Диагностический комплекс для выявления особенностей двигательно-ритмической сферы заикающихся младших школьников
Цель диагностического комплекса: выявить особенности двигательно-ритмической сферы заикающихся детей младшего школьного возраста.
Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:
1. поднять брови («удивиться»);
2. слегка сомкнуть веки;
3. прищурить глаза («яркое солнце»);
4. плотно сомкнуть веки («стало темно»);
5. сжать губы;
6. сморщить нос («кислый лимон»);
7. вытянуть губы как для произнесения звука «о»;
8. улыбнуться («веселый клоун»);
9. надуть щеки («толстый помидор»);
10. выпятить губы («имитация свиста»).
Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.
Оценка:
3 б.—полноценное, чёткое выполнение;
2 б.—частичное, недостаточно чёткое выполнение;
1 б.—невыполнение.
Максимальное количество баллов в этом блоке методики—30.
2 блок. Обследование речевой моторики.1. открыть и закрыть рот;
2. рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть;
3. имитировать жевательные движения;
4. попеременно надувать щёки;
5. втянуть щёки внутрь;
6. оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми—о; вытянуть губы—у;
7. высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счёт до 5;
8. покусывать кончик языка;
9. касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»);
10. упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»);
11. пощелкать языком («лошадки»);
12. поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»);
13. приблизить кончик языка к нёбу и пощёлкать («Поцокаем»);
14. произнести гласные звуки на твёрдой и мягкой атаке.
Отмечается: наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.
Оценка:
3 б.—чёткое выполнение движений;
2 б.—незначительные изменения объёма, силы и точности движений;
1 б.—отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, объёма; трудности переключения речевых движений; девиация языка.
Максимальное количество баллов в этом блоке методики—42.
3 блок. Обследование общей произвольной моторики.
Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчётливость движений.
1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошёл с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель—квадратная доска 25х25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребёнок кидает мяч диаметром 8 см с «развёрнутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки—2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено.
3. Перепрыгнуть с места без разбега через верёвку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из 3 проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть через верёвку, не задев её. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с неё нитку и наматывать её на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
5. Определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются.
Оценка:
3 б.—чёткое выполнение движений;
2 б.—незначительные изменения объёма, силы и точности движений;
1 б.—невыполнение задания.
Максимальное количество баллов в 3 блоке методики—15.
4 блок. Обследование тонких движений пальцев рук.
Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:
1. сжать пальцы в кулаки;
2. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»);
3. загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»);
4. переплести руки «в замок»;
5. выполнить пробу «корова—коза».
Отмечается: точность, дифференцированность движений.
Оценка:
3 б.—чёткое выполнение движений;
2 б.—незначительные изменения дифференцированности и точности движений;
1 б.—невыполнение задания.
Максимальное количество баллов в 4 блоке методики—15.
5 блок. Обследование действий с предметами.
Обследование действий с предметами включает такие задания:
1. выложить узор из мозаики;
2. укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек;
3. нанизать на нитку бусинки;
4. начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).
Оценка:
3 б.—чёткое выполнение всех заданий;
2 б.—выполнение заданий со второй попытки;
1 б.—выполнение заданий после 3-4 попыток; плохая координация, неловкость движений.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий 5 блока—12.
6 блок. Обследование чувства ритма.
Педагог показывает детям хлопками ритмический рисунок, который им следует повторить.
1. ▌█ █ █ ▌▌█ █ █ ;
2. ▌▌▌▌▌▌█ ▌▌▌▌▌▌█ ;
3. █ ▌▌▌▌█ █ █ █ ;
4. ▌█ ▌█ ▌█ █ █ ;
5. ▌▌▌▌▌▌█ ▌▌▌▌█ █.
Оценка:
3 б.—правильное воспроизведение ритма;
2 б.—выполнение со второй попытки;
1 б.—неумение воспроизвести ритмический рисунок.
Максимальное количество баллов за 6 блок методики—15.
Критерии оценки: при обследовании учитываются: общий вид ребёнка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.
Процентное выражение уровня успешности выполнения заданий методики: максимальное количество баллов за успешное выполнение всех проб диагностического комплекса равно 129. Если принять эту цифру за 100%, то можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных проб или всех заданий методики и соотнести с уровнем успешности выполнения заданий:
3 уровень—80-100% (высокий)
2 уровень—50-79,9% (средний)
1 уровень—49,9 и ниже (низкий).
Список литературы
1. Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности.—М., 1966.