12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кордубан Елена Васильевна1731
Россия, Ростовская обл., Аксай
7

Диагностика стартовой готовности к обучению в начальной школе



Кордубан Елена Васильевна

Учитель начальных классов МБОУ Лицей №1 г. Аксай Ростовской области.

Впервые использовала комплект «Школьный старт».

Задачи, которые я решаю с помощью конкурсной презентации:

1) создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, для выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию начальной школы;

2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;

3) скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений.

Презентация «Диагностика стартовой готовности к обучению в начальной школе».

СЛАЙД 1 «Школьный старт»: Диагностика стартовой готовности к обучению в начальной школе.

Школьный старт или стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения) и личностных характеристик, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые готовит для него педагог.

СЛАЙД 2 Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Все это создается педагогом для того, чтобы лучше научить. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов обучаться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на стартовом уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях, как я бы сказала по отношению к школьнику, метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность.

СЛАЙД 3 Основные параметры диагностики стартовой готовности ребенка к успешному обучению: инструментальный компонент и личностный компонент. Инструментальный компонент отражает, в какой мере ребенок обладает специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность освоения учебной деятельности ребенка. Не менее важны показатели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка. Не менее важны показатели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка.

СЛАЙД 4 НАША ЗАДАЧА- научить детей учиться и действовать.

СЛАЙД 5 Основная процедура для определения уровня стартовой готовности ребенка, – это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь.

СЛАЙД 6 Что входит в школьный старт и зачем это нужно? Наблюдательность и мыслительные умения проверяются, что бы узнать, как ребенок познает мир. Как ученик организует свою работу, определяется с помощью контрольных умений. Коммуникативные умения, входящие в школьный старт позволяют проверить, как ребенок использует речь, а мотивация говорит о том, чего хочет ученик.

СЛАЙД 7 Наша диагностика проходила в сентябре месяце. Все задания выполнялись под моим руководством ,на основании инструкций.

СЛАЙД 8 Закономерность набрала наименьшее количество баллов. Это означает, что большинство детей в нашем классе испытали трудности при выполнении диагностических заданий на данное умение.

СЛАЙД 9 Таблица «Распределение по группам» не только показала, как распределились дети по группам стартовой готовности, но и конкретизирует, на основании какой информации были сформированы группы:

в группу №1 включены дети, которые находятся на базовом уровне и по инструментальной, и по личностным компонентам готовности;

в группу №2 включены дети, уровень инструментальной готовности которых находится на уровне ниже базового, а уровень личностной готовности - на базовом уровне;

группу №3 представляют дети, уровень инструментальной готовности которых находится на базовом уровне, а личностной – ниже базового;

в группу №4 включены дети, уровень которых по двум компонентам стартовой готовности находится на уровне ниже базового.

Диаграмма «Распределение по группам» наглядно представляет, какова доля детей каждой группы в классе (в процентах)

СЛАЙД 10 Группа №1: «Могу и хочу»

14 уч. (48.27%) Бабаянц Кирилл, Гращенко Настя, Егорочкина Маша , Ермакова Дарья, Журкина Мария, Закрасовская Даша, Исабаева Саша, Кордубан Полина, Крупин Вова, Одинцов Кирилл, Петров Илья, Проселкова Алена, Филиппов Федор, Ширяева Валерия.

(Инструментальная и личностная готовность сформированы на базовом уровне)

Это личностно зрелые дети, ценностно ориентированные на познание, к тому же - инструментально готовые к обучению на высоком уровне сложности. Они бывают весьма требовательны к учебному материалу и учителю. Им нужно разнообразие познавательных ситуаций, они скучают и быстро устают, когда учитель, ориентируясь на общий темп работы с классом, начинает «разъяснять и разжевывать» ин­формацию или способ действия. Не получая удовлетворения от работы с «сопротивляющимся» учебным материалом, они привыкают к легкому успеху и лидерству. Из-за этого у них легко развивается некритичное отношение к себе и своим возможностям, а как таковая учебная мотивация - падает. В лучшем случае они найдут для себя источники удовлетворения познавательного интереса вне класса, в худшем - потеряют этот интерес. Такие дети способны не только замечать ошибки учителя и недочеты в его подготовке к уроку, они считают возможным на них указывать. Тактично или бестактно - это уже зависит от общего уровня их воспитанности, запаса социальных знаний о мире. По этой и другим причинам они не всегда удобны и не всегда входят в число любимых учеников педагога. В целом риски личностного развития - при наличии отличного потенциала! - у этих детей велики. И степень риска во многом зависит от грамотной работы педагога.

Рекомендации по работе

Поддерживать познавательную активность в тех формах, которые удовлетворяли бы потребность такого ребенка в познании и при этом не мешали бы другим ученикам демонстрировать свои достижения. Обучение с опорой на сложный материал, передача роли консультанта или эксперта (в случае если ребенок владеет и коммуникативными навыками), проба сил на марафонах, олимпиадах и внешних конкурсах - все это поможет развить образовательный потенциал сильного ученика.


 

СЛАЙД 11 Группа №2: «Могу, но не хочу»

6 уч. (20.68%)Арутюнова Ксения, Богданчикова Аня, Кузнецова Маша, Литвинова Даша, Соловьева Настя, Старокожева Варя.

(Базовый уровень инструментальной готовности и уровень личностной готовности ниже базового)

Весьма вероятно, что в лице таких детей мы имеем дело с проявлениями «вторичного» снижения уровня личностной готовности. Ее причины надо уточнять специально. Это может быть неудачный опыт дошкольного обучения, завышенные требования семьи, пережитый ребенком стресс, трагические обстоятельств его личной жизни и др.

Рекомендации по работе

Работу с таким ребенком нужно вести аккуратно, избегая ситуаций учебного стресса, высоких требований к темпу, объему заданий, соревнования с другими детьми. На первых этапах можно пробудить интерес к сферам, напрямую не связанным с учебой (внеурочная деятельность, отношения с другими детьми, педагогами). При этом постепенно необходимо расширять сферу интересов, показывая возможности учебной деятельности. Кроме того, в таком случае будет полезной консультация психолога. Ребенку может потребоваться психологическая поддержка ребенка и семьи. Необходимо понять причину такого отношения ребенка к школе и вместе с семьей выработать программу развития мотивации к образовательной деятельности.

СЛАЙД 12 Группа №3: «Не могу, но хочу»

6 уч. (20.68%) Гелич Анна, Попов Ефим, Попов Никита, Сарафанова Лиза, Чиркова София, Шабельский Тимофей .

(Уровень инструментальной готовности ниже базового и уровень личностной готовности базовый)

Этот не слишком часто встречающийся вариант может быть частным случаем педагогической запущенности. Скажем прямо, позитивным случаем, так как в развитии инструментальных навыков педагог может опираться на желание и стремление самого ребенка, его интерес, и тогда вероятность быстрого исправления ситуации повышается. С таким сочетанием результатов педагог может столкнуться, работая с ребенком с особыми образовательными нуждами (иначе говоря, с ограниченными возможностями развития).

Рекомендации по работе.

Если причина лежит в сфере особенностей развития ребенка, педагогу необходимо опираться на знания специальной педагогики и советы специалистов. Будучи высокомотивированным на учение, инструментально такой ученик может оказаться крайне уязвимым в силу проблем со здоровьем или физического развития.

Если причина связана с педагогической запущенностью, необходимо выработать программу, цель которой - расширение кругозора и развитие элементарных умений работы с информацией.

СЛАЙД 13 Группа №4: «Не могу и не хочу»

3 уч. (10.34%)( Баранов Иван, Гарьковенко Никита, Шкурдин Артем)

(Инструментальная и личностная готовность находится на уровне ниже базового)

Среди основных причин такого сложного «школьного старта» ребенка можно назвать следующие:

1. Психологический возраст ребенка соответствует дошкольному уровню развития. Можно сказать, что ребенок просто «маленький». Он не готов к обучению и не заинтересован в нем, поскольку проживает пока другой этап своего развития, решает другие важные для себя задачи: освоение социальных ролей, развитие воображения и наглядно-образного мышления и др.

Рекомендации по работе.

Можно начинать учить таких детей, используя «экологичный» для дошкольников вид деятельности - игру. Кроме того, нужно учитывать их быструю эмоциональную и психофизиологическую утомляемость (в сочетании с низкой произвольностью контроля за своим поведением). Педагогическим «девизом» в работе с такими детьми может стать «развитие осознанности и произвольности», а конкретными задачами: 1) принятие новой социальной роли - позиции школьника и освоение нового образа жизни; 2) развитие децентрации, то есть способности видеть предложенную ситуацию с разных точек зрения и в физическом плане (пространство), и в психологическом плане (точки зрения, ролевые позиции); 3) развитие произвольности; 4) развитие критичности в отношении своих действий, то есть умения сравнивать их с образцами и эталонами и делать объективный вывод. За помощью в решении этих задач педагог может обратиться к школьному психологу, а также использовать различные развивающие программы.

2. Педагогическая запущенность ребенка: ему не обеспечили необходимого уровня развития и подготовки, не дали реализовать потенциал дошкольного периода развития. Достаточно часто такой ребенок живет в семье, где образование, познавательная активность не являются ценностями. Низкая личностная готовность может быть связана с этим или с тем, что ребенок уже столкнулся с ситуациями собственной некомпетентности и неуспешности, потерял веру в себя. О таком ребенке можно сказать, что потенциально он готов к обучению. Психические процессы, обеспечивающие готовность, развиты, а умения на их базе - нет.

Рекомендации по работе

Детям, попавшим в эту группу, необходимо пройти что-то вроде «ускоренного курса» подготовки к школе, освоить эффективные способы наблюдения, коммуникации, мыслительной работы и самоконтроля. Серьезным препятствием может стать низкая мотивация ребенка на познание и обучение. Скорее всего, нужна будет постоянная эмоциональная поддержка со стороны педагога, создание ситуации успеха и целенаправленная работа с семьей ребенка.

3. Низкая психологическая готовность и наличие проблем развития. В данном случае мы можем говорить о несформированности психических процессов, лежащих в основании необходимых для успешного обучения умений. Как правило, преодолеть эту проблему невозможно без специальной психолого-педагогической коррекции и, возможно, медицинской поддержки.

Рекомендации по работе

Для определения доминирующей причины педагогу необходимо проконсультироваться с другими специалистами, прежде всего - психологом и дефектологом (нейропсихологом), а затем на основании заключения специалистов выстроить программу работы.

СЛАЙД 14 После родительского собрания каждый родитель получит информацию о своём ребенке (индивидуальный отчет).

СЛАЙД 15 Успешного НАМ школьного старта!

СЛАЙД 16 Спасибо за внимание!


Диагностика стартовой готовности к обучению в 1 классе.
PPTX / 800.44 Кб

Опубликовано


Комментарии (3)

Сафонова Елена Валерьевна, 06.03.17 в 09:14 1Ответить Пожаловаться
Я не уверена, что стоит сообщать родителям информацию, касающуюся других детей. Например, сама я на месте матери ученика была бы крайне неприятно поражена.
Кряжевских Ольга Владиславовна, 06.03.17 в 10:03 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, согласна с Вами. Показатели по ребенку можно вынести на отдельный лист и выдать на руки родителям обучающегося.
Сафонова Елена Валерьевна, 06.03.17 в 13:16 1Ответить Пожаловаться
Именно. У нас так и делают.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.