Статья «Особенности обучения письму леворуких младших школьников»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
Статья на тему: Особенности обучения письму леворуких младших школьников
Автор работы:
Смирнова Полина Михайловна
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Группа № 303
2018
Особенности обучения письму леворуких младших школьников
Ключевые слова: леворукие дети, леворукость, амбидекстры, образовательный процесс, обучающиеся, ФГОС НОО, психология.
Аннотация:
В данной статье представлены особенности леворуких детей, а также их письма. Рассмотрены трудности испытываемые обучающимися и пути решения этих проблем.
До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Педагогу важно создать условия для обучающихся для успешного развития своих навыков. Например, посадка ребёнка должна быть у окна, правильное положение при письме, особенная подача материала (больше наглядности, медленный темп объяснения материала и др.) Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности. Данная проблема рассматривается в работах, таких авторов как: М. М. Безруких1, А. Р. Лурия2 и др.
С какими бы трудностями ни столкнулся леворукий ребенок и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого. Ведь леворукость - не патология, а один из возможных вариантов нормы, леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного отношения, и у него есть свои особенности развития, которые нужно учитывать в процессе обучения и воспитания.
Леворукие дети отличаются рядом психологических особенностей, которые интенсивнее всего проявляются в поведении, и опосредуют все виды деятельности ребенка, в том числе учебной. Это обусловливает необходимость своевременной диагностики рукости ребенка с целью оказания ему помощи в адаптации к новым условиям (например, поступление в школу, переход из младшего звена на среднюю ступень школы), профилактики тревожности и стрессовых состояний. Однако существующие на сегодняшний день методы диагностики далеки от совершенства, имеют недостатки, позволяющие усомниться в их пригодности. Это лишний раз доказывает, что проблема леворукости, исследуемая многими учеными, не потеряла своей актуальности и имеет свои перспективные направления, нерешенные вопросы.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя четвертый раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования», в котором точно прописано, что педагог должен создать благоприятные условия для качественного доступного образования, не только для детей, пишущими правой рукой, но и для тех, кто пишет левой рукой.
Обучение и воспитание левшей является актуальной проблемой в педагогическом процессе. Это связанно, вероятно, с увеличением в последнее время количества как леворуких обучающихся, так и амбидекстров, а также с теми явными особенностями и трудностями, которые присущи детям данной категории.
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, скорее, ставит целый ряд других, не менее важных. Практически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Леворуких обучают по тем же методикам, что и праворукие. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это - трудности обучения письму (реже - письму и чтению вместе).
По словам М. М. Безруких, подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Безусловно, можно помочь детям избежать серьезных трудностей при обучению письму. 3
На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, сохраняя правильную позу, правильное движение руки, правильную траекторию движений и т.п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, поскольку параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести-, семилетнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость статических нагрузок (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности.
М. М. Безруких в формировании навыка выделяет три основных этапа:
а) первый этап – аналитический, основными компонентами
которого являются вычленение отдельных элементов действия и овладение ими, уяснение цели, зрительно-двигательного образа, выделение основных критериев контроля выполнения движения.
б) второй этап условно назван синтетическим. Этот этап
соединения отдельных элементов в целостное действие.
в)третий этап – автоматизация навыка. Это этап образования
навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений. Плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.
Методика обучения леворуких школьников письму должна отличатся от методики обучения праворуких более широким применением нетрадиционных приемов с целью профилактики зеркального письма и других ошибок, характерных для леворуких обучающихся, и ориентацией на пространственное восприятие. В ней должно быть отведено больше места развитию зрительно - двигательной координации и зрительно - пространственной ориентации детей, а также развитию мелкой мускулатуры ведущей руки.
Основной проблемой обучения левшей является письмо. Письменная речь - явление многогранное. Существенной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком.
В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: вед.. 06.10.2009 г., № 373. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2011. - 31 с.
Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка / А.Р. Лурия.- Москва.: 1927.
Безруких М.М. Знаете ли вы своего ребенка?: пособие для студ. пед. институтов / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - 2-е изд. - Москва.: Академия, 1997. - 240с.
Безруких М.М. Леворукий ребенок: тетрадь для занятий с детьми; метод. рекомендации / М.М. Безруких. - 2-е изд. - Москва.: Вентана-Граф, 2004. - 64с.
Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома: детская психология / M.М. Безруких. - 2-е изд. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. -300с.
Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой рукой // Вопросы психологии. – 1997. – С. 86 – 94.
Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье/ C.М. Бондаренко, В. С. Ротенберг. - Москва.: Просвещение, 1989. - 239 с.
Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. - Москва.: Медицина, 1988. - 240 с.
1 Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома: детская психология / M.М. Безруких. - 2-е изд. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
2 Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка / А.Р. Лурия.- Москва.: 1927.
3 Безруких М.М. Указ. соч. с. 57