Дидактическая игра «Чудо-шар»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»
поселка городского типа Актюбинский Азнакаевского района
Республики Татарстан
авторская дидактическая игра
«Чудо-шары» «Могҗиза-шарлар»
Автор разработки дидактической игры:
воспитатель
первой квалификационной категории
Латыпова Алсу Маратовна
(allsulatipova@yandex.ru)
,
Аннотация к игре «Чудо шары»
Автор: Латыпова Алсу Маратовна воспитатель первой квалификационной категории, Наименование ДОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко» поселка городского типа Актюбинский Азнакаевского района Республики Татарстан
Название дидактической игры: «Чудо – шары»
Авторская дидактическая игра разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о
бразования и программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Радость познания» - «Сөенеч» - региональная образовательная программа дошкольного образования Р.К. Шаехова и предназначена для дошкольников.
Возрастная группа: 3-7 лет.
Цель создания:
Закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности лексический материал по темам: “Яшелчеләр – Овощи”, Төсләр – Цвета”, “Саннар – Счет (1-10), “Гаилә – Семья”, развивать связную речь, мышление, память, а также мелкую моторику рук.
Данный “Чудо–шар” может быть использован для индивидуальной работы или для работы с небольшой подгруппой детей (4-6 человек). “Чудо – шар” предназначен для использования в работе с детьми дошкольного возраста 3-7 лет. Для достижения этих целей необходима систематическая и целенаправленная поддержка педагогом различных форм детской активности и инициативы. В дидактической игре «Чудо-шар» «Могҗиза-шар» развивающая функция обеспечивает становление личности ребенка.
Актуальность: В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, «Чудо – шар» дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование «Чудо – шар» обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
«Чудо – шар» как средство обучения второму государственному языку.
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение татарским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня, оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников. Так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью к овладению прочностью запоминания языковой информации.
Этот «Чудо – шар» направлен на решение конкретных задач обучения детей двум государственным языкам, но в то же время в нем проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Оборудование: для изготовления «Чудо-шара» «Могҗиза-шар» были использованы CD диски, пластиковые хомуты – стяжки, текстильная липучка. Дополнительно к «Чудо-шарам» были изготовлены картинки с изображением животных, овощей, фруктов, геометрические фигуры, математические числа, карточки-символы (пиктаграммы)
Содержание игры: дидактическая игра «Чудо-шар» многофункциональная. Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие. Она может быть использована во время образовательной деятельности различного содержания: ознакомления детей с окружающей средой, экологическое воспитание, формирование элементарных математических представлений, речевое и творческое развитие, мотивирован к дальнейшему, более осознанному изучению татарского языка.
Задания игры «Чудо-шар» предполагают сотрудничество детей, их совместный выбор «чудо-шаров», карточек, сравнение, обсуждение их особенностей и способов классификации. Всё это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. Так как в процессе совместного выполнения заданий происходит взаимный обмен знаниями, опытом. Повышается самостоятельность и ответственность за ход игры и её результат.
Методические рекомендации по реализации игры: желательно дидактическую игру проводить с подгруппой детей.
” Кем нәрсә эшли?”
Максат. Балаларның Нишли ?соравына дөрес җавап бирүләренә ирешү; исем һәм фигыльләрдән торган җөмләләрне төзи белү күнекмәләрен ныгыту.
Җиһазлау: Таратма карточкалар, «Могҗиза-шар»
Уен барышы.Уенда 4-5 бала катнаша.Кешеләрнең һәм хайваннарның хәрәкәтләре тасвирланган сюжетлы рәсемнәр алына. Балалар рәсемдә сүрәтләнгән кешенең һәм хайваннарның нәрсә эшләвен әйтә. «Малай йоклый”,”Әби чәй эчә”һ.б.
1 вариант. Әби нишли?(ул нәрсә эшли?). Дөрес җавап биргән бала фишка ала. Уенда катнашучы "могҗиза – шар" ның кемдә тукталуы турында рәсем күрсәтә һәм "кем?" дигән сорауга җавап бирә."(Кем булам?)"
2 вариант. Балалар карточкалар сайлап алалар, рәсемгә карап җөмлә төзиләр.Җөмләдәге сүзләр санына карап балага бәя бирелә.
“Кто что делает?”
Цель. Закрепить умение правильно отвечать на вопрос “Что делает?” (Нишли?) Упражнять в составлении предложений, состоящих из существительного и глагола в правильном склонении.
Ход игры. Участвуют 4-5 игрока. Ведущий передает “Чудо – шар” по кругу, с изображением какого – либо движения людей или животных, дети должны называть движение, что они делают - “Мальчик спит”, “Бабушка пьет чай”
1 вариант. На ком останавливается “Чудо – шар” участник игры показывает рисунок и отвечает на вопрос “Это кто?” (Бу кем?),”Ул нишли?”(он что делает?). Правильно ответивший ребенок получает фишку.
2 вариант. Дети сами выбирают карточки и составляют предложения по рисунку. Ребенок оценивается исходя из количества слов в предложении (чем больше, тем лучше).
“Кем нәрсә ярата?”
Максат. Яшелчәләрнең һәм ашамлыкларның исемнәрен ныгыту,сыйфатларын һәм билгеләрен әйтүгә ирешү;исем белән фигыльне бәйләп җөмлә төзү.
Җиһазлау: Зур һәм таратма карточкалар, «Могҗиза-шар»
Уен барышы. Бу уенда 6-7 бала катнаша ала. Балалар үзләренә зур карточкалар сайлап алалар. Анда гаилә әгъзалары, йорт һәм кыргый хайваннар сүрәтләнгән. Балалар ашамлык , җиләк -җимеш белән аларны сыйларга тиеш. Кечкенә карточкаларда ашамлыклар һәм яшелчә рәсемнәре.
1 вариант. Алып баручы кечкенә карточкаларны күрсәтә Бу кем? Бу нәрсә? соравын бирә.Җавап биргән бала карточканы үзенә ала.
2 вариант.Балалар "могҗиза – шар" да рәсемнәр ярдәмендә үзләренең яратулары турында сөйлиләр ( Лук — Суган, Морковь — Кишер, Огурец — Кыяр, Репа — Шалкан, Свекла — Чөгендер, Яблоко — Алма, Каша — Ботка, Молоко — Сөт, Хлеб — Икмәк,)
“Кто что любит?”
Цель. Зарепить название овощей, продуктов. Упражнять в составлении предложений с определениями и глаголами.
Ход игры. Участвуют 6 – 7 игроков. Дети выбирают большие карточки с изображением членов семьи. Дети должны их угощать овощами фруктами и продуктими.
1 вариант. Ведущий передает “Чудо – шар” и спрашивает: “Это кто?” ( Бу кем?), Папа — Әти, Мама — Әни, Дочь — Кыз, Сын — Ул, Дедушка — Бабай, Бабушка — әби, мальчик – малай, девочка – кыз.
«Это что?”(Бу нәрсә?). Лук — Суган, Морковь — Кишер, Огурец — Кыяр, Репа — Шалкан, Свекла — Чөгендер, Яблоко — Алма, Каша — Ботка, Молоко — Сөт, Хлеб — Икмәк,). Ответивший ребенок получает карточку и угощает членов семьи.
2 вариант. Дети с помощью рисунков на “Чудо – шаре” рассказывают о том, что они любят. (Лук — Суган, Морковь — Кишер, Огурец — Кыяр, Репа — Шалкан, Свекла — Чөгендер, Яблоко — Алма, Каша — Ботка, Молоко — Сөт, Хлеб — Икмәк,)
“Нәрсә яши?”
Максат. Балаларның йорт хайваннары, кыргый хайваннар турында белемнәрен ныгыту.Сыйфатлар кулланып гади һәм иярчен җөмләләр төзү.Хайваннарга карата кайгыртучанлык тәрбияләү.
Җиһазлау: Зур һәм таратма карточкалар, «Могҗиза-шарлар»
Уен барышы. Уенда 2-3 бала катнаша ала. Бер балага авыл рәсеме төшкән зур карточка, икенчесенә урман рәсеме төшкән карточка бирелә. Балалар дөрес карточкалар җыярга тиеш.
1 вариант. Алып баручы кечкенә карточкалар күрсәтә. Уенчылар андагы сүрәтне әйтергә һәм үзләренең зур карточкаларына куяларга тиешләр.
2 вариант.Балалар йорт хайваннары, кыргый хайваннар турында җөмлә төзеп сөйлиләр.
“Кто живет?”
Цель:Закрепить знания детей о домашних и диких животных . Упражнять в составлении предложений.
Ход игры. Участвуют 2-3 игрока.У одного ребенка карточка с изображением леса, у второго с изображением деревни.. Дети должны правильно собирать карточки на “Чудо – шаре”, сортируя домашних и диких животных.
1 вариант. Ведущий показывает карточки с изображением животных. Ребенок, у которого “лес” называет диких животных и забирает карточку себе и крепит на “Чудо – шар», у которого “деревня”, собирает домашних животных.
2 вариант. Дети составляют предложения о животных
“Ничә”
Максат. 10 га кадәр санау күнекмәләрен камилләштерү.Саннарның сөйләм телендә кулланышын активлаштыру.
Җиһазлау: Зур һәм таратма карточкалар.
Уен барышы.
Бу уенда 5-6 бала катнаша ала. Балаларга саннар төшерелгән карточкалар таратыла. Кечкенә карточкаларда рәсемнәр сүрәтләнгән. Алып баручы кечкенә карточканы балаларга күрсәтә. Күпме? (Ничә?). Балалар картада язылган карточка алырга һәм санарга тиеш. Кем үзенең шарын беренче булып тутыра, шул җиңүче.
“Сколько?”
Цель. Закрепить умения считать до 10и. Активизировать в речи использование числительных.
Ход игры. Участвуют 5-6 игрока. Детям раздаются карты с числами. На разрезных карточках изображены предметы в определенном количестве. Ведущий показывает маленькие карточки.
Спрашивает: “Сколько?” (Ничә?). Дети должны посчитав, взять ту карточку, кокое число написано на его карте. Кто первым заполнит свой шар, тот- победитель.
Что дает многофункциональная дидактическая игра
“Чудо – шары”?
Благодаря этой игре развивается:
мелкая моторика пальчиков рук;
развивается внимание;
зрительная память;
логическое мышление;
закрепляются знания геометрических фигур;
создаются благоприятные условия для освоения татарского языка в режимных моментах и в игровой деятельности.