12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Касьяненко Алла Ивановна2742
Россия, Ростовская обл., Матвеев Курган
Материал размещён в группе «Технологическая карта урока.»

МБОУ Матвеево-Курганская сош №2, п. Матвеев Курган

РАБОТА С ТЕКСТОМ

НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 
 

Касьяненко А.И.

учитель начальных классов


 


 


 

 

2018 г.

 

 


 

Введение 2

Поэтапные виды работы с текстом 5

1 этап. Работа с текстом до чтения 6

Антиципация 6

Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста 8

2 этап. Работа с текстом во время чтения 8

Приемы работы с текстом. 8

Приёмы работы с трудными словами 11

Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения 13

3 этап. Работа с текстом после чтения 13

Графическое иллюстрирование 14

Словесное иллюстрирование (рисование) 14

Творческий пересказ 14

Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста 15

Драматизация 15

Творческие задания игрового действия 16

Прием «Составление кластера» 16

Прием «Верные и неверные утверждения» 16

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал» 17

Приём «Корзина идей» 17

Приём «Дерево предсказаний» 18

Прием «Написание синквейна» 18

Прием «Толстые и тонкие вопросы» 20

Прием «Ключевые слова» 20

Прием «Лови ошибку» 20

Прием «Письмо по кругу» 21

Прием «Пометки на полях» («Инсерт») 21

Приём «Кубик Блума» 22

Приём «Ромашка Блума» 23

Прием «Составь задание» 24

Приём «Составление лэпбука» 24

Заключение 25

Практический материал по работе с текстом для учителя 26

Формирование умений младших школьников составлять план текста 26

Формирование умений младших школьников пересказывать полно 26

Формирование умений младших школьников пересказывать кратко 26

Формирование умений младших школьников выразительно читать 27

Памятка при работе над сказкой 27

Памятка при работе над басней 27

Памятка при работе над стихотворением 27

Памятка при работе над статьей 28

Памятка к работе над рассказом 28

Памятка к работе над притчей 28

Приложения 30

Литература 42


 


 

Введение

Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах. Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны. Как отмечается в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, «Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка». «Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека».

Развитие в современном мире едва ли не в первую очередь определяется не только скоростью и качеством каналов обмена информацией, но и качеством самой информации, а главное - мерой ее освоенности всем обществом. В таком контексте ключевую роль играет чтение - важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством. Чтение имеет первостепенное значение: для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, приобретения первичных навыков работы с информацией. В результате учащиеся смогут осуществлять её поиск, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

В результате выпускники научатся:

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги;

определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;

интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали, сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;

преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

передавать собеседнику важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;

описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;

по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности;

группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги);

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Таким образом, Новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Это становится основой для развития читательских умений.


 

Поэтапные виды работы с текстом

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

Практическое отличие текста от набора предложений.

Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Озаглавливание текста (подбор заголовков).

2 класс - обучение детей работать с текстом:

Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Смысловое чтение.

деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).

Владение пересказом разного вида.

Выделение опорных слов (словосочетаний).

Подбор антонимов и синонимов к словам.

Характеристика героев и их поступков.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).

Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.

Выделение главной и второстепенной информации.

Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями).

Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.

Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.

Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Каждый урок литературного чтения - это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху. На современном этапе необходим совершенно иной подход к приёмам анализа художественного произведения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения, ведется перечитывание всех видов информации, глубокое понимание текста.

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Задача учителя – сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Данная технология обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)

Тренируя смысловую догадку детей, эффективным будет придерживаться следующих этапов:

антиципация букв (см. приложение),

антиципация слов и словосочетаний (см. приложение),

антиципация текста (см. приложение).

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.

1.Заполнение буквенных пропусков.

Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.

Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.

3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.

4.Чтение текста по нижней части букв.

5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.

6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.

верх-вверх низ-вниз

лес-лесочек сад-садик

игра-игрушка дом-домик

7.Чтение с закладкой.

Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

8.Чтение «наоборот».

К.Д. Ушинский «Васька».

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!

9.Чтение с помощью «Решётки».

10. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

11. «Доскажи словечко».

12. Восстановление в тексте опущенных элементов.

13. Восстановление слов на основе заданных комбинаций согласных.

14. Составление текста из слов, словосочетаний, предложений или готовых частей текста.

15. Дополнение текста недостающими предложениями, частями.

16. Чтение текста через слово.

17. Работа с дырявым текстом (квазиписьмо).

18.Поиск смысловых несуразностей.

19. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста.

20. Предвидение содержания и развития событий по концовке текста.

21. Составление текста на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.

22. Восстановление диалога.

Постановка целей урока.
Определение тематической направленности текста

Выделение его героев по названию произведения.

Название имени автора.

Нахождение ключевых слов.

Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

Задание:

Предположите, о чём и о ком этот текст?

по его названию;

по иллюстрациям к тексту;

по выделению героев произведения;

по выделенным словам.

Ребенок на начальном этапе в условиях учебной деятельности готовится к тому, чтобы раскрыть непонятные ему в произведении смыслы. И делает он это не один, а в коллективной деятельности с другими читателями.

Дети прислушиваются друг к другу, учатся слышать мнения собеседников, соотносить свое впечатление с другими читателями, выявлять общее и отличное в нем. Без переживания, не может быть понимания произведения. Первый этап знакомства с произведением получает свое логическое продолжение на втором этапе - разборе текста.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы с текстом.

Первичное чтение текста. (См. приложение).

Самостоятельное чтение (дома или в классе).

Чтение с остановками.

Словарная работа.

Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. (См. приложение)

Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

Постановка вопросов к тексту и к автору.

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Обращение к отдельным фрагментам текста.

Беседа по содержанию в целом.

Обобщение прочитанного.

Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Анализ текста на этом этапе представляет собой его разбор с особой целью: понять главный авторский замысел, «увидеть», как эта мысль преподносится в произведении. Читатель может принять эту концепцию, может не принять, но построение анализа выстраивается учителем таким образом, чтобы ребенку было, что открывать. Иначе диалог о смысле произведения не заинтересует, а разбор будет скучным, не значимым для читателя. Чуковский К.И., зная детскую психологию, чувствуя ребенка, понимая его желания, высказал удивительно точную и верную мысль: «Анализ - это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали». Действительно, учителю и нужно стремиться к такому анализу произведения, чтобы он помогал ученикам самостоятельно делать открытия «смыслов». Какие стороны произведения охватывает анализ? В первую очередь он нацелен на понимание конкретной картины действительности, созданной автором. Это путь наблюдений и размышлений читателя за тем, как развивается мысль автора от первого до последнего слова в тексте. Такой разбор предполагает как анализ произведения, так и его интерпретацию. Маленькие читатели как бы намечают пути дальнейшей работы с текстом, знакомясь с разными произведениями, расширяя свой читательский кругозор. Ученики, знакомясь с автором, наблюдают за особенностями языка, стиля, манерой подачи темы в произведении. Они учатся, следя за развитием мысли и чувств авторов, «видеть» то мастерство, которое помогло каждому из них создать неповторимый художественный образ.

А для этого необходимо научить ребенка всматриваться и вчитываться в каждое слово, высказывание, абзац, текст, и наоборот, идти от общего представления целого текста к его деталям, частностям. Ведь именно они, эти частности, переплетаясь друг с другом, по-особому выстроенные автором, создают целостный образ. И этот образ привлекателен для читателя своим содержанием, или композицией, или непривычной эмоцией. Обращая внимание детей к тексту, помним, что весь смысл произведения спрятан автором только в нем. Не стоит уводить читателей в пространные размышления ни о чем, ищем все ответы на поставленные учениками вопросы в самом произведении. Именно об этом пишет литературовед А.П. Скафтымов: «Только само произведение может за себя говорить. Ход анализа и все заключения его должны имманентно вырастать из самого произведения. В нем самом автором заключены все концы и начала».

Анализируя произведение, нужно грамотно определять с детьми рамки диалога. Не надо сразу браться за разбор всех особенностей текста, а выбирать лишь те, которые помогут ученикам решить конкретные учебные задачи. Чтобы вникнуть в тайны образа, созданного тем или другим автором, стоит определить основные, ключевые моменты, без которых невозможен грамотный анализ любого исследуемого текста.

Читателю важно:

понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?);

увидеть внешнюю сторону образа;

вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?);

понять внутреннюю сторону образа;

найти языковые средства, приемы, способы создания образа;

ответить на вопрос: как «сделан» образ?

Каждый раз, знакомя детей с новым произведением, думаем о том, какой из трех пунктов будет для нас определяющим в данный момент. Поскольку речь идет о литературном чтении, которое помогает ученикам не только осмысленно читать, но и ориентироваться в литературном процессе, важно на каждом этапе анализа учить детей открывать литературоведческие понятия, без которых нельзя глубоко и продуманно прояснить для себя и других собеседников авторский замысел. Эти понятия становятся инструментом анализа литературных текстов с целью адекватного понимания их смысла. Но ведь для детей этого недостаточно: самым младшим ученикам интересно не только услышать новое название термина, но и докопаться до истины. Естественно, в тексте для этого он давал подсказки - сигналы, которые учится видеть читатель. Анализ текста формирует умения; - видеть эти сигналы; - объяснять их; - «вычерпывать» смысл из текста путем выдвижения гипотез.

На какие сигналы реагирует читатель? На что он обращает внимание, читая произведение?

На значения отдельных слов (не оставляйте непонятым ни одного слова в тексте, иначе не будет осмыслен весь текст целиком);

на соединение слов между собой;

на порядок слов;

на знаки препинания.

Приёмы работы с трудными словами

Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника. Следует научить детей задумываться над значением слова. Эта работа начинается с 1 класса. Детям даются упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов. Эти задания предлагаются детям в виде игры:

«Шифровальщики»;

Дети играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его.

Мороз школа игра парта ветер снег

Зормо лашок агри тарап тевер несг

«Найди лишнее слово»;

Тополь, берёза, ель, липа, мак.

Корова, лошадь, собака, кошка, волк.

Шкаф, стол, стул, диван, полотенце.

«Наборщик»;

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Даётся длинное слово, например ГОСУДАРСТВО. Нужно составить как можно больше слов (можно из трёх и даже из двух букв) из букв этого слова.

«Каркас»;

Сначала дети выбирают несколько любых согласных — это будет каркас слова. Далее составляются слова из всех гласных букв и выбранных согласных.

К примеру, из согласных Л, С и К можно составить слова ЛЕСОК, КОЛЕСО, КОСИЛ, СИЛКИ, СОКОЛ.

Из согласных С и Н можно составить слова СОН, НОС, САН, САНИ, НОСИ.

«Угадай фразу».

«Многозначность».

Игры-задания, кроссворды.

Ребусы, анаграммы.

Найди в предложениях.

Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.

Замени словосочетания одним словом.

Закончи предложения.

Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.

Подумай и запиши.

Знакомство с новыми словами в форме путешествия.

Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:

показ предмета или действия, обозначаемого словом;

показ рисунка или иллюстрирование;

подстановка синонимов;

способ логического определения;

введение новых слов в предложение;

объяснение значения слова через словообразовательный анализ;

выяснение значения слова по толковому словарю.

Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но наши дети лишь учатся вникать в произведение. Каждое отдельное слово для них - это огромное пространство, в котором нужно освоиться. От того, насколько пристально и внимательно мы научим ребенка обращаться с каждым словом, будет в дальнейшем зависеть то, как понят главный авторский замысел.

Важнейшим этапом работы над художественным произведением является выразительное чтение. Именно выразительность даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту. Это возможность проникнуть в самую суть произведения, понять внутренний мир героев.

Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

артикуляционная гимнастика; (см. приложение);

чтение одного предложения с разными интонациями;

подражание речи учителя;

прослушивание грамзаписи;

скороговорки;

хоровое чтение;

физминутки;

работа над логическим ударением;

чтение по ролям;

драматизация текста;

чтение под музыку;

разметка текста: паузы, логические ударения;

упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);

упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);

словарь настроений; (см. приложение);

участие в художественной самодеятельности;

Итак, мы подошли к третьему этапу работы с текстом - интерпретации. Этап соединения первых представлений о замысле автора детей с результатами анализа. Это творческое, сознательное стремление читателей обнаружить, истолковать смысл произведения в каждой его части.

В процессе поиска ответов на вопросы у каждого ребёнка рождается свое, личное представление о смысле произведения. Этим представлением он делится с другими читателями, становясь участником общего диалога. То, что было не понято на начальном этапе знакомства, в результате воплощается в рождение нового смысла.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы.

Постановка проблемного вопроса к тексту.

Диалог, дискуссия.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).

Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.

Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

Выполнение творческих заданий.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.

Графическое иллюстрирование

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.

Словесное иллюстрирование (рисование)

Это способность ребёнка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной:

сказки,

басни,

рассказа,

стихотворения.

Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинается с создания жанровых (сюжетных) картинок.

Творческий пересказ

Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:

добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

придумать, как могли разворачиваться события дальше;

изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пересказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа);

изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий).

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.

Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста

Дети изображают графически сюжеты произведения, после чего устанавливают последовательность «кадров» и самостоятельно озвучивают. Для поддержания творческого интереса детей, детские рисунки размещаются на специальных листках – кадрах. По мере составления диафильма рисунки располагаются на доске на кадровой ленте. В результате, дети не только упражняются в творческом пересказывании, но и получают радость от ощущения себя цельным и единым звеном творческого продукта.

Данный вид работы предполагает логическое продолжение в виде проектной деятельности вне урока.

Драматизация

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное, т.к. является средством эстетического воспитания и развития детей.

Рассмотрим возможные формы драматизации:

чтение по ролям;

кукольный театр;

пальчиковый театр;

театр теней;

музыкальные инсценировки;

драматизация сказок;

пантомима;

постановка живых картин;

костюмированные представления;

спектакли по собственным сценариям.

Большое значение в активизации творческой активности на уроках литературного чтения имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.

Творческие задания игрового действия

Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Лечу зверей и птиц.

Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

Составление кроссвордов.

Составление викторин.

Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:

книжки – самоделки;

лепка и аппликация.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.

Прием «Составление кластера»

В переводе означает «пучок», «созвездие». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Прием «Знаю – хочу знать – узнал» - сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Работаю в паре: что я знаю о теме урока?

Ставлю перед собой цели.

Что я знал, а что узнал?

Приём «Корзина идей»

«Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

В корзину идей можно «сбрасывать»:

понятия,

мнения,

имена,

факты,

проблемы,

имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

Приём «Дерево предсказаний»

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.

Прием «Написание синквейна»

Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!

Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.

Рассмотрим примеры написания синквейна.

1.Друг

Надёжный, верный.

Помогает, советует, оберегает.

Друг познаётся в беде.

Богатство.

2.Лето

Жаркое, долгожданное.

Отдыхать, загорать, путешествовать.

Люди рады лету, а пчела цвету.

Каникулы.

3.Школа

Начальная, средняя.

Обучают, учатся, соревнуются.

Учение свет, а неучение тьма.

Знания.

Написание синквейна

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как зовут?

Верно ли?

Согласны ли Вы?

Объясните, почему?

Почему Вы думаете?

Почему Вы считаете?

В чём различие?

Что будет, если…

Если предположить…, то…

Обоснуйте, почему?

Прием «Ключевые слова»

Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, шесть.

Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов.

В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках можно написать их на доске, или произнести устно. Дети должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала.

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием «Письмо по кругу»

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием «Пометки на полях» («Инсерт»)

Этот приём имеет название «Инсерт» и является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание пройденного на уроке. Он достаточно прост. Детей просто нужно познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику;

знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания;

знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+», «V», «?», «-» (думал иначе).

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.

Это я не знаю

Это для меня новая информация

Эта информация для меня неизвестна

Эта информация для меня непонятна

У меня имеется другое объяснение, мнение

V

+

?

+ V? –

Приём «Кубик Блума»

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.

Работа с кубиком строится следующим образом:

Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Или так:

Предложи (свой вариант названия сказки);

Назови (основных героев);

Придумай (другой ход событий);

Почему (основной герой поступил так);

Объясни (почему такой конец сказки);

Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).

Приём «Ромашка Блума»

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребёнку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой выпадает снег?»

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?» «Как ты думаешь, как будут развиваться события в рассказе после...?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение оценки тех или иных событий, поступков, действий, явлений. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?»

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

Опыт использования этого приёма показывает, что дети всех возрастов, в том числе и первоклассники, понимают значение всех типов вопросов и в подтверждение этому, могут составить свои.

Прием «Составь задание»

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, составление ребуса, кроссворда, головоломок. Здесь, конечно, нужно учитывать то обстоятельство, что ребёнок не обладает достаточным временем, чтобы составить интересный кроссворд, или головоломку. Поэтому такие задания можно задать на дом.

Приём «Составление лэпбука»

Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.

Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой они закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, статьи, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики - секретики, миникнижки - гармошки, окошки, дверки. Это творческая работа, которая предусматривает, кроме закрепления материала, такой важный момент как коллективная творческая деятельность, умение работать в команде, где дети сами распределяют роли, выбирают лидера, составляют план деятельности, выбирают или придумывают формы подачи материала. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука, т.е. 3 и 4 этапы, необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их.

Заключение

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально – нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


 

Практический материал по работе с текстом для учителя Формирование умений младших школьников составлять план текста

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Формирование умений младших школьников пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Формирование умений младших школьников пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Формирование умений младших школьников выразительно читать

1. Перечитай текст, определи содержание мысли, чувства, настроение, переживания героев, автора.

2. Определи своё отношение к событиям, героям, к описаниям картин природы.

3. Представь их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, какова твоя задача чтения.

5. Выбери тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения (интонационные средства).

6. Прочитай вслух для себя. Проверь, интересно ли другим тебя слушать.

7. Прочитай выразительно.

Памятка при работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка при работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка при работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка при работе над статьей

1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

3. О ком или о чем эта статья?

4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.

6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

7. Что нового вы узнали из прочитанного?

8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

1. Как называется рассказ? Кто его написал?

2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц

5. О чем вы думали, читая рассказ?

Памятка к работе над притчей

1. Как называется притча? Кто ее автор?

2. Прочитайте притчу. О чём эта притча? Какие события в ней описываются?

3. Кто герои притчи? Прочитайте, как описывает их автор.

4. Как вы думаете, мысль, которая содержится в притче, относится только к той ситуации, которая в ней описана?

5. Что осуждается в притче?

6. Осознайте это глубже. Что вам удалось увидеть?

7. Что помогла понять каждому из вас эта притча?

8. Какова её мораль?


 

Приложения

Приложение 1.


 

Антиципация букв

Ваш ученик будет намного быстрее читать, если он с легкостью умеет распознавать буквы в их самых разных положениях и вариантах. Предлагаем вашему вниманию несколько несложных упражнений на развитие способности угадывания букв.

Упражнение 1. Попросите вашего ученика прочесть небольшой текст удобного формата (шрифт не должен быть очень мелким) только по верхней части букв, нижнюю часть прикройте листом бумаги или линейкой. Если в каком-то месте текста ребенок засомневался, не подсказывайте ему, он сам должен догадаться какая буква скрывается за преградой.

Усложненный вариант данного упражнения – чтение по нижней части букв. Но к нему можно переходить только в том случае, если ученик уже легко справляется с чтением по верхней части.

Упражнение 2. Хороший способ тренировать антиципацию букв – заполнение буквенных пропусков, догадываясь о значении слов. Данное задание полезно выполнять и для профилактики орфографических ошибок.

Упражнение 3. Вырежьте «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

1. Антиципация слов и словосочетаний

На данном этапе антиципация имеет большое значение не только в увеличении темпа чтения, но и в улучшении качества восприятия, удержании уже прочитанного и предвидении последующего. Умение предугадывать развивается при выполнении определенных текстовых упражнений.

Упражнение 1. Восстановление в тексте опущенных элементов. Например,

Над городом низко повисли снеговые _________. Вечером началась _________. Снег повалил большими _________. Холодный ветер выл как ___________ дикий _________. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка.

Упражнение 2. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений. Например,

1. Друзья познаются…

2. Любишь кататься - люби и…

3. Ахиллесова…


 

Антиципация текста

Данный этап – качественно новый уровень работы с текстом, на котором ученик превращается в своеобразного соавтора. Он не просто предугадывает отдельные слова и выражения, а уже предвосхищает сюжет, мысленно пишет продолжение текста, опираясь иногда только на одно лишь заглавие. Это помогает школьнику не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.

Упражнение 1. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста. Другой вариант данного упражнения заключается в предвидении содержания и развития событий по концовке текста.

Упражнение 2. Предложите вашему ученику самому составить текст на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.

Упражнение 3. После прочтения текста предложите ученику подумать, какие вопросы могут быть заданы по прочитанному.


 

Приложение 2.

Памятка.

Первичное чтение текста.

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

5. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

6. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

7. Старайтесь понять то, о чем читаете.

Памятка.

Повторное чтение текста.

1. Перечитайте произведение.

2. Определите, о чём в нём говорится (тема)

3. Какие чувства переживают персонажи, и какие возникают у вас.

4. Представьте героев в своём воображении.

5. Определите подтекст, то, что скрыто за словами.

6. Определите отношение автора к героям, событиям.

7. Сформулируйте задачу своего чтения: что хочешь сообщить слушателю о своём отношении к персонажам.

8. Выберите средства речевой выразительности: тон, темп, паузы, логические ударения, мелодику речи.

9. Проверьте себя.


 

Приложение 3.

Классическая артикуляционная гимнастика.

(Из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов». Изд. «Дрофа» М. 2007)

1. Учимся правильно выполнять артикуляционные упражнения.

Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти), ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков. Выполнять артикуляционные упражнения следует перед зеркалом: ребёнок должен визуально контролировать работу своих речевых органов. Не бросайте работу даже если не всё будет получаться правильно. В каждом деле важны умения и навыки. А они приобретаются не сразу. На одно занятие с ребёнком в домашних условиях берите 2-3 упражнения. Продолжительность тренировки – до 15-20 минут. Начните с 5 минут и постепенно увеличивайте продолжительность занятий.

2. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-кисточка».

Ребёнок должен войти в роль маляра. Его язык превращается в кисточку: во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя!

Закончив покраску потолка-нёба, язык – кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны.

Это упражнение динамическое.

3. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-барабанщик».

Ребёнок знает, что барабан не зазвучит, пока по нему не ударить специальной барабанной палочкой? Теперь языку предстоит выполнять её роль: кончик языка стучит за верхними резцами по бугоркам-альвеолам: ды-ды-ды-ды-ды-…. (как можно дольше!). Очень часто сразу же после первого «ды» рот ребёнка закрывается… Этого не должно быть! Тем не менее, если это происходит, поставьте сбоку во рту, между коренными зубами, чисто вымытый палец ребёнка. Почему не палец родителя или педагога? Свой палец ребёнок точно не будет кусать, а вот чужой может изрядно пострадать…

Это тоже динамическое упражнение.

4. Упражнение для языка «Болтун - болботун».

Сначала объясните ребёнку, кто такой «болтун», ведь язычку предстоит в него превратиться. Чтобы это превращение прошло успешно, надо сделать язык широким-широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его, произнося при этом: « пя-пя-пя-пя…». Теперь язык стал послушным и широким? Самое время превращать его в болтуна-болботуна! Широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: «бл-бл-бл-бл- …».

У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк?

5. Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики».

Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!

Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем.

Это упражнение – статическое.

6. Упражнение для языка «Вкусно!!!»

Упражнение для языка «Вкусно!!!»

Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.

Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток.

Это упражнение ещё называется «Вкусное варенье», оно – динамическое.

7. Упражнение для языка и нижней челюсти «Волна».

Ребёнок видел морскую волну? Она то накатывает на берег, то убегает от него. Вот сейчас – волна как раз «накатила». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое-то время язык в этом положении, убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. …

Повторить это чередование несколько раз.

Это упражнение - динамическое.

Если выполнить только первую часть упражнения, название его можно изменить на «Горочку», «Катушечку». В отличие от «Волны», эти упражнения - статические.

8. Упражнение для языка и нижней челюсти «На море штиль».

Море бывает не только бурным, но и спокойным. А вот может ли быть какое-то время спокойным язык ребёнка?

Рот открыт. Язык укладывается на дно ротовой полости и становится абсолютно неподвижным.

При всей простоте, упражнение очень сложное! В этом родители и педагоги могут убедиться, заглянув в рот ребёнка. В мышцах языка – подёргивания и «зыбь»? Ведь так? Добиваемся полного «штиля»!

Упражнение статическое.

9. Упражнение для языка «Доберёмся до вершины!»

Для постановки звуков очень важна «растяжка» языка. Как её добиться? Постоянными тренировками!

Ребёнок растёт? Вот и язык должен «расти», вытягиваясь вверх, к носу. Трудно? Очень трудно! Губы каменеют, язык синеет… Но только так можно добраться до «вершины» (носа), пусть и не с первого, и даже не с сотого раза.

Упражнение на «растяжку».

10.Упражнение для языка «Маятник».

Язык-маятник отклонять то в одну, то в другую сторону (как показано на фотографиях слева и справа). Вот так и чередовать: «тик-так, тик-так, …». Тикают ходики на стене, движется узкий, длинный язычок им в такт: из стороны в сторону, дотрагиваясь кончиком то до правой, то до левой щёчки… Тренируется. Становится сильным и ловким.

Это упражнение ещё называется «Часики».

Упражнение динамическое, делается под счёт «раз-два, раз-два…»

11. Упражнение для языка и нижней челюсти «Лиана» («Корешок»).

Упражнение на растяжку. Лиана (корешок) растёт, растёт, опускаясь всё ниже и ниже (до самого края подбородка!). Вот как вытянулась (вытянулся)!!!

 

12. Упражнение для языка и нижней челюсти «Карусель».

Что такое карусель, знает любой ребёнок! Кто ж на ней не катался!? Вот и язычок сейчас приобщится к этому интереснейшему занятию. Кончик языка ставится на самый последний нижний коренной зуб и совершает во рту широкие круговые движения по верхушкам всех нижних зубов сначала в одну, а затем в другую сторону. Не правда ли, увлекательно?

В каждую сторону делается не менее пять круговых движений.

Упражнение динамическое.

13.Упражнение для языка и нижней челюсти «Грибок».

А сейчас вместе с язычком отправимся «по грибы». Впрочем, язычок и сам не прочь выполнить роль «гриба». Вся его широкая поверхность присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго.

ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот широко раскрыт. Язык в форме гриба должен быть абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута.

Это упражнение всегда предваряет постановку звука [Р]. Пока оно не будет получаться идеально, - звука [р] – не будет!!!

14. Упражнения для губ «Улыбка», «Заборчик».

Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны.

Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд).

Упражнение статическое.

15. Упражнение для губ «Хоботок».

До этого мы изображали всё больше неодушевлённые предметы. А теперь предстоит изобразить слона, вернее, его хобот. Для этого надо крепко сжать зубы, а губы вытянуть как можно дальше вперёд. Если у ребёнка это не будет получаться, подержите перед его губами конфету или чупа - чупс. Вот уж тогда его губы вытянутся по максимуму! Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд).

Упражнение статическое. Но на растяжку.

Очень хорошо чередовать его с упражнением «Заборчик». Под счёт «раз-два». Упражнение тогда приобретает динамизм!

16. Упражнение для губ «Бутончик».

Зубы сжаты, губы вытянуты и сложены в виде бутончика цветка. Упражнение похоже на предыдущее ("Хоботок"), но губы более сжаты.

Удерживать это положение под счёт (не менее 10 секунд).

Упражнение статическое.

17. Упражнение для щёк и губ «Шарик».

Раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться».

Делаем это постепенно, очень медленно, выпуская воздух сквозь сжатые губы.

Упражнение как на артикуляцию, так и на дыхание.

18. Упражнение для нижней челюсти и для губ «Расчёска».

Двигаем нижней челюстью вперёд-назад, и как бы «причёсываем» верхнюю губку нижними резцами. Делаем не менее 10 движений.

Упражнение динамическое.

19. Упражнение для губ и языка «Дудочка».

Язык сначала лежит на нижней губе (как в упражнении «Блинчик», затем – сворачивается в «трубочку». Губы при этом округляются и помогают языку свернуться. Проделать не менее 5 раз. Не факт, что упражнение получится с первого раза. Но с сотой попытки точно должно получиться!

Упражнение динамическое и статическое одновременно: трубочку надо удерживать какое-то время. Высший пилотаж, - когда в эту трубочку ребёнок сможет ещё и подуть. Тогда это упражнение будет ещё и на дыхание.

20. Упражнение для губ и нижней челюсти «Хомячок».

Похоже на упражнение «Шарик». Но в упражнении «Хомячок» надо пожевать, не разжимая при этом губ и раздув щёки. Поверьте, это очень сложно! Нижняя челюсть двигается ритмично.

Продолжительность упражнения не менее 10-15 секунд.

Упражнение динамическое.

21.Упражнение для языка и нижней челюсти «Копытца».

На фотографии положение языка, как в упражнении «Грибок». Но «Грибок» – статическое упражнение, а «Копытца» - динамическое. Надо звонко «поцокать» языком о нёбо.

Здесь – несколько вариантов:

- цокать кончиком языка на альвеолах за верхними резцами;

- цокать кончиком языка в углублении твёрдого нёба;

- цокать кончиком языка на мягком нёбе (в глубине рта);

- цокать с «оттяжкой» всей поверхностью языка;

- цокать во всех этих положениях при неподвижной нижней челюсти;

- цокать во всех этих положениях, активно двигая нижней челюстью.

Ещё одно название этого упражнения – «Лошадка».

22. Упражнение для губ «Воронка».

Упражнение состоит из 2-х частей. Сначала губы, как в упражнении «Бутончик», вытянуты вперёд в виде небольшой «воронки».

А потом губы втягиваются в рот и как бы «заворачиваются» за губы. Чередовать эти положения губ медленно, под счёт (раз-два) несколько раз (от пяти и больше). Ещё одна важная деталь: когда губы вытянуты вперёд, - зубы сжаты. При втягивании губ в ротовую полость зубы размыкаются. Здесь два статических положения чередуется с динамической сменой. Важно всё делать очень чётко.

23. Упражнение для губ и щёк «Полощем рот».

Губы плотно сжаты. Набрать воздух в ротовую полость и «полоскать» им рот по очереди, двумя способами:

-перекатывая воздух за щеками;

-полоща рот воздухом, направлять его за губы, с передней стороны зубов (но губы при этом не разжимать!).

Очень часто дети не набирают воздух за щёки, а просто двигают губами из стороны в сторону. Это неправильное выполнение упражнения. Проверить: есть ли воздух за щеками очень просто: надо надавить на щёчку. Если воздух есть, «шарик лопнет»!

24.Упражнение для губ и щёк «Шарик лопнул!»

Вот на такие щёчки и следует надавить пальцем...

И тогда: «Хлоп!», - шарик лопнет!

25. Упражнение для щёк и губ «Тощий Кощей».

Втягиваем щёки в рот между разомкнутыми зубами, изображая худющего-прехудющего злодея. Получилось?

26. Упражнение для губ и нижней челюсти «Прятки с губками» (прячем нижнюю губку).

"Спрятать" нижнюю губку, прикусив её верхними резцами. Расслабленная верхняя губа при этом как бы «нависает» над подбородком. Удерживать в этом положении не менее 5 секунд.

Упражнение статическое.

 

27. Упражнение для губ и нижней челюсти «Прятки с губками» (прячем верхнюю губку).

Верхнюю губку прикусываем нижними зубами, а сверху ещё прикрываем нижней губой. Нижнюю губку, для надёжности, тянем высоко-высоко: к носу. Удерживаем в этом положении не менее 5 секунд.

Упражнение статическое.


 

Приложение 4.

Словарь настроений

Беспокойное

Бодрое

Боязливое

Бурное

Весёлое

Возбуждённое

Возмущённое

Волшебное

Воспевающее

Восторженное

Высмеивающее

Героическое

Грустной радости

Грустное

Добродушное

Жуткое

Загадочное

Задиристое

Заносчивое

Звонкое

Капризное

Ликующее

Солнечное

Сонное

Сосредоточенное

Состояние

Сочувствующее

Спокойное

Таинственное

Тёплое

Тихое

Торжественное

Любования

Мечтательное

Мрачное

Насмешливое

Нежное

Нетерпеливое

Обиженное

Ожидание

Печальное

Поучительное

Привередливое

Прихотливое

Прославляющее

Радостное

Робкое

Светлое

Сердитое

Серьёзное

Сказочное

Скорбное

Скрытное

Смешное

Тоскливое

Тревожное

Уютное

Хвалебное

Хвастливое

Хмурое

Шаловливое

Шумное

Шутливое

Основные положения содержания рассказа о биографии писателя.

1. Отражение в биографических сведениях непосредственной связи с конкретным изучаемым текстом.

2. Обязательное наличие в биографической справке кратких сведений об эпохе.

3. Упоминание 1–2 имен других писателей с целью формирования целостного представления об истории литературы.

4. По возможности в рассказе о биографии писателя должна прослеживаться связь с местностью, в которой проживают учащиеся.

5. Руководствуясь принципом целесообразности, следует использовать современные средства наглядности и ИКТ.

6. Не следует повторять сведения, отраженные в учебнике, необходимо дополнять их.

Названные положения должны соотноситься с основными требованиями, предъявляемыми методикой к данному виду работы. В частности, биография писателя должна быть:

доступной, соответствующей возрасту учащихся;

вызывать интерес к творчеству; — носить в равной степени обучающий и воспитывающий характер.

Формирование умений младших школьников составлять рассказ о герое

1. Начни рассказ о герое со слов: «мне очень понравился», «мне показался интересным», «больше всего мне запомнился», «меня ужаснула», «я восхищаюсь», «я был удивлён, узнав» и т.д.

2. Опиши внешность героя: лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.

3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.

4. Перечисли основные черты характера этого героя.

5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.

6. Вспомни героев других произведений, которые в чём-то схожи с этим персонажем.

7. Хотелось (не хотелось) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?

8. Какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше передаёт характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него лицо, поза, одежда? Что происходило бы вокруг?


 

Литература

1. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст]/Учебно-методическое издание (Мастерская учителя); практикум для учащихся: 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2007.

2. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в начальной школе [Текст]/учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

3. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах [Текст]/ Творческая лаборатория учителя. Нач. шк. – М.: Просвещение, 1991.

4. Карельская. Г. «Растим говорунов».[Текст]/ Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2007.


 

Опубликовано в группе «Технологическая карта урока.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.