12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павлова Мария Геннадьевна24
Россия, Ленинградская обл., Санкт-Петербург



Особенности развития внимания у младших школьников.

В настоящее время проблема внимания у детей младшего школьного возраста стоит довольно остро. В первую очередь это связано с большим объемом получаемой информации. Ученики начальной школы ежедневно узнают что-то новое. В школе дети изучают различные предметы, знакомятся с событиями и фактами. По дороге в школу и обратно примечают явления природы и изменения окружающей среды. Благодаря этому внимание школьников постоянно развивается. Обучение в школе - это систематический, организованный процесс, направленный на получение знаний, умений и навыков, через работу по учебному плану. На уроке ребенок должен заниматься в определенном режиме и темпе, заложенном учителем. Такая организация учебной деятельности предусматривает высокие требования к вниманию учащихся. Однако для организации произвольного внимания ученики, особенно начальной школы, нуждаются в помощи учителя. В силу своего малого возраста ребенок не может правильно отобрать необходимое и сосредоточиться на нем.

По мнению П.Я. Гальперина внимание является деятельностью контроля. Н.Ф. Добрынин говорил о том, что внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Учитывая возрастные особенности учеников младшей школы учителю необходимо разработать урок таким образом, чтобы у детей появилось желание сконцентрироваться на работе. Не зря в современной школе значительное количество времени на уроке отводится на детские размышления. Учитель не «подает» готовый материал, а подводит класс к размышлению. Самостоятельно поставленная ребенком цель будет вызывать интерес и заставит каждого участника образовательного процесса заострить внимание на текущих проблемах. В следствии того, что ученик постоянно будет возвращаться к поставленной цели и задачам у него так или иначе станет развиваться произвольное внимание.

Ученикам начальных классов тяжело сосредоточиться на работе, которая им не нравится. В этом случае одной из задач учителя становится организовать работу таким образом, чтобы она была интересна и привлекала каждым своим моментом.

Основной функцией произвольного внимания станет активное регулирование протекания психических процессов. В современной науке Произвольное внимание рассматривается и понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

В психологии выделяют несколько свойств внимания. Среди них сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Данные свойства встречаются как в произвольном, так и в непроизвольном внимании.

Выделяется несколько видов внимания:

сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств;

моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком;

интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление;

преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.

Кроме этоговыделяются свойства внимания. Среди них сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Данные свойства могут проявляться и в произвольном и в непроизвольном внимании.

В силу возрастных особенностей ученику начальной школы бывает сложно направить свое внимание на предлагаемый учителем вид работы. Отсюда и возникают проблемы с учебной деятельностью.

Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста должно проходить регулярно. Так как при дальнейшем обучении ребенок должен будет усваивать все большее количество информации из различных источников. А при низком уровне внимания это будет достаточно сложно воспринять.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Оно рассматривается и понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

Внимание ученика становится произвольным если он заинтересован в получении положительного результата. В этой ситуации главной задачей учителя является организовать работу детей таким образом, чтобы основные и значимые моменты урока вызывали наибольший интерес. Важно поставить цель и пытаться достичь ее.

Соответственно необходимо найти и использовать такую методику, которая будет не только соответствовать возрастным особенностям учеников начальной школы, но и будет им интересна. Она должна быть проста в применении и в то же время благоприятно влиять на развитие произвольного внимания у младших школьников.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.