Справка «О результатах педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе»
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20»
Справка
«О результатах педагогической диагностики стартовой
готовности к успешному обучению в начальной школе»
В период с 19 сентября 2017 года по 30 сентября 2017 года была проведена педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе.
Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения) и личностных характеристик, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые готовит для него педагог.
Цель диагностики: получения достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса.
В диагностике приняли участие 100% обучающихся 1-х классов МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20». Диагностика проводилась учителями первых классов Барановой М. В. И Перескоковой М. Н.
Для проведения стартовой педагогической диагностики использовался УМК«Школьный старт»:
- рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р.,Теплицкая А.Г.. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников;
- методические рекомендации (авторы БегловаТ.В., БитяноваМ.Р.,МеркуловаТ.В., ТеплицкаяА.Г.). Методические рекомендации проведения диагностики к рабочей тетради «Школьный старт» : издательский дом Фёдоров. Издательство «Детская литература».
Основная процедура для определения уровня стартовой готовности ребенка – письменные диагностические задания. Предлагаемые критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований ФГОС НОО.
Оценка готовности проводилась по следующим направлениям:
- инструментальная готовность (13 показателей),
- личностная готовность (2 показателя).
Инструментальный компонент педагогической готовности отражает, в какой мере ребенок обладает специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность освоения учебной деятельности ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готовности являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.
Показатели личностного компонента стартовой готовности характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка.
Результаты диагностики:
«Уровни инструментальной и личностной готовности»:
Класс |
ФИО учителя |
Кол-во детей в классе |
Кол-во участвовавших в диагностике |
Отсутствующие |
Инструментальная готовность |
Личностная готовность |
|||||||||
Базовый уровень (25 – 30 баллов) |
Низкий уровень (0-24 балла) |
Базовый уровень (2-4б) |
Низкий уровень (0-1б) |
||||||||||||
1 «А» |
Перескокова М. Н. |
24 |
24 |
0 |
17 чел. – 71% |
7 чел. – 29% |
13 чел. – 54% |
11 чел. – 46% |
|||||||
1 «Б» |
Баранова М. В. |
25 |
25 |
0 |
18чел. – 72% |
7 чел. -28% |
13 чел. – 52% |
12 чел. – 48% |
|||||||
Средние значения |
71,5% |
28,5% |
53% |
47% |
Вывод: инструментальная готовность первоклассников 2017-2018 учебного года составила 71,5%, личностная - 53%.
Сравнение результатов «Школьного старта» набора 2017-2018 учебного года с набором детей 2016-2017 учебного года:
Инструментальная готовность:
Вывод: в 2017-2018 учебном году учащихся первых классов с развитыми инструментальными умениями, позволяющими ребенку осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог, больше на 11,5% по сравнению с прошлым учебным годом.
Личностная готовность:
Вывод: в 2017-2018 учебном году учащихся первых классов с развитыми личностными характеристиками, показывающими значимость образовательной деятельности для ребенка, меньше на 47% по сравнению с прошлым учебным годом.
Группы стартовой готовности:
Классы |
1 группа «Могу и хочу» |
2 группа «Могу, но не хочу» |
3 группа «Не могу, но хочу» |
4 группа «Не могу и не хочу» |
1 «А» |
10 чел. – 42% |
7 чел. – 29% |
3 чел. – 12% |
4 чел. – 17% |
1»Б» |
11 чел. - 44% |
7чел. – 28% |
2 чел. – 8% |
5 чел. – 20% |
Среднее |
43% |
28,5% |
10% |
18,5% |
Вывод: в 2017-2018 учебном году количество учащихся первых классов с базовыми показателями инструментальной и личностной готовности составило всего 43% от общего числа поступивших в первый класс. По сравнению с прошлым годом это на 17% ниже.
Стартовая готовность обучающихся 1 класса «А» и 1 класса «Б» оказалась почти на одном уровне.
Показатели по умениям:
№ |
Показатель |
Класс |
Среднее значение |
||
1 «А» |
1 «Б» |
||||
Инструментальная готовность |
1. Умение устанавливать отношения типа «род – вид» между понятиями |
1,62 |
1,76 |
1,69 |
|
2. Умение устанавливать логические связи типа «причина – следствие» между явлениями |
1,87 |
1,8 |
1,835 |
||
3. Умение выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи |
1,41 |
1,28 |
1,345 |
||
4. Умение обнаруживать существенные признаки понятий в об разных изображениях объектов |
1,66 |
1,68 |
1,67 |
||
5. Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации |
1,7 |
1,92 |
1,81 |
||
6. Умение устанавливать количественные отношения типа «больше – меньше» между |
1,79 |
1,76 |
1,775 |
||
7. Умение выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей |
1,91 |
1,68 |
1,795 |
||
8. Умение оперировать информацией с помощью слов и знаков |
1,95 |
1,92 |
1,935 |
||
9. Умение подводить под понятие реалистичное изображение объекта |
1,54 |
1,64 |
1,59 |
||
10. Умение видеть закономерности в изучаемой информации |
0.79 |
0,92 |
0,855 |
||
11. Умение соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия |
1,83 |
1,76 |
1,795 |
||
12. Умение следовать инструкции, состоящей из нескольких шагов |
1,75 |
1,64 |
1,695 |
||
13. Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебного задания |
1,62 |
1,8 |
1,71 |
||
Личностная готовность |
14. Позитивное эмоционально |
0,25 |
0,64 |
0,445 |
|
15. Мотивационная готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности |
1,29 |
1,04 |
1,165 |
Вывод: лучше всего у первоклассников сформированы следующие умения инструментального компонента:
- Умение оперировать информацией с помощью слов и знаков,
- Умение видеть закономерности в изучаемой информации,
- Умение устанавливать логические связи типа «причина – следствие» между явлениями,
- Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.
Менее всего сформированы:
- умение видеть закономерности в изучаемой информации из инструментального компонента,
- показатель «Позитивное эмоционально ценностное отношение к школьной жизни» из личностного компонента.
Общие выводы:
Стартовая готовность обучающихся первых классов 2017-2018 учебного года (с базовым уровнем инструментальной и личностной готовности) составила 43% от общего числа поступивших учиться.
Предпосылки к успешному обучению и готовность включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке, сформированы у 71,5% первоклассников. Личностная готовность составила 53%.
Стартовая готовность обучающихся 1 класса «А» и 1 класса «Б» одинаковая.
Рекомендации:
Использовать результаты стартовой диагностики при планировании работы, в том числе и коррекционной, по формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Учителям первых классов познакомиться с рекомендациями по работе с детьми различных уровней стартовой готовности в пособии Бегловой Т. В. «Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт».
Осуществлять индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения для достижения каждым ребенком максимально положительного результата.
Зам.директора по УМР: М. В. Баранова
5