Диагностический комплекс для выявления особенностей двигательно-ритмической сферы заикающихся младших школьников

2
0
Материал опубликован 6 January 2018

Цель диагностического комплекса: выявить особенности двигательно-ритмической сферы заикающихся детей младшего школьного возраста.    

Контингент испытуемых: дети младшего школьного возраста.    
Содержание диагностического комплекса: методика включает 6 блоков, каждый из которых состоит из нескольких видов заданий. 
 
1 блок. Обследование произвольной мимической моторики.

Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:

1.     поднять брови («удивиться»);

2.     слегка сомкнуть веки;

3.     прищурить глаза («яркое солнце»);

4.     плотно сомкнуть веки («стало темно»);

5.     сжать губы;

6.     сморщить нос («кислый лимон»);

7.     вытянуть губы как для произнесения звука «о»;

8.     улыбнуться («веселый клоун»);

9.     надуть щеки («толстый помидор»);

10.                       выпятить губы («имитация свиста»).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Оценка:

3 б.—полноценное, чёткое выполнение;

2 б.—частичное, недостаточно чёткое выполнение;

1 б.—невыполнение.

Максимальное количество баллов в этом блоке методики—30.

2 блок. Обследование речевой моторики.

1.     открыть и закрыть рот;

2.     рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть;

3.     имитировать жевательные движения;

4.     попеременно надувать щёки;

5.     втянуть щёки внутрь;

6.     оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми—о; вытянуть губы—у;

7.     высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счёт до 5;

8.     покусывать кончик языка;

9.     касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»);

10.                       упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»);

11.                       пощелкать языком («лошадки»);

12.                       поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»);

13.                       приблизить кончик языка к нёбу и пощёлкать («Поцокаем»);

14.                       произнести гласные звуки на твёрдой и мягкой атаке.

Отмечается: наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка:

3 б.—чёткое выполнение движений;

2 б.—незначительные изменения объёма, силы и точности движений;

1 б.—отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, объёма; трудности переключения речевых движений; девиация языка.

Максимальное количество баллов в этом блоке методики—42.

3 блок. Обследование общей произвольной моторики.

Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчётливость движений.

1.     Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошёл с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

2.     Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель—квадратная доска 25х25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребёнок кидает мяч диаметром 8 см с «развёрнутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки—2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено.

3.     Перепрыгнуть с места без разбега через верёвку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из 3 проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть через верёвку, не задев её. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.

4.     Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с неё нитку и наматывать её на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.

5.     Определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются.

Оценка:

3 б.—чёткое выполнение движений;

2 б.—незначительные изменения объёма, силы и точности движений;

1 б.—невыполнение задания.

Максимальное количество баллов в 3 блоке методики—15.

4 блок. Обследование тонких движений пальцев рук.

Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:

1.     сжать пальцы в кулаки;

2.     соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»);

3.     загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»);

4.     переплести руки «в замок»;

5.     выполнить пробу «корова—коза».

Отмечается: точность, дифференцированность движений.

Оценка:

3 б.—чёткое выполнение движений;

2 б.—незначительные изменения дифференцированности и точности движений;

1 б.—невыполнение задания.

Максимальное количество баллов в 4 блоке методики—15.

5 блок. Обследование действий с предметами.

Обследование действий с предметами включает такие задания:

1.     выложить узор из мозаики;

2.     укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек;

3.     нанизать на нитку бусинки;

4.     начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

Оценка:

3 б.—чёткое выполнение всех заданий;

2 б.—выполнение заданий со второй попытки;

1 б.—выполнение заданий после 3-4 попыток; плохая координация, неловкость движений.

Максимальное количество баллов за выполнение заданий 5 блока—12.

6 блок. Обследование чувства ритма.

Педагог показывает детям хлопками ритмический рисунок, который им следует повторить.

1.     ▌█ █ ▌▌█ █ █ ;

2.     ▌▌▌▌▌▌█ ▌▌▌▌▌▌█ ;

3.     █ ▌▌▌▌█ █ █ █ ;

4.     ▌█ ▌█ ▌█ █ █ ;

5.     ▌▌▌▌▌▌█ ▌▌▌▌█ █.

Оценка:

3 б.—правильное воспроизведение ритма;

2 б.—выполнение со второй попытки;

1 б.—неумение воспроизвести ритмический рисунок.

Максимальное количество баллов за 6 блок методики—15.

    Критерии оценки: при обследовании учитываются: общий вид ребёнка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.

    Процентное выражение уровня успешности выполнения заданий методики: максимальное количество баллов за успешное выполнение всех проб диагностического комплекса равно 129. Если принять эту цифру за 100%, то можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных проб или всех заданий методики и соотнести с уровнем успешности выполнения заданий:

3 уровень—80-100% (высокий)

2 уровень—50-79,9% (средний)

1 уровень—49,9 и ниже (низкий).

 

Список литературы

1.       Бернштейн Н.А.  Очерки о физиологии движений и физиологии активности.—М., 1966.
2.       Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.—М., 2002.
3.       Георгиевская Л.А., Умнякова Н.Л., Позднякова Н.В. Особенности физкультурных занятий с заикающимися дошкольниками на этапе ограничения речи.—Логопед, №2, 2005.
4.       Дресвянников В.И. К вопросу о направленности логоритмических занятий в работе с заикающимися среднего школьного возраста.—Дефектология, №1, 1978.
5.       Дресвянников В.И. Особенности моторики заикающихся школьников 6-8 классов // Расстройства речи и методы их устранения.—М., 1975.
6.       Зееман Н. Заикающиеся дети // Хрестоматия по логопедии, Т.1.—М., 1997.
7.       Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция.—ТЦ «Учитель», 2000.
8.       Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить.—М., 1979.
9.       Котелевская Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учётом закономерностей возрастной эволюции: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—С-Пб, 2000.
10.  Кочергина В.С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста // Хрестоматия по логопедии, Т.1.—М., 1997.
11.  Кузьмин Ю.И. Темп речи и заикание // Хрестоматия по логопедии, Т.1.—М., 1997.
12.  Леонова С.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика заикающихся школьников.—Логопед, №2, 2004.
13.  Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.—М., 1997.
14.  Михайлова Е.Я. Коррекция психомоторных нарушений у дошкольников с заиканием средствами адаптивного физического воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—С-Пб, 2003.
15.  Мишарина С.Н., Саратова Д.Н. Оценка психофизического развития и двигательной подготовленности заикающихся и здоровых детей младшего школьного возраста.—М., 2006.
16.  Поваляева М.А. Справочник логопеда.—Ростов-на-Дону, 2002.
17.  Поварова И.А. Заикание.—С-Пб, 2005.
18.  Поварова И.А. Практикум для заикающихся.—С-Пб, 1999.
19.  Румянцева Е.Ю. Логоритмика.—М., 2006.
20.  Рычкова Н.А. Приёмы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста.—Дефектология, №3, 1984.
21.  Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи.—М., 2005.     

 http://pedgazeta.ru/25308

Комментарии
Комментариев пока нет.