Дидактический вернисаж (дидактическое пособие для формирования, закрепления и обобщения знаний в начальной школе)
«Дидактический вернисаж»
Лучшее дидактическое пособие для формирования, закрепления и обобщения знаний.
Педагог дополнительного образования Михеева Ольга Александровна.
Возраст обучающихся (6-8лет)
Пояснительная записка
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. То, что привычное даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для него. Все дети изначально талантливы, поэтому взрослым очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребёнке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.
Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами и техническими приёмами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Но как объяснить ребенку язык изображения в простой форме? Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребёнку те необходимые знания, которые нужны ему для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идей и фантазии.
Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь приходят игровые технологии. Это даёт возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживая интерес увлечённость процессом, вызывая положительные эмоции, т.е. создавая благоприятный эмоциональный настрой занятия, что позволяет увидеть индивидуальность детей. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величина, форма, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи
После проведения мониторинга выявилось, что у детей недостаточно знаний по разделу художественно-эстетическое развитие. Учитывая эти требования, при разработке дидактического пособия «Юные художники» была поставлена следующая цель: Формировать у детей художественно – эстетическое восприятие.
Основная задача дидактического пособия – знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, народное и декоративно-прикладное искусство): дать некоторые сведения о промысле, его содержании, средствах выразительности, показать принципы отбора видов, предметов. В процессе игры у детей развивается фантазия, воображение, эстетическое восприятие.
Дидактическое пособие «Юные художники»
Задачи:
Формировать у детей знания о разных видах искусства (живопись, народное, декоративно-прикладное искусство)
Воспитание эмоционально-эстетических чувств;
Развитие художественного восприятия произведения искусства;
Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (техника деятельности, пространственные ориентировки, представления некоторых основных средствах изобразительного языка.
Данное пособие может использоваться в образовательной деятельности в процессе объяснения материала, в играх, в самостоятельной деятельности детей, в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению с народным искусством по декоративному рисованию, лепке и аппликации.
С пособием «Юные художники» можно придумать много занимательных игр и упражнений, если включить фантазию.
Пособие «Юные художники» включает в себя несколько самостоятельных дидактических игр:
Дидактическая игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.
Дидактическая игра «Вернисаж»
Задачи:
Формировать у детей представления о жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж); о средствах выразительности, их видах.
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи.
Развивать внимание, наблюдательность, любознательность.
Дидактическая игра «Маленький экскурсовод»
Задачи:
Развивать у детей связную монологическую речь.
Учить составлять описательные рассказы по картинам.
Формирование эстетических чувств и оценок.
Дидактическая игра «Составь целое»
Задачи:
Учить детей ориентироваться в некоторых средствах выразительности: рисунок, передающий с помощью линий, штрихов движений, позу жестов, мимику героя, цвет как средство передачи эмоционального состояния
Уметь правильно располагать изображение на листе бумаги (горизонтально, вертикально), строить планы (небо, земля, близко, далеко).
Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Дидактическая игра «Найди лишнее»
Задачи:
Закреплять знания детей о жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж).
Развивать внимательность, наблюдательность.
Воспитывать у детей интерес к играм.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
Задачи:
Учить детей составлять хохломские узоры способом аппликации.
Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль».)
Поддерживать интерес к хохломскому промысл
Дидактическая игра «Дымковские игрушки»
Задачи:
1. Закреплять умение детей составлять узоры, узнавать элементы росписи.
2. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
3. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»
Задачи:
1.Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации.
2.Поддерживать интерес к гжельскому промыслу.
3.Воспитывать любовь к прекрасному.
«Кони расписные»
При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
"Придумай портрет"
Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.
Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Вырезанные овалы лица (15Х15 см) с нарисованным носом, части лица: глаза, брови, рот, различные по форме и цвету прически (одинаковые наборы для каждого ребенка в конвертах), цветные фишки для оценки работы.
Ход игры:
Педагог предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на подносах перед собой части лица; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем воспитатель берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.
"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры:
Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
«Собери пейзаж»
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.