Диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом) для 4 класса
Диагностическая работа по литературному чтению
(работа с текстом)
для 4 класса.
Цель: проверить умение читать текст «про себя», делить его на смысловые части, составлять план, определять жанры предложенных текстов, выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.
Эта работа ориентирована на государственный образовательный стандарт. Работа не выходит за рамки традиционных требований, предъявляемых к учащимся начальной школы. В основу тестовых заданий, кроме требований стандарта, положены представления о желательном уровне подготовки учащихся, обеспечивающим им возможность успешного обучения в дальнейшем. Эти задания позволяют оценить уровень подготовки школьников.
Предварительно по данному тексту делается замер чтения «про себя».
На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок. Каждый вариант теста состоит из трёх блоков. В основном, задания теста имеют форму вопроса с вариантами ответа.
Класс _________________________________
Дата ________________________________
Фамилия, имя _______________________________________________
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами интересная работа. Вам предоставляется возможность проверить, насколько хорошо вы научились читать текст «про себя», делить его на смысловые части, составлять план, определять жанры предложенных текстов, выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.
При выполнении теста Вам понадобится только ручка. Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.
Все задания выполняйте прямо на этих страничках.
Рыбы-следопыты
А как ты думаешь – могут ли рыбы различать запахи?
Есть такая рыба – лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра, они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению. Через пороги и водопады до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку – сотни ручьёв.
И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили. Но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху!
И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут – а чужака будут прогонять.
Часть 1
1.К какому стилю текста относится данное произведение?
1)художественному
2)научному
3)деловому
2.Какое значение в данном тексте имеет слово пороги?
1)Брусок между дверью и полом
2)Граница чего-либо
3)Каменистое возвышение речного дна
3.Куда отправляется лосось для метания икры?
1) в океан 3) в реки
2) в море 4) в ручьи
4. Какие препятствия встречаются на пути лосося?
1) загрязнение воды
2) течение реки
3) плотины
5. Какой метод использовали учёные для получения информации о нересте лосося?
1) измерение
2) опыт
3) наблюдение
6. Какой из органов чувств помог лососю найти дорогу в родной ручей?
1) осязание 3) слух
2) обоняние 4) зрение
7. Какая рыба не водится в загрязнённой воде?
1) форель 3) щука
2) сом 4) окунь
8. В какой книжный сборник можно поместить это произведение?
1) сказки
2) рассказы
3) всё обо всём
Часть 2
9.Составь план к тексту и запиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Что помогает рыбам преодолевать препятствия на пути к нересту?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Напиши кратко, какие действия учёные выполнили для проведения эксперимента над рыбами?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Напиши о том, что получилось в результате действий учёных.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.А что сом определяет по запаху?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Почему текст назвали «Рыбы-следопыты»?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Горбачёва Марина Юрьевна