Научно-исследовательская работа «Диагностика педагогом готовности учащихся к самопознанию»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЯСНОГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «Диагностика педагогом готовности учащихся к самопознанию»
|
Автор работы: Блинникова Валерия Владимировна, преподаватель социальных и экономических дисциплин |
Ясногорск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ 5
1.1. Феномен самопознания в истории науки 5
1.2. Возрастные особенности процесса самопознания в индивидуальном развитии обучающихся 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К САМОПОЗНАНИЮ 23
1.1. Критерии оценки и уровни сформированности способности к самопознанию у обучающихся 23
2.2. Развитие самопознания и формирование личности обучающегося на уроках обществознания 26
ВВЕДЕНИЕ
Двадцать первый век ознаменовал собой переход к гуманистической парадигме – теории, признанной всеми науками и ставящей во главу угла личность, способную к непрерывному самопознанию и развитию. Усилия психологов и педагогов направлены на организацию и разработку инновационных способов обучения, способствующих одновременному развитию как когнитивной, так и личностно-смысловой сфер. Поиск новых путей организации обучения в образовательном учреждении (далее – ОУ) связан с необходимостью формирования творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей.
Проблема исследования. Значение самопознания для человека отмечалось мыслителями различных эпох (Сократом, Г. Гегелем, C.J1. Франком, Н.А. Бердяевым и другими). Влияние самопознания на развитие обучающихся и их деятельность подчеркивалось Р. Бернсом, Г.Г. Гранатовым, И.Ф. Исаевым, В.А. Кан-Каликом, Я.А. Коменским, А. Маслоу, Б.Т. Лихачевым, Н.Д. Никандровым, Г. Олпортом, В.Т. Пуляевым, К. Роджерсом, Р. Штейнером и другими.
В современное время появился ряд работ, показывающих необходимость формирования у обучающихся готовности к жизнедеятельности, саморазвитию, самообразованию, самореализации (М.Т. Громкова, К.М. Дурай-Новакова, Н А. Заенутдинова, И.Б. Котова, А.А. Леонтьев, В.Т. Пуляев, Е.Н. Шиянов и др.).
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества востребованным становится преподаватель, способный не только транслировать знания, но и формировать умения у обучающихся самостоятельно добывать знания, познавать мир, «пропуская полученные знания через себя», разбираться во внутреннем мире человека, поэтому интерес к проблеме познания человеком самого себя не ослабевает и в современном обществе, и в современной педагогической науке.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и практически реализовать педагогические условия формирования у учащихся готовности к самопознанию.
Объект исследования – процесс самопознания учащихся.
Предмет исследования - формирование и диагностика у учащихся образовательного учреждения готовности к самопознанию.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решаются следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия «готовность учащихся к самопознанию»;
2) Рассмотреть особенности и педагогические условия диагностики готовности учащихся к самопознанию;
3) Исследовать опыт диагностики педагогом готовности учащихся к самопознанию;
4) Выявить критерии и уровни сформированности готовности к самопознанию у учащихся ОУ.
Научно-практическая значимость исследования: данные и результаты исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений.
В работе были использованы следующие методы: анализ, синтез психолого-педагогической справочной литературы, обобщение опыта педагогов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ
1.1. Феномен самопознания в истории наукиПроблема самопознания в науке имеет давнюю историю. Вместе с тем следует отметить, что в условиях унификации общества исследования в этой области не столь многочисленны. Лишь начиная со второй половины 20-го века философы, педагоги, психологи начинают активно исследовать проблемы, связанные с сущностью личности, процессов её становления, что было вызвано возрастанием роли личности в истории человеческой цивилизации, персонификации общества.
Для выяснения сущности самопознания важны идеи, которые накоплены педагогикой, психологией и другими науками. Обратимся к истории науки.
Пожалуй, одно из первых обращений к проблеме самопознания можно увидеть в трудах античных философов. Известно классическое выражение Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», дошедшее до нас в известном трактате Платона «Апология Сократа».
В «Апологии» Платон описывает, как Сократ в поисках мудрости обращается к поэтам, ремесленникам, политикам чтобы спросить, кто самый мудрый из всех людей. Пифия ответила, что мудрее всех, без сомнения, Сократ, и последний был так поражен, что готов был не поверить божественным словам. Тогда только выяснился Сократу смысл Аполлоновых слов: он такой же невежда, как и все прочие люди, но он уже тем мудрее их, что сознает это самое свое невежество.
Но в чём истинная мудрость и что же подлежит истинному познанию? Ответ на этот вопрос указан самим Сократом: «Истина, добро и красота - единственно важные предметы изучения и знания, без чего человек, как бы сведущ он ни был в других областях, есть не что иное, как невежда». И именно в силу того, что все прочие люди, не зная - как и он сам - что такое эти истина, добро и красота, вместе с тем даже не сознают самой важности такого знания и потому не замечают в себе столь существенного пробела, Сократ пришел к заключению, что он все же мудрее их [4].
О необходимости самопознания предупреждал Я.А. Коменский, когда писал, что «деятельный ум, не будучи занят чем-то полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным». Он призывал к саморегуляции жизнедеятельности: «Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева» [5]. Умению руководить своим временем, навыкам самопознания нужно учить. Джон Локк пишет: «... однако очень важно и стоит затрачивать усилия на то, чтобы приучить душу господствовать над собой и быть способной, по собственному выбору, освобождаться от увлечения одним предметом, обращаться легко и с удовольствием к другому или в любой момент стряхивать с себя вялость и энергично приниматься за то, что указывает разум или совет другого. Это является более полезным приобретением, чем знание латыни или логики и большей части тех предметов, которым обычно детей заставляют учиться» [6]. Таким образом, Д. Локк раскрывает суть самопознания и обосновывает необходимость обучаться ему («приучить душу господствовать над собою»). Более того, он подчеркивает высшую ценность этого умения по сравнению с ценностью освоения предметных знаний, выделяя значимость формирования субъекта учения и организации личностного времени.
К проблеме самопознания обращался и немецкий философ И. Кант. По Канту, сложность самопознания состоит в том, что здесь объект познания тождествен своему субъекту. Но это не полная тождественность, поскольку самопознание человека способствует и изучению сущности вещей, природы, в которой разум видит присутствие мудрости невидимой натуры. Познание тайн мироздания должно привести человека к мысли, что материальное существование исчерпывает сущности бытия. Действительным предметом познания является духовная форма, внутренний смысл.
В концепции И.Канта мы находим и мистические моменты самопознания. Самопознание, с одной точки зрения, ставит задачу раскрытия духовной сущности человека, при этом, человек, раскрывая себя, переродиться. Самопознание, которое раскрывает в человеке его сущность является моментом его второго рождения. Самопознание — это начало мудрости божественного.
Развивая идею самопознания, современная психология рассматривает его с позиций целеполагания. Понятие Я-концепции как цели самопознания было введено американским психологом и философом У. Джейсмсом в конце 19 века. В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. [15].
Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.
В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, В.В.Столин, А.А.Реан.
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.
Я-концепция — это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
Образ Я - представление индивида о самом себе.
Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой [18].
Идеи поддержки личностного и индивидуального развития представлены в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Р.Бернс и А.А. Бодалев рассматривают психологическую поддержку развития личности ребенка через создание доброжелательного психологического климата. А.Г. Асмолов понимает поддержку как содействие ребенку в его развитии; А.В. Мудрик - как помощь в социальном воспитании (в процессе социализации); Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина определяют место педагогической поддержки вне процессов социализации и индивидуализации, а между ними; Е.А. Александрова, В.К. Зарецкий, Л.А. Ненашева, А.Б. Холмогорова отмечают роль психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения.
А.В. Мудрик рассматривает индивидуальную помощь человеку в воспитании как относительно самостоятельную проблему, требующую своего теоретического исследования, поисков методических решений и распространения их в практике воспитания. Индивидуальная помощь человеку должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениями с опасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.
Достаточно условно можно выделить три группы возрастных задач:
естественно-культурные;
социально-культурные;
социально-психологические.
В соответствии с выделенными А.В. Мудриком тремя группами возрастных задач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.
Проблемы, возникающие в решении естественно-культурных задач: укрепление здоровья, развитие своих физических задатков; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности-фемининности и соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным "соответствием" этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.
Проблемы, возникающие в решении социально-культурных задач: осознание и развитие своих способностей, умений, установок, ценностей; приобретение знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; овладение способами взаимодействия с людьми, развитие или коррекция необходимых установок; понимание проблем семьи и социума, восприимчивостью к ним.
Проблемы, возникающие в процессе решения социально-психологических задач:
самопознание и самопринятие;
определение себя в актуальной жизни, самореализация и самоутверждение, определение своих перспектив;
развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим;
адаптация к реальным условиям жизни;
установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов [19].
Самопознание - познание себя - одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:
Человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию;
Должен накопиться материал для познания - человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;
Всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима - ведь всякое продвижение в ней - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.
1.2. Возрастные особенности процесса самопознания в индивидуальном развитии обучающихсяДля того чтобы разобраться в самом себе, понять, что движет теми или иными порывами и поступками, человек должен уметь объективно оценивать свои действия и их результаты. При этом не менее важно умение учитывать реакцию окружающих на собственные поступки и делать верные выводы, основываясь на отношении к себе других людей.
Процесс самопознания будет полноценным, когда человек накопит определенный жизненный опыт, так называемый «материал» для познания себя. Зрелая, состоявшаяся личность находится в постоянном развитии, и ей требуется все больше информации о жизни и о себе. Кроме того, не следует забывать, что с каждым этапом самопознания человек меняется, меняет свое отношение к себе и к миру, и это становится очередной ступенью в другом не менее важном процессе - самосовершенствовании. Самопознание и самосовершенствование неразрывно связаны друг с другом.
В данном исследовании представляет интерес вопрос о возрастных особенностях процесса самопознания обучающихся. Чтобы точнее раскрыть данную тему стоит рассмотреть данный вопрос с позиций теории индивидуального развития Э. Эриксона.
Особенностью этой теории является исследовательская позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э. Эриксона представлена в периодизации жизненного цикла человека. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова продолжительность его жизни. По Э. Эриксону, в течение жизни формируется Я-концепция человека; главным механизмом её формирования является самопознание.
К основным путям самопознания относят:
анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;
самонаблюдение;
самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция - итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими [21].
Свою концепцию психологического развития личности Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе.
Ниже рассмотрим содержание стадий развития личности от рождения и до подросткового возраста, так как именно содержание этих стадий оказывает влияние на развитие самопознания обучающихся.
Формирование Я-концепции на разных стадиях развития.
Развитие основ доверия.
Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира - он пока не знает, что относится к его телу, а что - нет. В соответствии с теорией Э. Эриксона, основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять, у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе. Все это формируется материнской заботой. И поскольку доверие возможно только по отношению к чему-то, оно не может начать развиваться раньше, чем ребенок научится выделять людей и объекты, или до того, как у него появится смутное ощущение, что сам он является отдельным существом [18].
Развитие автономии.
Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо.
Главный позитивный результат развития на этой стадии - достижение чувства независимости. То есть, ребенок должен перейти от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. В этом возрасте ребенок стремится делать все по-своему, с негодованием отвергает попытки кормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь. Самопознание происходит в другом смысле - как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам - как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его.
Однако мир взрослых накладывает на эти действия целый ряд ограничений. Разумеется, эти запреты ему неведомы до тех пор, пока он их не нарушит. И тогда может возникнуть конфликт. Стремление ребенка к автономии выражается в экспериментировании и в самоутверждении, что время от времени вызывает столкновения с родителями. Такого рода конфликты могут привести к появлению чувства неуверенности как в своих силах, так и в своей автономии. Автономия, чувство самостоятельности, самоконтроль без потери самооценки развиваются затем в уверенность свободы выборов в конкретной ситуации. Это формируется постепенным предоставлением ребенку свободы контроля своих действий со стороны родителей.
В этот период ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах.
Задача взаимной адаптации поведения родителей и ребенка оказывается необычайно сложной. Единственное конструктивное правило, которому могут следовать родители — это запрещать только то, что действительно совершенно недопустимо, и быть в этом твердым и последовательным. Гиперопека, насилие, ограничения, а также гипоопека развивают в ребенке стыд, сомнения, а в поведении - покорность или упрямство.
Итак, согласно Эриксону, у младшего дообучающийсяа должны развиться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующееся в определенных рамках.
Для ребенка, у которого только начинает развиваться чувство своего «Я», важной составляющей самооценки является способность к чисто физической адаптации к окружающему миру. Ребенок более самостоятельный и более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой. Такой ребенок активно стремится исследовать окружающий мир и обнаружить границы своих возможностей. Вряд ли он обладает отчетливым самосознанием, но он уверен в своей способности контролировать собственные передвижения, а также передвижения других людей. На этом уровне развития критерием самооценки может, следовательно, служить та или иная степень познавательного интереса к окружающему миру, а также стремление, что называется, все крепче стоять на собственных ногах [20].
Таким образом, детство, в особенности раннее детство, когда закладываются основы будущей личности, является крайне важным периодом с точки зрения развития Я-концепции. Для многих людей именно этот возраст оказывается решающим в их личностном формировании.
Развитие инициативности или чувства вины.
Третья стадия развития начинается примерно в четыре года. В это время у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Он уже чувствует себя увереннее, так как может свободно передвигаться, достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы, осмысливать происходящие на его глазах события, расширяется его социальное окружение. Очень важной для дальнейшего развития является реакция родителей на все проявления исследовательского поведения ребенка. Главной опасностью этого периода Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. Инициативность - способность планировать свои действия, принимать на себя обязательства, энергично браться за дело. Вина формируется под давлением родителей, развитием у ребёнка чувства страха перед наказанием за потребность в любознательности, в родительской любви. Ребенок с чувством вины скован, пассивен, у него нет целеустремленности, он легко подчиняется другим детям. Чтобы инициативность преобладала над виной, родители должны поощрять любознательность, творчество и фантазии своих детей
Развитие трудолюбия или чувства неполноценности.
Четвертая стадия развития охватывает школьные годы, когда ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе.
Эриксон исчерпывающе характеризует последствия неправильного развития на этой стадии. Если у ребенка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладевать навыками инструментальной деятельности. Неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуациях совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Самопознание реализуется в самооценке своих действий. Ребенок может вообще разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. У него должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Поэтому, если ребенок чего-то не умеет, задача родителей и преподавателей - внушить ему, что успех обязательно придет к нему, только позже.
Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, весьма существенно влияет на представления человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.
Развитие эго-идентичности или диффузии идентичности.
Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание [19].
В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности. Наконец, в возрасте подростковом начинается познание "духовного Я" - своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я" (Сверх-Я) - осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.
Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следуют либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».
Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Неопределенный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских; презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного [23].
Диффузия идентичности проявляется в страхе самопознания; молодые люди уклоняются от самоанализа, стремятся к беззаботной суете, отказываются от самооценки своих действий.
В крайних случаях имеет место поиск негативной, отрицательной идентичности, то есть ориентация на образцы, роли или свойства, которые демонстрировались в ходе развития подростка, как нежелательные или опасные. Для отрицательной идентичности характерно стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.
Рассмотрев стадии психосоциального развития, можно выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование Я-концепции подростков.
Все теории развития самопознания сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития самопознания независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.
Значимые другие. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь [18].
Значимые другие — это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.
В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются преподавателя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я-концепции [18].
Поведение родителей. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития самопознания
Это объясняется следующими причинами:
Во-первых, основы самопознания закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе;
Во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие самопознания ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.
Для развития самопознания важны следующие моменты:
1) Предоставление свободы или наложение запретов.
Некоторые родители придерживаются стратегии жесткого контроля над поведением ребенка; другие предоставляют им практически неограниченную свободу. Третьим удается найти золотую середину между этими двумя крайностями.
2) Тепло или отчуждённость в отношениях.
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношение к ребенку).
3) Заинтересованность или безразличие. Многие родители проявляют полную заинтересованность в ребенке, которая отрицательно влияет на развитие самопознания. Даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его Я-концепции меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие.
4) Порядок рождения в семье.
Данный момент, по-видимому, незначительно влияет на самооценку. Но отношения ребенка с родителями одного с ним пола в этом плане довольно значимо. Высокая степень авторитарности в отношениях родителей с ребенком препятствует развитию позитивной Я-концепции [17].
Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самопознание и самооценку подростков.
В психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б.Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, то есть самопознание и самооценку [16].
Оценочное воздействие преподавателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика.
Выше мы рассмотрели факторы, которые в той или иной степени влияют на развитие позитивной или негативной Я-концепции обучающихся к ним относятся поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой.
С учётом всего, сказанного выше можно выделить некоторые особенности, характерные для Я-концепции подростков.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самопознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [16].
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самопознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое.
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
Самопроверка (соотнесение собственных знаний себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная - искажают самооценку.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех+ притязание
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).
Данные многочисленных исследований показывают, что дети с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие - что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку [15]. Известно, что, начиная примерно с 8 лет, дети активно проявляют способность к самопознанию своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказываются пять критериев: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие - для сверстников [29].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К САМОПОЗНАНИЮ 1.1. Критерии оценки и уровни сформированности способности к самопознанию у обучающихся
Необходимым условием успешного проведения деятельности по самопознанию является качество культуры образования и культуры в образовательном пространстве ОУ обеспечивает качество культурного окружения подростка как саморазвивающейся системы, - существа, живущего в мире культуры, где он взращивает в себе самодеятельное начало, пробуждает сознательное стремление к построению своей индивидуальности. Содержание образования, транслируемые знания, процессы их получения в определенный момент становятся для обучающихся определяющей жизненной ценностью, связываются ими с поисками личностных смыслов и активизацией развития своей духовной культуры и саморазвития. Приобщение к культуре определяет характер всех видов деятельности обучающихся. Актуализируется их потребность видеть смысл в самом процессе деятельности, постоянно испытывать радостные моменты творческих пиков-переживаний, что положительно влияет на процесс самопознания, мотивируя его.
Данные показатели наиболее полно отражают действительное состояние культурного развития личности. Например, кругозор определяет мышление индивида, спектр его интересов, оказывает влияние на развитие интереса к учебе, т.к. перед обучающимся открываются взаимосвязи изучаемого с окружающим миром. Знания о природе, о людях, произведениях искусства, техническом прогрессе общества, достижениях наук и т.д. дают возможность учащемуся понять, что он живет в совершенно ином мире, чем он считал ранее, и что он является частью этого мира, в котором необходимо найти свое место.
Открытость личности является одним из показателей развития общей культуры человека. Она предполагает наличие обратной связи между людьми, обмен мнениями, желание впитывать в себя новую информацию о мире и действовать сообразно ей. Открытость влияет на образование адекватных способов отражения действительности, проявляющихся в различных действиях личности.
Сдержанность показывает наличие внутреннего «стержня» в человеке, который помогает ему, не заходя за рамки общественных норм поведения, выражать себя различным образом. Открытость и сдержанность - важные свойства характера индивида, которые можно отнести к показателям культурного человека.
Честность в поступках, в суждениях, в высказываниях выявляет наличие «внутреннего судьи» человека, который «не позволяет» ему совершить бесчестный поступок (И. Кант). Существование у человека эталона нравственности, примера для истинного подражания влияет на личностные качества субъекта, в том числе и на развитие такого качества, как честность, и вследствие этого формирует ценностные ориентации личности.
Толерантность, терпимое отношение к людям, принятие их такими, какие они есть, эмпатия, сопереживание другим, проявление дружелюбия также говорят об уровне нравственного воспитания личности, понимающей и принимающей чувства других людей и способной жить в коллективе.
Целеустремленность, решительность предполагают упорство в достижении желаемого, что бы ни произошло. Активность, инициативность определяют стремление субъекта двигаться вперед к достижению цели, желание жить насыщенной полноценной жизнью. А независимость говорит о внутренней свободе личности, самодостаточности, непреклонности в отстаивании своих идей и взглядов, несмотря на несогласие, например, с этим мнением окружающих.
Организованность, усидчивость, дисциплинированность, волевое поведение определяют зрелую личность, обладающую навыками самоорганизации и саморегуляции, т.к. внутренняя дисциплина развивается благодаря постоянным упражнениям, самовоспитанию. Усидчивость является следствием развития сдержанности индивида, внимательности и концентрации внимания на предмете, а также следствием развития волевой сферы. Развитая воля определяет личность достаточно сложившуюся, с твердым характером и дисциплинированную.
Аккуратность, качество предметной деятельности подчеркивают ответственное отношение к работе, заинтересованность в достижении положительного результата в работе. Обладание личностью этими перечисленными качествами доказывает ее способность к достижению успеха.
Коммуникативная культура человека складывается из наличия общительности, грамотной речи. Общительность говорит об открытости субъекта миру, о желании строить взаимоотношения с окружающими, вследствие чего появится и умение строить эти отношения в коллективе. Правильная речь определяет человека грамотного, образованного, с широким кругозором и спектром интересов - эти качества способствует более быстрому налаживанию контактов с окружающими на основе нахождения общих тем для разговоров.
Интерес к вопросам самосовершенствования, желание заниматься самоизучением и самоизменением показывает наличие у субъекта мотивации этих актов саморазвития. Как правило, воспитанный, культурный человек характеризуется наличием стремления к совершенству из-за существующего чувства неполной удовлетворенности собой. Поэтому мотивация этой деятельности является составляющей общей культуры личности.
2.2. Развитие самопознания и формирование личности обучающегося на уроках обществознанияВ разной степени развитие самопознания и формирование личности у подростка происходит на каждом уроке, но в большей степени эта задача отводится непосредственно урокам обществознания. В документе, предназначенном для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий, фундаментальном ядре содержания общего образования говорится о том, что обществоведческое образование - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».
Для современного обществоведческого курса, освещающего проблемы человека и общества, базовыми являются философия, экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение.
Овладение основами философии помогает обучающемуся правильно ориентироваться в мире познания и человеческих ценностей, а также найти свое место в жизни. Значение и необходимость изучения философии в ОУ объясняются главным образом тем, что она отвечает на вопросы, как правильно мыслить, как достойно жить. Понимание сущности социальных процессов дает социальная философия.
Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструментом, который выпускник ОУ сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами.
Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собой каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию.
Возрастание значения политологии - науки о политике, устройстве, распределении и осуществлении власти - определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а следовательно, и собственная судьба каждого человека. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.
Социальная психология играет важную роль в определении выпускником своего места в обществе и формировании его позиции по отношению к обществу, при этом ее вес увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений, значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.
Овладение базовыми знаниями по праву - обязательный элемент развития социально активной личности, обладающей необходимым для современного общества уровнем правосознания и правовой культуры. В свою очередь, это воспитывает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, ответственное и уважительное отношение к правам и свободам других лиц, гражданскую позицию.
Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет.
В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.
Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование закона о воспитании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира - он пока не знает, что относится к его телу, а что - нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле - как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам - как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание "духовного Я" - своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я" - осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование [15].
В ходе исследования мы доказали, что самопознание обучающегося - не самоцель, а средство самосознания и самосовершенствования.
Благодаря самопознанию развиваются лучшие качества и творческие способности учащихся, формируется позитивное восприятие себя через познание своего внутреннего мира, происходит осознание высшего предназначения человека. Они учатся ценить честь и достоинство, быть открытыми новому, развивать национальную и общечеловеческую культуру, стремиться не только к материальному благу, но и к духовному богатству.
Список использованной литературы
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.:Педагогика.2016.
Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. - М.: Мир, 2013/
Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2018.-200с.
Газман О.С. педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема.// Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 2015.- 58 с.
Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности (Курс лекций). Калининградский университет. - Калининград, 2015.- 94 с.
Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис/ под ред. Толстых А.В.М.,2016
Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки //Вопросы психологии. № 1.2017. С. 5-15.
Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты. - М., 2011.
Коломинский Я.Л., Личностное самоопределение как психологическая проблема. М., 2017.
Реан А.В. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 2011.
Рубинштейн С.Л.,Основы общей психологии. Спб., 2011.
Кваде В., Трусов В.П., Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации. М., 2013.
Кудышева Б. Каким должен быть преподаватель самопознания. // Самопознание, 2019, №4.
Штрюмпель И. Школа нравственности. - М., Мир.2018.
Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Д. А. Леонтьев // - СПб.: Питер, 2011. - С. 372-377. 156.
Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. Учеб. пособие/ Л. И. Лубышева //- М.: Академия, 2014.-240с.
Майерс Д. Социальная психология. / Д. Майерс //– СПб.: Питер, 2018. – 688 с.
Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. / В. Н. Платонов //- Киев: Олимпийская литература, 2017.
Сараф М. Я. Спорт и культура (исторический анализ) / М. Я. Сараф // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 2017. - Вып. 1. - С. 51-83.
Скрипко, А. Д. Технологии физического воспитания / А. Д. Скрипко. // – Минск: ИСЗ, 2013. – 284 с.
Файнбург З. И. Самоутверждение личности в спорте: спорт и личность. / З. И. Файнбург // М.: Молодая гвардия, 2015. - С. 203-212.
Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура: учебник / А. Г. Фурманов, Т.В. Юспа. // – Минск, 2014. – 526 с.
Шапкова JI. B. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ JI. B. Шапкова // СПб ГАФК им. П. Ф.Лесгафта. СПб.; 2012. – 82с.