В настоящее время перед педагогами детского сада совершенно иная задача - заменить диктующую педагогику на современную педагогику развития, педагогику творчества и свободы.
Педагогическое творчество - это активный поиск, в результате которого возникает что-то новое, оригинальное, способствующее эффективности работы воспитателя. Решая задачу о личной безопасности старших дошкольников, у меня возникла идея создания дидактического пособия «Чудо-колесо». Основная идея - усвоение детьми учебного материала, закрепление и обобщение знаний по вопросам безопасности и правил поведения детей дома, в природе, на улице в свободной, непринужденной, интересной, игровой форме. Разработанное мною дидактическое пособие «Чудо-колесо», способствует развитию таких личностных качеств у детей как сообразительность, сосредоточенность, находчивость при решении проблемных ситуаций.
Объясняю принцип работы данного пособия: игровое поле (используется круг с вращающейся стрелкой), разделенный на шесть секторов. Игровое поле оформлено так, что в каждом секторе расположены красочные изображения. Например:
сектор «Один дома» (красивая наклейка домов, социальных объектов);
сектор «Дорожные знаки» (красочное изображение дороги, светофора);
сектор « Разведчики природы» (красочное изображение обитателей родного края, растительный и животный мир);
сектор «Неприятные опасности на дороге» (наклейки с дорожными ситуациями).
Кроме этого на игровом поле имеются:
сектор «Подсказка друга» (ребенок может пообщаться со сверстником по решению указанной задачи и после того принять свое решение);
сектор «Приз» (ребенок может забрать приз и покинуть игру или отказаться от приза и остаться в игре; призом может быть шоколадка, шарик, коробка с цветными карандашами и др. предметы, которые вызывают у детей радостные эмоции).
Дидактическая задача игрового пособия
1. Закрепить знания у детей о дорожных знаках; об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы; обобщить правила дорожного движения.
Закрепить умения правильно группировать виды транспорта; обобщить поведения в транспорте, во дворе, дома.
Обобщить знания детей об обитателях планеты Земля; о правилах поведения в природе.
4. Формировать умственную и речевую активность, сообразительность; закреплять нормы и правила поведения в игре.
Игровые правила. Крутить барабан можно только после сигнала воспитателя; внимательно следить за стрелкой; отвечать на дидактические задания можно только после остановки стрелки на указанном секторе.
Игровые действия. Ответы детей на задания, соревнование.
Ход игры. Воспитатель начинает игру с краткой вступительной беседы о личной безопасности людей, что человек должен соблюдать, находясь на улице, дороге, как при этом можно сохранить свое здоровье.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая требует от вас внимания, сосредоточенности, сообразительности. Для начала игры выберем три игрока. При помощи считалки выявляется очерёдность игроков. Игроки занимают место за барабаном и по порядку вращают волчок. Выполняют задания из сектора, на который указала стрелка. Например, ребенку выпал сектор «Один дома», он берёт карточку с заданием, рассматривает и рассказывает «На картинке нарисован мальчик, он играет со спичками. Спички детям не игрушка, потому что может произойти пожар, который способен погубить и людей, и всё вокруг». Сектор «Дорожные знаки»: нужно сказать, как называется знак, что означает. Сектор «Разведчики природы»: нужно объяснить, что изображено на картинке и что означает. Сектор «Неприятные опасности на дороге»: описать ситуацию, изображённую на картинке, найти ошибку, если она есть.
В игре три тура, по два вопроса в каждом. За правильный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 4 балла и т. д. Победитель тот, у кого наибольшее количество баллов.
Если появляется идея, её нужно претворять в жизнь. Я так и сделала! И хочу ею поделиться с коллегами! Тем более, такие формы работы очень интересны детям, и приносят хорошие результаты.
Автор:
Полуэктова Людмила Ивановна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 «Алёнушка» село Шабаново,
Кемеровская область, Россия.