и Иван Бондарев- Буслаев)
Первая часть нашего разговора -первая проталинка
Первая проталинка- Знакомство
Послушаем описание первого знакомства с мальчиком.(Учитель читает выразительно отрывок)
« Я – старший лейтенант Гальцев. В ту ночь я собирался перед рассветом боевое охранение и, приказав разбудить меня в четыре ноль-ноль, в девятом часу улёгся спать. Меня разбудили раньше…»- это начало повести « Иван» В. Богомолова Что же произошло?
( его разбудили потому, что привели задержанного мальчишку)
« Я- разведчик Егоров. Взяв рот кинжал , я пополз к окопчику. Картинна ,которую я увидел, проста а вместе с тем ужасна» Что увидели разведчики, зачитайте( читают отрывок)
2 проталинка-поиск
Поиск ( слайд №27)
Характеристика литературного героя
Составим характеристику нашим героям. Используем наш план
1.портрет Вани Солнцева и Ивана Бондарева
2.Жизнь до встречи с разведчиками
3. Жизнь у разведчиков ( ответы учащихся )
- Какие взаимоотношения сложились у мальчиков с разведчиками?
Заполните кластер( слайд №28-29)


Ваня---------------------------разведчики
Уважал По отцовски любили, заботились, жалели
Старался быть нужным


Иван-----------------------------------разведчики
Старался принести
пользу По отцовски любили, заботились, жалели
- Какие предметы у разведчика Бондарева означали: танки, орудия, пулемёты и т.д.? ( зёрнышки пшеницы и ржи, семечки подсолнечника, хвоя- иглы ели сосны)
- А как собирал сведения Ваня Солнцев?( Ходил с Букварём и чернильным карандашом)
-Сколько раз ходили ребята в разведку? ( неизвестно, много наверно)
Показывают ли авторы юных разведчиков в тылу врага?
- Почему, как вы думаете, одно произведение названо « Иван», а второе- « Сын полка»?
Обобщение учителя
Проанализировав и дав характеристику нашим героям мы можем сделать какой вывод?( Ребята не боялись трудностей, они чувствовали заботу старших и понимали, что их сведения очень важны и нужны)
Творческая письмена работа( слайд №30)
1группа Ответить на вопрос – какими вы представляли героев до прочтения произведен6ия ? И какими они оказались?
2 группа Допиши по памяти недостающую часть предложения. Подполковник Грязнов даёт по телефону распоряжение «Создай условия! Прежде всего дай ему……( бумаги, чернилаили карандаш) Что напишет….( в пакет и сейчас же с надёжным человеком отправь в штаб полка)
( слайд №31)
-Какие качества вы отметили у мальчишек?
( смелость,решительность, серьёзность)
- Какова судьба маленьких героев?
(Солнце был отправлен в суворовское училище( зачитать отрывок)
( Иван был расстрелян, как позже узнали разведчики- сам автор)
Просмотр фрагмента из кинофильма « Иван».( фрагмент допроса)
3- проталинка-синквейн
Синквейн( слайд №32)
- Ребята, мы с вами окунулись в страшную атмосферу военных лет, увидели, что пережили ваши ровесники в годы войны. Поняли, почему у нашего урока такой эпиграф « Герои никогда не умирают.Герои в нашей памяти живут»
Пользуясь эпиграфом, всем, что услышали составьте синквейн по теме «Война» ( зачитывают 2 человека)
Война
Жестокая, страшная
Калечит, убивает, разрушает
Жестокая война убивает людей.
Смерть.
Рефлексия ( слайд №33)
- Ребята, в начале нашего урока мы послушали стихотворения о войне, обратите внимание на наш эпиграф. И сейчас на последнем этапе нашего урока, подумайте и запишите на бумажных сердечках, что останется в ваших живых сердцах от этого урока.( пишут)
- Зачитаем несколько ваших мыслей, а все остальные вывесим на доске.
Домашнее задание
Итогом нашей сегодняшней работы станет домашнее сочинение -миниатюра
« Я- человек на войне». Цель этой работы пропустить через себя мысли, чувства, переживания, нравственное и физическое состояние, тех героев, которых вы встретили на страницах прочитанных произведений. Может быть, вашего персонажа даже нет в этих повествованиях, может быть ,вы придумаете его сами.
Всё ярче звёзды, небо голубей,
Но отчего- то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем тех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогла
Ни сила, ни любовь, ни состраданье
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас
И никуда нам от неё не деться
Что , если вдруг опять придёт война,
Вернётся к нам расстрелянное детство…( слайд №34)
На столе учителя стоит глобус, украшенный цветами , бабочками,но сверху покрыть чёрной паутиной.,на которой сидит огромный паук
- Эта наша Земля, а эта паутина под названьем « Война». От имени всех жителей нашей планеты я срываю страшную паутину, и пусть всегда будет мир во всём мире!
Спасибо вам за урок ( ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « Пусть всегда будет солнце»)
Презентация Дети войны
PPT / 1.41 Мб