Классный час «Детство, опалённое войной» (3–4 классы)
Пояснительная записка к презентации
Классный час «Детство, опалённое войной»
Цели и задачи:
Формировать у школьников патриотическую позицию. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к своему народу.
Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
Познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
Расширить знания детей о работе родной школы и жизни школьников в годы Великой Отечественной войны.
Ход мероприятия
-Ребята, посмотрите на доску. Что это за даты? 1941-1945г.Слайд 1
- А что такое война?
Слайд 2
Война – это общее горе.
Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.
Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.
Война -это почти 27 миллионов погибших.
-Ребята, вспомните, а когда началась Великая Отечественная война?
Дети: (22 июня 1941 года)
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
-Да, мы никогда не забудем тех страшных дней. Снова и снова мы возвращаемся к истории Великой Отечественной войны. Мы говорили с вами о великих сражениях, о блокаде Ленинграда, о защитниках Москвы. А сегодня мы откроем ещё одну трагическую страницу «дети и война». Мы вспомним пионеров – героев и подвиги, которые они совершили. А так же поговорим о том, как жили в годы войны ученики нашей школы.
- А когда мы отмечаем День Победы?
- Вспомните, какую годовщину со дня Победы мы будем отмечать 9 мая 2015 года?
- Верно. Приближается 70-я годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше ветеранов могут отмечать этот праздник. Но нам, их потомкам, нельзя забывать имена тех, кто отдал жизни, или свой труд, свое здоровье, свою молодость за то, чтобы мы сейчас могли свободно жить под мирным небом в своей стране. «Человек жив до тех пор, пока хоть кто-то о нем помнит». Нельзя забывать те годы. Страшные, голодные, с ужасными бомбежками и тяжелыми вестями. Мало осталось людей, которые воевали в рядах Советской Армии. Но еще живы очевидцы тех лет, которые сами в то время были детьми. Которые перенесли тяготы эвакуации, трудовой фронт, мизерные продуктовые пайки по карточкам…
На экране слайды «Разные судьбы»( во время демонстрации звучит песня «Священная война»)Слайд 3-9
- Какие разные судьбы, какие разные характеры. Тысячи детей потеряли во время войны родителей, тысячи погибли в концлагерях. Некоторым удалось пережить блокады, оккупации, угон в Германию. А сколько детей и подростков стояли по три смены у станков, работали в полях, шили обмундирование для армии… Война – вот, что получили ребята вместо счастливого детства. Были дети, которые сами воевали в партизанских отрядах или воинских частях. Многие из них были награждены орденами и медалями.
Пятерым ребятам-пионерам было присвоено самое высокое звание Героя Советского Союза. Это высшая боевая награда. Её получали лучшие бойцы, те, кто совершил настоящий подвиг. Но пионеры – это же дети, простые ребята, чуть постарше вас. Запомните их имена - Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Саша Чекалин.
- Сейчас ребята расскажут о подвигах пионеров- героев, удостоенных звания Героя Советского Союза.
Рассказ ученика о подвиге Лёни Голикова
Слайд 10
Лёня Голиков
В августе 1942 года, находясь в разведке, Лёня подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор. В ходе перестрелки Лёня Голиков застрелил из автомата генерала, его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: это были очень важные документы. За этот подвиг Лёне Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель: ребята, представляете, насколько нужно быть храбрым, чтобы совершить такой подвиг. А как вы думаете, почему он совершил этот подвиг? (Любил Родину, хотел победить)
Рассказ ученика о подвиге Зины Портновой.
Зина Портнова ходила в разведку, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе, схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но бежать ей не удалось. Её мучили, пытали на допросах, но Зина страдала и молчала. Она не выдала своих товарищей. После мучительных пыток была расстреляна фашистами.
Учитель: ребята, как вы думаете, почему Зина ничего не рассказала фашистам, хоть они её и мучили? (Они были врагами, не хотела предавать друзей)
Рассказ ученика о подвиге Марата Казея.
Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Однажды он добыл ценные карты гитлеровского командования. Не было случая, чтобы он не выполнил задание.В 1944 году при выполнении очередного задания Марат был обнаружен фашистами, и его окружили. Юный патриот отстреливался до последнего патрона, и, не желая сдаваться в плен, подорвал гранатой себя и окружавших его врагов.
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.
В. Алексеев
- Ребята, как вы думаете, почему отважный Марат подорвал себя гранатой? (Не хотел сдаваться в плен, хотел убить врагов)
Рассказ ученика о подвиге Вали Котик
ВаляКотик
Юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля фашистов, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве вражеских поездов. В 1943 году, будучи на посту, Валя заметил приближение фашистов. Он убил из пистолета фашистского офицера и поднял тревогу, чтобы партизаны успели приготовиться к бою. Воевал, в одном из боёв был смертельно ранен.
Рассказ ученика о подвиге Саши Чекалина
В июле 1941 Александр Чекалин вступил добровольцем в партизанский отряд «Передовой» где стал разведчиком. Занимался сбором разведсведений ,участвовал в засадах, минировал дороги, подрывал связь и пускал под откос поезда.
В начале ноября простудился и пришёл в родной дом отлежаться. Заметив дым из трубы, староста сообщил об этом в немецкую военную комендатуру. Прибывшие немецкие части окружили дом и предложили Саше сдаться. В ответ Саша открыл огонь, а когда закончились патроны, бросил гранату, но она не взорвалась. Был захвачен. Несколько дней его пытали, пытаясь получить от него нужные сведения. Но ничего не добившись, казнили на городской площади: был повешен 6 ноября 1941 года. Перед смертью Саша успел крикнуть: «Не взять им Москвы! Не победить нас!». Посмертно Александр Чекалин был награждён Звездой Героя Советского Союза .
- Мы с вами вспомнили только пятерых, но таких ребят было гораздо больше: более 60 школьников получили звание пионера-героя и награждены орденами и медалями. А ведь это были просто дети. Поражает их мужество, смелость, стойкость.
- Ребята, подумайте, этим детям было чуть больше лет, чем вам. Они не побоялись врага, они были готовы отдать жизнь за Родину, за Победу. Каждый человек внёс свой вклад в Победу. Все преследовали одну цель – победить любой ценой.
-Не прошла стороной война и мимо нашего родного посёлка, мимо нашей школы, учеников и учителей.
-Казалось бы, до учёбы ли в такое время?
- Оказывается в годы войны наша школа не прерывала свою работу ни на один день. Так выглядело здание школы в 40-ые годы. Слайд 11.
- В тяжелейших условиях учились ребята. Об этом времени вспоминает Жёсткова Антонина Никитична, долгие годы проработавшая заведующей детским садом нашего посёлка. Детство её пришлось на годы войны.
Из воспоминаний Груздевой Раисы Ивановны
«Моя мама на почте работала. Газеты туда приходили в упаковках. Так она вечером эту упаковочную бумагу аккуратно снимет, разгладит, нарежет на ровные части и прошьёт посередине – вот и тетрадка»
«Учебников не хватало. Бывало, весь день друг к другу бегали. Так по очереди и делали домашнее задание. С книгами обращались очень бережно. Их чистили, подклеивали».
Из воспоминаний Захаровой Евдокии Матвеевны
«Помню, перестала я в школу ходить, приходит ко мне моя учительница и спрашивает, почему я занятия не посещаю. Я ей ответила, что у меня просто нет обуви.»
Вспоминает Груздева Р. И.
«В школе было 2 смены и зимой обувь носили по очереди. Сестра идёт из школы, по дороге отдаёт валенки мне и – бегом домой в тапочках».
- О том, что не хватало еды и говорить нечего, дети жили впроголодь.
Вот воспоминания одной из учениц тех лет: «Сколько себя помню в то время, есть хотелось всегда. Основная еда – картошка, да и той не хватало. Хлеб – по карточкам, по 200 – 250 граммов на человека. Да ещё в школе ученикам выдавали по 100 граммов хлеба с кусочком мармелада. Он казался таким вкусным!»
Из воспоминаний Наумушкиной Надежды Константиновны
«…Плохо жили… Бывало лебеду, крапиву ели (варили всё это). По весне картошку мороженую на полях собирали, тёрли на тёрке и пекли из неё оладьи».
Часто, в годы войны учителя и дети падали в голодные обмороки
- Трудно жилось нашей школе в эти страшные годы. Враг стоял на пороге Москвы, в любую минуту могли налететь немецкие бомбардировщики. Не раз во время занятий объявляли воздушную тревогу. Уроки прерывались, все быстро покидали здание и прятались в лесу.
- Вот так и жили наши ученики. Полуголодные, полураздетые ходили в школу. Ходили зачастую за несколько километров. Ходили и в дождь, и в стужу, и в слякоть. Как вы думаете, почему в таких тяжелейших условиях ребята продолжали ходить в школу?
- Верно, они очень хотели учиться. Вот они, ученики тех лет.Слайд 12.
- Но ребятишки не только учились, они как могли помогали фронту. Самые маленькие ученики писали письма, которые начинались словами «Дорогой боец…», а дальше ребята просили бить фашистов, чтобы война быстрее закончилась. Слайд 13. Часто эти письма вкладывались в посылки, которые собирали сами ребята. В эти посылки они клали кисеты, шарфы, варежки, тёплые носки, которые вязали старшеклассницы. Сами разуты – раздеты, а ходили по домам, собирали тёплые вещи – кто, что даст, и опять же солдатам, на фронт. Самые маленькие клали в посылки карамельки , их изредка давали малышам по 2 штуки и детишки отправляли их солдатам.
Все ученики участвовали в полевых работах – помогали убирать картошку, морковь, свёклу, работали на прополке, собирали колоски с полей после уборки хлеба, чтобы не пропало ни одно зёрнышко. Тринадцатилетние ребята выполняли норму взрослого человека. За отличную работу ребят награждали. Каждому давали стакан молока и кусочек чёрного хлеба. Работали дети с полной отдачей, так как верили, что приближают долгожданную победу.
На уроках труда мальчишки – старшеклассники делали колючки из металла. Особенностью их было то, что как не бросишь эту колючку, вверх торчат шипы. Эти колючки наши лётчики сбрасывали с самолётов на дороги, по которым проезжала немецкая техника. Ребята старались сделать таких колючек как можно больше. Так они приближали Победу.
В самом начале войны в 1941 году на наших военных заводах не хватало металла и был брошен клич сдавать металлолом. Не остались в стороне ученики нашей школы. Мало того, что ребята собирали металл по посёлку, спрашивали у жителей, так они решили, что на школьных дверях будет достаточно 1 ручки, а на окнах достаточно по 1 шпингалету, а остальное можно открутить и сдать. Кажется, что это крохи. На самом деле из таких крох и складывалась Победа.
В посёлке не было семьи, в которой бы кто- то не воевал. Школьники помогали семьям фронтовиков : пилили в лесу дрова, привозили, рубили и складывали, таскали воду.
Конечно, рядом с детьми были учителя. Они тоже как могли помогали фронту: отдавали свои зарплаты на нужды фронту, ходили по домам и рассказывали людям, как вести себя во время бомбёжек.
Вспоминает ученица тех лет. «Моя первая учительница – Мария Фёдоровна Мальцева. Я её очень любила. Добрая она была. Нас, маленьких хлебом подкармливала. От своего военного пайка отрывала, а нам отдавала. Большой души человек.». Слайд 14
Война продолжалась и наши бывшие ученики, мальчишки и девчонки, едва почувствовав себя взрослыми, уходили на фронт. Уходили, осознавая, что могут погибнуть, но понимая, что жизнь будет отдана на благо Победы. Более 50-и выпускников нашей школы не вернулись с войны. Но память о них жива: в школьном музее хранится список погибших выпускников.
- Вот так дети приближали Победу. Пионеры – герои воевали, совершая подвиги, были награждены и навсегда остались в нашей памяти. Но сама жизнь в годы войны уже подвиг, а значит – дети войны – это герои. А как известно героям ставят памятники. Поэтому во многих городах установлены памятники «Детям – войны»: в Красноярске, Оренбурге, Витебске и других.
Слайд 15
- Детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Поэтому, несмотря ни на что, дети ходили в школу, играли на улице, дружили и ссорились. Но только военные дети очень быстро взрослели. Взрослели их глаза, их души, их восприятие мира.
Нельзя забывать те годы. Почему? А чтобы такого больше не повторялось, чтобы не допускать новой страшной беды. Чтобы знать, что все равно добро побеждает зло, но иногда слишком большими потерями. 4 миллиона детей погибли в годы Великой Отечественной войны. Память о них мы должны сохранить на века. Слайд 16
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
- Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы вы никогда не узнали, что такое война, чтобы всегда жили под мирным небом и помнили тех, кому мы обязаны этим.
- Ребята, о чём вас заставил задуматься наш сегодняшний разговор?
- Что вы почувствовали? Что поняли?
- Давайте ещё раз назовём имена пионеров Героев Советского Союза. (Лёня Голиков,ЗинаПортнова,МаратКазей,ВаляКотик,СашаЧекалин)
- Как я уже сказала, всего пионеров – героев было более 60-и человек. Я предлагаю вам сделать проект « Пионеры – герои». И представить его в виде устного журнала ребятам нашей школы. Ко дню 70- и летия Победы мы откроем для всех ещё одну страницу о Великой Отечественной войне.
Я думаю это будем благодарностью всем тем, кто воевал, победил и вернулся домой и тем, кто остался лежать на полях сражений.