12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лидия129
Учитель первой категории, стаж работы - 28 лет
Россия, Карелия респ., Амбарный
ДИАГНОСТИКА – это процедура , направленная на выявление реального состояния предмета или явления ( с помощью методов исследования)

Требования к диагностике: валидность (соответствие)

Теоретическая –

Это соответствие результатов одной диагностики результатам другой диагностики

Эмпирическая –

Это соответствие результатов диагностики наблюдению

регулярность (трехкратное повторение, возможно чаще)

комплексность (системность)

У каждого педагога должен быть пакет диагностик.

Диагностирование помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов. Диагностирование включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика .

Суть и содержание диагностики предметной обученности становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации о результатах образовательного процесса – все его участники: учителя, ученики и родители.

 

МОНИТОРИНГ

Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог - обучающийся ", позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Педагогический мониторинг позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.

Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.

Руководители школы получают возможность в динамике контролировать совместную деятельность учителя и учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательного процесса, целенаправленно, а главное, адресно планировать методическую работу в школе на основе диагностического анализа затруднений учителя и учеников. И, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательным процессом.

Диагностика предметной обученности по предмету проводится в несколько следующих этапов.

 

1. Входная диагностика знаний, умений и навыков.

Анализ минимума содержания образования и учебных программ по предмету показал, что сегодня классифицированы лишь знания и умения. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Диагностируемые ЗУНы классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.

1) Первоначальные (предварительные) знания, умения и навыки. Их диагностика проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности ребенка к обучению в следующем классе.

2) Тематические. Диагностируются в процессе усвоения каждой темы.

3) Периодические. Диагностируются по разделу или значительной теме с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Цель такой диагностики - систематизация и обобщение знаний.

4) Итоговые знания, умении и навыки, приобретенные на всех этапах образовательного процесса. Диагностика проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.

 

2. Подбор заданий для диагностических работ.

Инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений являются тексты диагностических заданий (работ), составленные учителем. В диагностических заданиях следует учитывать степень сложности, рассчитывать время их выполнения. Они могут выполняться на одном уроке или на нескольких учебных занятиях.

Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, ведь важнейшие принципы диагностирования обученности – достоверность оценивания, систематичность, наглядность, гласность .

 

3. Проверка работ учащихся.

Работы учащихся тщательно проверяются учителем: ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются в соответствии с заданными критериями.

 

4. Анализ результатов диагностики.

На этом этапе подсчитывается количество учащихся, имеющих пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках в конкретный период обучения. Одновременно по всем показателям приводятся статистические выводы, которые позволяют учителю провести анализ полученных результатов и выявить степень сформированности требуемых умений и навыков школьников в классе.

Для повышения информативности анализа диагностической работы мы считаем необходимым подсчитывать показатели качества, успеваемости и степени обученности учащихся.

 

Диагностическое сравнение эффективности образовательного процесса

В данной диагностической части педагогического мониторинга учителя мы выделили два компонента:

индивидуальный педагогический мониторинг по предмету;

педагогический мониторинг класса по предмету.

По данным индивидуального мониторинга выстраиваются графики, показывающие динамику уровня усвоения материала и эффективности протекания образовательного процесса для данного учащегося.

Индивидуальный педагогический мониторинг лежит в основе педагогического мониторинга класса по предмету.

Данный компонент педагогического мониторинга был разделен нами на следующие составляющие:

мониторинг качества образовательного процесса по периодам обучения;

динамика качества образовательного процесса по годам обучения;

сохранность качества образовательного процесса при смене содержания программ и учебников.

Данная форма педагогического мониторинга позволяет отслеживать результаты образовательного процесса в течение учебного года и, по мере необходимости, вносить в систему управления качеством образовательного процесса необходимые коррективы.

Сравнение результатов образовательного процесса по годам обучения позволяет выяснить как сработал учитель, идет ли процесс ухудшения или улучшения.

 

Недостатки существующей системы оценивания:

Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;

Процедура оценивания носит констатирующий характер: не выучил урок —«неуд», выучил — положительная отметка;

Результаты обучающихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке, перспективной работы и т.д) выставляются в журнал. Учитель может выставить или наоборот неудовлетворительную отметку, как и отличную. Если, например, в классах младшего и среднего звена на уроке русского языка плюс дома в общей сложности ученик получает три-четыре отметки, а то и более. Какую выставит учитель?;

Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимся, не усвоившим тему, еще раз, так как уровень учащихся в классе различен. Хотя в настоящее время это можно устранить через неаудиторную нагрузку;

Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;

Результаты отдельного ученика оцениваются на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку их знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно, снизят свой потенциал.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность учителя осуществлялась им в интересах развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.

 

К наиболее распространенным типичным ошибкам оценивания относятся:

ошибки великодушия, ореола, центральной тенденции, контраста, близости,

логические ошибки.

Ошибки "великодушия", или "снисходительности", проявляются в выставлении учителем завышенных оценок.

Ошибки "центральной тенденции" проявляются у учителя в стремлении избежать крайних оценок. Например, - не ставить двоек и пятерок.

Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью предметников и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный учитель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.

Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что учителю трудно сразу после двойки ставить пятерку. При неудовлетворительном ответе "отличника" он склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.

"Логические" ошибки проявляются когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.

Перечисленные типичные ошибки оценивания обучающихся часто допускаются бессознательно всеми учителями. Иногда осознанное, преднамеренное искажение оценок рассматривается как способ стимулирования обучающегося.

 

Учителя, вынося оценку, должны каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса. Для проведения мониторинга важно знать:

что собираются отслеживать;

какие возможные результаты предполагают получить;

как можно повлиять на эти результаты;

каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.

Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:

минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);

общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);

продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными явными и латентными ассоциативными связями).

  

Основным методическим звеном в предметном учебном мониторинге является анализ результатов учебной работы. Учитель-предметник в рамках предметного мониторинга может:

анализировать индивидуальные результаты каждого ученика, сводные результаты по целому классу или по произвольной группе учеников;

анализировать степени усвоения конкретных учебных элементов или усредненные степени усвоения произвольных наборов учебных элементов;

получить список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили хуже всего или с которыми они еще не работали;

анализировать динамику усвоения учебного курса каждым учеником;

просматривать результаты выполнения контрольных тестов, оценивать распределение ошибок по учебным элементам, которые в эти тесты вошли, сравнивать результаты выполнения нескольких контрольных тестов классом в целом (например, до и после коррекции);

создавать свои собственные схемы анализа, которые будут адаптированы к условиям индивидуальной педагогической деятельности.


На основе предметного мониторинга учитель-предметник может:

формировать учебные группы;

выдавать рекомендации ученикам и их родителям по организации самостоятельной работы с учетом имеющихся пробелов в знаниях;

вносить временные или постоянные изменения в повседневную практику преподавания предмета с целью повышения его эффективности.

Методы контроля знаний учащихся разнообразны: формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ, материалы - тесты.

Пример мониторинга в образовательном учреждении

Мониторинг освоения учебных предметов 2014-2015 учебный год

предмет

Кла

сс

Стартовый контроль

промежуточный

Итоговый контроль

Качество знаний

%

балл

показатель

 

5

4

3

5

4

3

5

4

3

с

п

и

с

п

и

Русский яз.

5

2

4

0

2

2

2

2

0

4

100

67

33,3

4,33

4

3,66

Английс.яз

5

0

3

2

1

3

2

2

1

3

60

66

50

3,6

3,8

3,8

Математ.

5

3

2

0

2

3

2

2

1

2

100

66

60

4.6

3,8

4

История

5

3

3

0

3

3

0

2

1

2

100

50

60

4,5

4

4

Моя Карел

5

0

3

2

3

2

1

2

3

1

60

85,7

88

3,6

4.3

4,4

По данным приведённым в таблице можно сделать вывод, что в начале учебного года у детей нет проблем с ранее изученным материалом. В середине года дети устали от учебного процесса и поэтому качество знаний ниже, чем вначале года. К концу года падает качество знаний по русскому языку, математике, истории. Заметен рост качества знания по «Моя Карелия». Этот предмет новый, ранее не изучался. Вначале года у детей к предмету интереса не было. В дальнейшем учитель, возможно, заинтересовал детей.

Русский яз.

6

0

0

2

0

0

2

0

2

1

0,

0

66,6

3

3

3,6

Литература

6

0

2

0

0

0

2

0

1

3

100

0

66,6

4

3

3,3

Английск.яз.

6

0

0

2

0

0

2

0

2

1

0

0

66,6

3

3

3,6

Математика

6

0

1

1

0

1

1

0

2

1

50

50

66,6

3,5

3,5

3,6

История

6

0

2

0

0

2

0

0

1

2

100

100

33,3

4

4

3,3

Обществознание

6

1

1

0

1

1

0

0

3

0

100

100

100

4,5

4,5

4

География

6

0

2

0

0

1

1

0

1

2

100

50

33,3

4

З,5

3.3

Биология

6

0

2

0

0

2

0

0

2

1

100

100

66,6

4

4

3,6

Моя Карелия

6

0

2

0

0

2

0

0

3

0

100

100

100

4

4

4

У обучающихся 6 класса в течение года выросло качество знаний по русскому языку ,английскому языку, математике. Зато заметно снизилось по литературе, истории, географии, биологии. Показатели были бы ещё ниже, если бы в класс в конце года не приехала бы новая ученица. Дети в классе рассеянные, информацию воспринимают сложно, дома готовятся плохо. Словарный запас у детей развит плохо. Воспроизводят изученный материал с трудом.

Русский яз.

7

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

3

3

3

Литература

7

0

1

0

0

1

0

0

0

1

100

100

0

4

4

3

Английс.яз.

7

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

3

3

3

Алгебра

7

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

3

3

3

Геометрия

7

0

1

0

0

0

1

0

0

1

100

0

0

4

3

3

История

7

0

1

0

0

1

0

0

0

1

100

100

0

4

4

3

Обществознание

7

0

1

0

0

1

0

0

1

0

100

100

100

4

4

4

География

7

0

1

0

0

1

0

0

0

1

100

100

0

4

4

3

Физика

7

0

1

0

0

1

0

0

1

0

100

100

100

4

4

4

Биология

7

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

100

100

3

4

4

Моя Карелия

7

0

1

0

0

1

0

0

0

1

100

100

0

4

4

3

В 7 классе учится одна ученица со слабым интеллектуальным уровнем. Родителям предлагалось вывести ребёнка на ПМПК с определением на адаптированную программу 7 вида, но родители отказались. У ребёнка кратковременная память, небольшой словарный запас. Ученица плохо воспроизводит изученный текст, мало времени уделяет на подготовку домашних заданий и отработку знаний , умений и навыков. Поэтому она показывает стабильные, но слабые знания по основным предметам.

предмет

Кла

сс

Стартовый контроль

промежуточный

Итоговый контроль

Качество знаний

%

балл

показатель

 

5

4

3

5

4

3

5

4

3

с

п

и

с

п

и

Русский яз.

8

4

2

3

1

8

0

1

7

1

66,6

100

88,8

4,1

4,1

4

Литература

8

1

6

2

0

4

5

1

5

1

77,7

44,4

66,6

3,8

3,4

4

Английск. яз

8

2

5

2

0

7

2

1

5

3

77,7

77,7

66,6

4

3,7

3,7

Алгебра

8

0

5

4

0

3

6

1

4

4

55,5

33,3

55,5

3,5

3,3

3,6

Геометрия

8

4

4

0

3

2

4

1

5

3

100

55,5

66,6

4,5

3,8

3,7

История

8

5

1

3

1

3

3

4

2

2

66,6

57,1

75

4,2

3,7

4,25

География

8

1

6

2

1

7

1

0

6

1

77,7

88,8

85,7

3,8

4

3,8

Физика

8

3

3

3

0

8

0

0

9

0

66,6

100

100

4

4

4

Химия

8

4

4

0

1

6

1

2

3

3

100

87,5

63

4,5

4

3,8

Биология

8

8

1

0

2

7

0

6

3

0

100

100

100

4,8

4,2

4,6

Моя Карелия

8

4

4

0

1

8

0

8

1

0

100

100

100

4,5

4,1

4,8

Мониторинг проведённых контролей показывает, что у обучающихся меняется качество знаний по предметам в течение года также как и средний балл. Так ,например, резко колеблются результаты по литературе, химии, истории. Это говорит о нестабильной подготовки детей к данным предметам, существуют пробелы в знаниях. Учителям необходимо их выявить и устранить. Показатели по письменным предметам стабильные, то есть дети приобретают знания в системе, готовятся к предметам более добросовестно.

Русский яз.

9

0

2

2

0

2

2

1

1

2

50

50

50

3,5

3,5

3,75

Литература

9

2

2

0

0

1

3

1

1

2

50

25

50

3,4

3,2

3,75

Английск. яз

9

1

1

1

1

1

2

0

2

2

50

50

50

3,4

3,7

3,5

Алгебра

9

0

3

1

0

2

2

0

2

2

75

50

50

3,7

3,5

3,5

История

9

3

0

1

0

1

3

2

1

1

75

25

75

4,5

3,2

4,25

Обществознание

9

1

2

1

2

2

0

0

1

3

75

100

25

4

4,5

3,25

География

9

2

0

2

2

0

2

2

1

1

50

50

75

4

4

4,25

Физика

9

0

2

1

1

1

2

0

2

2

50

50

50

3,7

3,7

3,5

Химия

9

0

2

2

0

2

2

0

2

2

50

50

50

3,5

3,5

3.5

Биология

9

1

1

2

2

0

2

2

1

1

50

50

75

3,7

4

4,25

Моя Карелия

9

2

2

0

0

3

1

2

0

1

100

75

50

4,5

3,7

4,33

Обучающиеся данного класса показывают стабильные результаты по всем предметам. Резко понизи-лось к концу учебного года качество знаний по обществознанию. Дети большую часть времени отводят на подготовку к государственной итоговой аттестации по математике и русскому языку. К концу учебного года нет предмета со 100% качеством знания.

Литература

11

0

3

0

1

1

1

1

1

0

100

66,6

66,6

3

4

4,5

Английск.яз

11

0

2

0

1

2

0

2

0

1

100

100

66,6

4

4,3

4,3

Математика

11

0

3

0

1

1

1

1

1

1

100

66,6

66,6

4

4

4

История

11

1

2

0

0

2

1

2

1

0

100

66,6

100

4,2

3,6

4,7

Обществознание

11

3

0

0

0

2

1

2

1

0

100

66,6

100

5

3,6

4,7

География

11

0

3

0

3

0

0

2

1

0

100

100

100

4

5

4,7

Физика

11

1

2

0

2

1

0

0

3

0

100

100

100

4,3

4,7

4

Химия

11

3

0

0

1

2

0

3

0

0

100

100

100

5

4,3

5

Биология

11

0

3

0

1

2

0

2

1

0

100

100

100

4

4,3

4,6

История Карелии

11

3

0

0

1

2

0

2

1

0

100

100

100

5

4,3

4,6

Обучающиеся данного класса показывают высокий результат по изучению практически всех предметов. Класс с математическими способностями. Большое внимание дети уделяют подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку, математике, информатике. Стартовый (входной) контроль знаний показал 100% качество знаний вначале года, но и к концу учебного года дети не потеряли интерес и к остальным предметам, показывая высокий средний балл.

Общие выводы

Обучающие не испытывают особых затруднений при проведении стартовых (входных) проверок знаний. Это говорит о стабильности приобретённых знаний, умений и навыков в течении предыдущего года.

В течение всего учебного года у обучающихся школы наблюдаются скачки в качестве знаний по устным предметам. Учителям литературы, истории, обществознания, географии, английского языка найти способы мотивирования детей. Добиться более стабильных результатов по предметам.

Обучающиеся старших классов большую часть времени отводят на изучение предметов необходимых при сдаче государственной итоговой аттестации. Учителям русского языка, математики продолжить отработку знаний, умений и навыков по данным предметам для успешной сдачи ГИА.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.