Готов ли ребенок к школе?
Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности к обучению на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т. п. литературы по этим вопросам сейчас очень много. И тем не менее еще раз обратимся к проблеме готовности детей к обучению и способам педагогической диагностики этой готовности.
Что такое педагогическая диагностика
Давайте вместе обсудим: «Что такое педагогическая диагностика? Нужна ли она?» Родителей пугают «собеседования», проводимые с будущими первоклассниками. Так стоит ли поднимать вопрос о педагогической диагностике? Мы абсолютно уверены, что стоит и что она не подменяет собой психологическую диагностику, а дополняет ее. Задачи, стоящие перед педагогической диагностикой, иные, нежели задачи психологической диагностики.
Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. В большинстве школ есть психологи, которые и занимаются приемом детей в 1 класс.
Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуальную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную готовности оценивают психологи. Личностная готовность оценивается по показателям, характеризующим ориентировку в окружающем, запас знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, степень развития потребности в общении, умение установить контакт с детьми, со взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе может быть определена по следующим показателям: состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и мелких движений пальцев и кисти руки, состояние развития психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.
Таким образом, психолог дает Вам необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятельности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления. Если в школе психолога нет, ряд вопросов Вам придется выяснять самостоятельно (на этом мы остановимся в конце беседы).
Но если в школе есть психолог, который определил готовность Ваших ребят к обучению, и Вы работаете с ним в тесном контакте, нужно ли проводить еще и педагогическую диагностику? Да, но только сразу оговоримся, что под ней мы не подразумеваем проверку предметных знаний, умений и навыков, предусмотренных для изучения в 1 классе. Их отсутствие мало влияет на успешность обучения, намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как сформированностъ предпосылок к овладению грамотой и математикой, того, что является основой усвоения этих предметов.
Именно учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
В процессе обучения Вы должны обязательно учитывать различные уровни готовности своих учеников к систематическому овладению письменной речью и математикой. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, главное из которых - специальная система заданий, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. К сожалению, как правило, работа по устранению неуспеваемости начинается тогда, когда эта неуспеваемость уже приобрела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика - самооценку, учебную мотивацию, систему отношений с учителем, одноклассниками и родителями.
Давайте на некоторое время разделим единое понятие готовности к обучению на готовность к овладению грамотой и на готовность к овладению математикой. Это поможет нам выделить составляющие той и другой готовности, увидеть как общие, так и специфические их компоненты.
Готовность к овладению грамотой и математикой
Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу - овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е, механизмы письменной речи начинают складываться в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. В дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма, в первый же год своей школьной жизни он учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам. Письмо и чтение служат базовыми навыками, т. е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «Русский язык». От того, насколько ученик овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. Из опыта проведения ВПР в 4 классах следует, что ученик 4 кл. должен быстро и внимательно читать задания, большие по объёму тексты, учитывается грамотность при выполнении заданий ВПР.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухо-речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.
Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координации, определенный уровень дочисловых представлений.
Вы видите, как много общего в готовности детей к овладению языком и математикой.
Можно выделить четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:
а) соответствующий возрастной норме уровень общего
развития;
б) достаточная степень развития ряда неречевых функций;
в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;
г) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.
Вы вполне можете подобрать свой комплект заданий для диагностики этих показателей. Мы же хотим в этой беседе обосновать параметры, по которым необходимо проверить будущих первоклассников, обратить Ваше внимание на наиболее значимые моменты в общении с детьми, оговорить несколько условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы результаты диагностики были достоверными. Специально для учителя нами разработан комплекс методик педагогической диагностики. Методики просты по процедуре проведения и оценке результатов выполнения и не требуют значительных временных затрат.
Организация педагогической диагностики
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что Вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе в отсутствие родителей.
В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.
Составьте расписание встреч с детьми так, чтобы на собеседование с каждым ребенком у Вас было 10 минут. Например, 14.00 — Иванов, 14.10 — Петров и т. д.
Заранее предупредите родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае не говорите детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их перед следующей встречей, успокойте их, сказав, что они хорошо справились с работой. К намеченной встрече Вы успеете проанализировать результаты группового обследования ребенка, познакомиться с его медицинской картой. Данные наблюдения и результаты выполнения этой части обследования Вы внесете в бланк, о котором мы поговорим ниже.
При проведении группового обследования мы советуем Вам придерживаться следующих правил:
1. Если Вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
2. Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей анкетные листы.
3. Пригласите детей в класс без родителей. Заранее предупредите родителей, каким образом будет проходить работа.
4. Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.
5. Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
6. Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя*, кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований.
7. Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.
8. Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте 1-е задание».
9. Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили выполнение предыдущего.
10. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание».
11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15-20 минут.
12. Поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас все замечательно получается».
При проведении индивидуального обследования постарайтесь выполнить следующие условия:
1. Заранее познакомьтесь с медицинской картой и с результатами группового обследования ребенка. При наличии в выполнении заданий ошибок, неточностей обратитесь к этим заданиям еще раз при индивидуальном обследовании, чтобы выяснить причины происхождения ошибок и степень обучаемости ребенка.
2. Индивидуальное обследование проводите с каждым ребенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.
3. Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же заносите в карту.
4. Обследование лучше проводить без родителей. Только в случае беседы с особо застенчивым и робким ребенком можно предложить кому-либо из родителей присутствовать в помещении, но лучше не рядом с ребенком.
5. На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).
6. Пригласите ребенка в класс, назвав его по имени, предложите удобно расположиться около своего стола. До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность, перевозбужденность и т. д.).
7. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10-15 минут.
Предлагаемое Вам экспресс-обследование включает следующие разделы:
- обследование состояния пространственного восприятия;
- выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
- проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
- выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;
- выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
- обследование фонематического слуха и восприятия;
- обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
- обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.
Педагогическую диагностику Вы проводите не только для того, чтобы выявить уровень развития у своих будущих учеников вышеперечисленных умений. Для Вас очень важно по результатам этой диагностики наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. Именно поэтому задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребенку и приемы обучения отсутствующему умению.
Это дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», т. е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Остановимся на содержании обследования и на критериях оценки выполнения заданий.
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы1
Задание 1
Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки. Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания:
0 баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.
1 балл — существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
2 балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорцию между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
3 балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.
В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 2
Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.
1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.
2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.
3 балла — все пункты задания выполнены верно.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 3
Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)
2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)»
Оценка выполнения задания:
0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
3 балла — обе задачи выполнены верно.
Задание 4
Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один крут. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».
Оценка выполнения задания:
0 баллов — сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник).
3 балла — сравнение проведено верно (нарисован один круг).
Задание 5
Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».
Оценка выполнения задания:
0 баллов — задание не принято, линия не проведена.
1 балл — линия проведена неверно.
3 балла — линия проведена правильно.
Задание 6
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней.
Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с|, значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Оценка выполнения:
0 баллов — отсутствие дифференциации звуков [с]-[з1, [с]-[ц], [с]-[ш! или полное непринятие задания.
1 балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-|з]).
2 балла — выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.
3 балла — правильное выполнение задания.
Задание 7
Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания: «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».
Оценка выполнения:
0 баллов — непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек».
2 балла — наличие ошибок в один звук.
3 балла — правильное выполнение задания.
После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждого ребенка:
- пространственного восприятия (задание 2);
- зрительного восприятия (задание 1);
- представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);
-умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);
- умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);
— сформированности фонематического слуха и восприятия (задание 6);
— сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания б, 7);
- мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).
Таким образом, в большей или меньшей степени представлены все 4 выделенные в начале беседы группы показателей готовности к обучению: уровень общего развития — задание 5; степень развития ряда неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой (и математической, и лингвистической), — задания 1, 2; наличие интуитивных дочисловых представлений — задания 3, 4; уровень развития речи — задания 6, 7.
Как Вы понимаете, данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т. п.). Кроме того, как Вы могли убедиться, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Поэтому мы и предлагаем Вам провести на следующий день индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для индивидуальной работы
Обследование состояния фонематического слуха и восприятия (дополнение к заданию 6 группового обследования)
Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с|, необходимо сначала предложить ему ряд более простых заданий, представляющих собой ранние этапы развития фонематического слуха и восприятия:
1) самостоятельно придумать слово с заданным звуком: «Придумай слово со звуком [с]»;
2) вернуться к заданию 6 фронтального обследования и отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук.
Повторное выполнение задания позволит определить степень обучаемости по данному параметру. Сначала попросите ребенка назвать картинку. Это позволит Вам уточнить, не связаны ли ошибки с особенностями восприятия или с состоянием словарного запаса ребенка. Если при выполнении групповой работы ребенок отметил только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, скажите ему: «Ты верно выбрал вот эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть ли звук [с] или нет». Таким образом мы спускаемся на «ступеньку» ниже, предлагая ребенку определить наличие звука, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух.
Если при выполнении групповой работы ребенок отметил наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звуки [з|, [ш], также обратитесь к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяйте звуки [с], [з], [ш], проверяя тем самым умение ребенка дифференцировать звуки, опираясь не только на собственное произношение, но и на восприятие на слух при интонационном выделении звуков учителем.
Обязательно отметьте в бланке обследования в соответствующей графе, как ребенок справился с заданием в индивидуальной беседе. Эти данные помогут Вам при обучении на уроках «Грамоты».
Обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (уточнение к заданию 7 группового обследования)
Определение последовательности звуков в слове — одна из самых сложных форм звукового анализа, появляющаяся только в процессе специального обучения. Предлагая ребенку в ходе диагностического обследования справиться с этим заданием, мы проверяем его максимальные возможности, облегчая выполнение задания указанием на количество звуков.
Задание: «В слове «мак» — три звука, назови их, пожалуйста, по порядку». Если ребенок успешно справляется с этим заданием (следовательно, его ошибки при выполнении групповой работы связаны с плохим самочувствием в день обследования или с трудностями понимания инструкции), можно не предлагать других заданий.
В случае, если ребенок не справляется с заданием, проведите обучающий эксперимент. Как дополнительная помощь вводится графическая схема слова и поочередное интонационное выделение каждого звука учителем.
Вы произносите слово с последовательным интонационным выделением звуков (образец такого произнесения дан в беседе «Интегрированный курс "Грамота"»). После каждого произнесения просите ребенка назвать этот звук и поставить крестик в соответствующей клеточке. Важно увидеть при выполнении этого задания возможности ребенка в ситуации обучения.
Если он способен назвать изолированно звук после интонационного выделения его учителем, то это хорошая обучаемость; если для изолированного произнесения звука необходимо трехкратное произнесение учителем слова с интонационным выделением звука, то это сигнал для Вас о будущих сложностях в обучении этого ребенка, а если даже после этого ребенок не способен изолированно назвать звук, то ситуацию можно считать тревожной, требующей от Вас особого внимания и соответствующей коррекционной работы.
Обследование степени овладения навыком чтения
Это задание нужно провести со всеми детьми, так как обычно детей в семье учат чтению, и необходимо проверить уровень, на котором находится ребенок. Выясняется знание букв, способ чтения (побуквениый, слоговой и т.д.), понимание прочитанного. Для чтения предложите детям несложные тексты из любого «Букваря».
Выявление умения сравнивать множества по числу элементов
Если ребенок ошибся в выполнении задания 4 во фронтальном обследовании, задайте ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?»
Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была случайной и Вы можете изменить оценивание, поставив 2 балла.
В случае неправильного ответа или его отсутствия дайте ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросите: «Чего больше?» Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который Вы вносите в бланк обследования вместо предыдущей оценки.
Выявление умения классифицировать
Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задайте вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснение дается по внешним признакам («чтобы на каждом рисунке было по 5» или «птицы и белочки живут на деревьях»), — значит, ребенок еще не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.
В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.
Результатом фронтального и индивидуального обследований детей является заполнение бланка обследования (Приложение 1). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического экспресс-обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем мы считаем, что такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.
Давайте проанализируем некоторые варианты выполнения заданий групповой (фронтальной) и индивидуальной диагностики и рассмотрим, как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы.
3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению.
Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой, в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения грамоте, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий. Такие задания Вы найдете на страницах учебника «Грамота».
2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с Вашей незначительной помощью.
1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. Наш многолетний опыт обследования и работы с детьми, имеющими трудности в обучении, позволяет сделать вывод, что в практике чаще встречается комплексная низкая готовность (т. е. низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой и лишь изредка встречается низкая готовность по одному-двум показателям.
У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонематический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл), у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координации. Такая картина позволяет сделать вывод, что у этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, калли-графические трудности, ошибки на уровне предложений) в том случае, если Вы не внесете существенные коррективы в методику обучения, не будете пользоваться коррекционно-раз-вивающими тетрадями.
Низкий уровень по отдельным параметрам, например, нарушения мелкой моторики руки, также требует к себе внимания. Если в процессе обследования Вы выявили у ребенка нарушение зрительного и пространственного восприятия, это означает, что велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения. Об этом пойдет речь в беседе «Чтобы не возникли трудности».
Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру - развитие фонематического слуха - отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.
Еще несколько слов мы бы хотели сказать о дополнительной информации, которую Вы можете получить в процессе выполнения ребенком всех заданий. Что это за информация?
О степени самостоятельности ребенка. Обратите внимание на то, как он расстанется с родителями у дверей класса, как будет вести себя наедине с Вами, выполняет ли задания уверенно или все время ждет помощи, одобрения с Вашей стороны либо со стороны родителей.
Об уровне активности, инициативы. Определите, легко ли ребенок приступает к выполнению заданий, проявляет ли интерес к окружающему, задает ли вопросы, не касающиеся разъяснения задания.
Об общении с детьми со взрослыми. Снижение уровня общительности проявляется в том, что ребенок отводит глаза в разговоре, старается держаться как можно незаметнее, стоит «в сторонке». Посмотрите, как дети общаются друг с другом, ожидая начала работы.
О сформированности позиции школьника (если в школе нет психолога). Это помогут определить вопросы: «Хочешь ли ты идти в школу?», «Как ты думаешь, что интересного будет в школе?», «Как лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей?»
Дополнительную информацию о детях можно получить, проведя с родителями беседу, во время которой можно получить ответы на вопросы, чем интересуется ребенок, хочет ли идти в школу, какие игры (занятия) предпочитает, самостоятелен ли он, может ли занять себя, находясь дома, или все время ищет общества взрослых и др.
Эта информация поможет Вам с первых дней обучения осуществить индивидуальный подход к детям, определить особенности Вашего общения с каждым. Например, если у ребенка пока не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования в соблюдении школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода. Не ждите, что после произнесенной Вами фразы «Дети, откройте тетради» этот ребенок выполнит требование, он, скорее всего, не воспримет его по отношению к себе. Поэтому Вам целесообразно добавить: «Все открывают тетради, и Коля, и Мариночка...»
Если в процессе предварительного знакомства Вы заметили, что кому-то из детей необходима эмоциональная поддержка, не дожидайтесь, когда у таких детей появится синдром «беспомощности», почаще поддерживайте их, вселяйте в них уверенность в своих силах, постепенно приучая их к самостоятельности.
Конечно, первоначальные наблюдения послужат лишь началом открытия Вами «секретов» взаимоотношений с каждым школьником, они пополнятся последующими наблюдениями, но очень важно не упустить ничего с первых дней.
Мы надеемся, что все сказанное убедило Вас в необходимости проведения педагогической диагностики. Результаты ее помогут Вам в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ребенка, в проведении, в случае необходимости, коррекционно-развивающей работы.
Педагогическую диагностику проводит учитель в первые дни сентября.
Приложение 1
Бланк обследования
Имя, фамилия ребенка |
Задание 1 Зрительное восприятие |
Задание 2 Пространственное восприятие |
Задание 3 Выбор и выполнение арифметических действий |
Задание 4 Сравнение множеств |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Задание 5 Классификация предметов |
Задание 6 Фонематический слух |
Задание 7 Предпосылки к овладеванию звуковым анализом |
Произвольность1 (умение следовать указаниям) |
6 |
7 |
8 |
9 |
Приложение 2
1 Образцы заданий и бланк обследования даны в конце беседы.
1 Результаты отмечаются не баллами, а знаками «плюс», «минус», «плюс-минус».