Итоговая диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом), 4 класс
Итоговая диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом). 4 класс.
Цель: определить уровень сформированности навыка осознанного чтения; выяснить уровень понимания содержания литературного текста; скорость умения читать текст «про себя»; умение ориентироваться в тексте; выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.
Работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса по вариантам.
На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок.
Проверка чтения «про себя»: по сигналу учителя дети начинают читать текст с заглавия в течение 1 минуты, по истечению времени учитель даёт сигнал «Стоп!» и учащиеся ставят галочку в тексте на месте остановки, после чего продолжают чтение текста до конца.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Замер чтения «про себя»:
менее 90 слов оценка «2»;
от 100 до 110 слов оценка «3»;
от 110 до120 слов оценка «4»;
от 120 и более слов оценка «5».
Тест
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Максимальное кол-во баллов 19 |
Кол-во баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 - 6 |
1 |
1 - 2 |
|
Кол-во баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 - 6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 - 2 |
|
Каждый верный ответ – 1 балл.
Задание №11 в 1 варианте и №7 во2 варианте: 1 балл за каждый верный ответ. Максимальное кол-во баллов – 6.
Задание №13: 1 балл - ответ представлен не в полном объёме. 2 балла – ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.
18-19 баллов оценка «5»;
11-17 баллов оценка «4»;
6 - 10 баллов оценка «3»;
менее 6 баллов оценка «2».
Примечание: наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.
Инструкция по проверке
№ задания |
Ответы |
|
1 вариант С.Т. Аксаков «Река Белая» |
2 вариант В.В. Путилина «Тёплый хлеб» |
|
1 |
А рассказ |
Б рассказ |
2 |
о ледоходе, произведение о природе |
В перепёлка |
3 |
А весной |
В Между Колокольцами и Верхними Колокольцами |
4 |
На реке начнёт таять и ломаться лёд. |
Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками. А круглый, румяный, пышный. |
5 |
Г на реке |
Б маленькая, но рослая |
6 |
желанный день и час |
В летом |
7 |
В корове |
Песня перепёлки. Дорога в Верхние Колокольцы. Встреча со стариком. Свежий хлеб. Воспоминания о войне. Запах тёплого хлеба. 3 1 4 2 6 5 |
8 |
Б разливом |
Человек должен помнить добро (вариант ответа) |
9 |
Лёд всё ещё шёл крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. …Лёд трескался, ломался... |
В запах тёплого хлеба |
10 |
почти до верхушек деревьев |
Мы – односельчане (вариант ответа) |
11 |
Потоки весенней воды. «Белая тронулась!» Корова на льду. Две собаки. Ледоход. Разлив. 5 3 1 2 4 6 |
Нужно любит и уважать людей (вариант ответа) |
12 |
В «Белая тронулась!» |
Б Г Не великое дело – великая помощь. Хорошо тому добро делать, кто помнит. |
13 |
Свободные ответы детей. Ответ представлен не в полном объёме. Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя. |
Свободные ответы детей. Ответ представлен не в полном объёме. Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.С помощью света и тени передавал Леонардо на картине всё многообразие реального мира. |
Ученик __________________________________________________________
1 вариант
С.Т.Аксаков
Река Белая
Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки
весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не
часто дозволялось, прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река
Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: "Когда
же мы поедем в Сергеевку?" обыкновенно отвечали: "А вот как река пройдет".
И наконец пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: "Белая тронулась!" Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рев долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылись за ним дорога и бегающая по ней черная корова.
Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.
Лед всё еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: "Пойдем, соколик, в горницу, река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться". Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей.
…С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась; и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначалась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.
1 вариант
Школа __________________________________________________________________
Дата ___________________________________________________________________
Фамилия _______________________________ Имя _________________________
Прочитай текст «Река Белая». Выполни задания.
Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А рассказ
Б сказка
В былина
Г басня
Д легенда
О чём зто произведение? Запиши ответ.
_____________________________________________________________________________________________
3. Когда происходили описанные события?
А весной
Б летом
В зимой
Г осенью
4. Как ты понимаешь слова река вскроется ? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Где происходили описанные события?
А на поле
Б в лесу
В на огороде
Г на реке
6. Как называет автор время начала ледохода? Найди ответ в тексте и запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какому животному сочувствовали люди?
А козе
Б овце
В корове
Г собаке
8. Чем сменился ледоход?
А дождём
Б разливом
В снегопадом
9. Найди в тексте описание ледохода. Запиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши.
___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории.
__ Ледоход.
__ Корова на льду.
1 Потоки весенней воды.
__ «Белая тронулась!»
__ Две собаки.
__ Разлив.
12. Какой заголовок может подойти к этому рассказу?
__ «Желанный день»
__ «Весенний ледоход»
__ «Белая тронулась!»
13. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик ___________________________________________________________________
2 вариант
В.В.Путилина
ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ
Под окошком звонко и настойчиво звали: «Пить-пойдем! Пить–пойдем! Пить!» Я спросила свою
хозяйку Марусю про птицу. Маруся ответила:
- Да как же вы не знаете? Это перепёлка приглашала вас чай пить, - и засмеялась.
А Марусина дочка Оля строго посмотрела на меня. Взгляд у Оли пристальный и внимательный. Я ни разу не видела, чтобы Оля улыбнулась за всю неделю, что живу у них в Колокольцах. Маруся снова засмеялась:
- Приглашала вас перепёлка чай пить. Приглашала, да не знала: хлеба-то у нас нет. А как же без хлеба за стол садиться?
И послала Олю в магазин в Верхние Колокольцы. Я тоже пошла с Олей за хлебом. Мы долго шли с Олей по лугу. И вдруг дорога оборвалась. С одной стороны речка, с другой – длинный и глубокий ров.
- Надо прыгать, - сказала Оля. Лет Оле хотя и немного, но она рослая. И ноги у неё длинные, послушные. Мигом перенесли её через ров и крепко поставили на землю. Я перепрыгнула вслед за ней. Навстречу нам шёл старик. Высокий, чуть сгорбленный. На голове соломенная шляпа с огромными полями от солнца. Шёл он медленно, опираясь на палку.
- Здравствуйте! – сказали мы с Олей старику, когда поравнялись с ним.
- Моё почтение! – ответил он. Снял шляпу и раскланялся с нами.
Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а тёплый хлебный запах вырывался наружу.
- Ух, как пахнет! – радовалась Оля. И отщипнула кусочек.
Ей захотелось есть. Да и мне тоже. И мы пошли быстрей, хотя было жарко. Мы перепрыгнули через ров. За высоким земляным валом мы увидели нашего знакомого старика. Он сидел у стёжки, опустив голову.
- Отдыхаете, дедушка? – спросила я.
- А, - махнул он огорчённо рукой. – Забыл хлеба купить. Теперь возвращаться надо.
- Вот беда, - посочувствовала я вслух и пошла следом за Олей. Она торопилась домой. Там ждёт нас затенённый двор, где не палит солнце.
- Погоди, Оля, - остановила я её. – Давай вернёмся. Отдадим старику свой хлеб. А себе сходим ещё купим.
- Отдадим? – испугалась Оля. – Это же наш хлеб. А дедушка – чужой. Разве чужим отдают своё?
- Отдают, - сказала я. – В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.
А когда жалеешь человека, он уже не чужой.
- Возьмите, дедушка, - вдруг проговорила она. – Вы не чужой, вы свой.
И она улыбнулась неожиданно, как-то неумело.
Старик взял круглый хлеб, полюбовался им и сказал:
- Тёплый хлебушка. Спасибо вам, люди добрые!
- Ешьте на здоровье, - сказала я.
- На здоровье, - повторила и Оля.
А по лугу разносился запах тёплого хлеба. Самый драгоценный запах на земле.
2 вариант
Школа __________________________________________________________________
Дата ___________________________________________________________________
Фамилия _______________________________ Имя _________________________
Прочитай текст «Тёплый хлеб». Выполни задания.
Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А рассказ
Б сказка
В былина
Г басня
Д легенда
2. Кто звонко запел: «Пить – пойдём! Пить!»?
А хозяйка
Б соседи
В перепёлка
Г дети
Д жаворонок
3. Где происходила описанная история?
А в Колокольцах
Б в Верхних Колокольцах
В между Колокольцами и Верхними Колокольцами
4. Какой был хлеб? Найди описание и запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.. Какой была девочка Оля? Как о ней говорится в рассказе?
А маленькая и весёлая
Б маленькая, но рослая
В маленькая и грустная
6. Когда происходили описанные события?
А весной
Б осенью
В летом
Г зимой
7. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории.
___ Встреча со стариком.
1 Песня перепёлки.
___ Свежий хлеб.
___ Дорога в Верхние Колокольцы.
___ Запах тёплого хлеба.
___ Воспоминания о войне.
8. Что хотел сказать автор читателям? Запиши ответ.
_______________________________________________________________________________________________________
9. Какой самый драгоценный запах на земле?
А запах цветов
Б запах мёда
В запах тёплого хлеба
Г запах дорогих духов
10. Объясни слова Оли: «Вы не чужой, вы свой». Запиши.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какая главная мысль этого рассказа? Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочитай. Какие пословицы подходят к этому рассказу?
А Хлеб – всему голова.
Б Не великое дело – великая помощь.
В Великое слово: спасибо.
Г Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Д Всякий хлопочет, себе добра хочет.
13. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шлыкова Тамара Давыдовна
Львова Светлана Алексеевна