Дидактическая игра по краеведению для детей старшей группы «Мой район»

3
0
Материал опубликован 5 April 2018

«Мой район» - дидактическая игра для детей старшей группы.

У каждого человека есть малая Родина, место, где он родился, вырос. Потом он пошёл в детский сад, школу, институт, армию. Но, куда – бы не занесла его судьба, никогда не сотрутся из памяти места, где он рос, играл, где познал первые маленькие победы и огорчения.

В данной игре речь пойдёт о значении своего района. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, в частности с районом, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру.

Проблема.

Огромное значение для познавательного, социально – личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городам, районом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые выросли и жили в этом городе.

Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Данная проблема является актуальной для общества в целом. С этой целью мной была разработана дидактическая игра по краеведению «Мой район». 

Игра разработана для детей старшей группы.

Цель: расширить и систематизировать знания детей о родном районе, его объектах: детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, перекрёсток. Закрепить знания детей по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека» «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть". Активизировать словарь. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Развивать умение ориентироваться в своём районе, связную речь, память, мышление, внимание. Воспитывать уважительное отношение и любовь к малой Родине.

Материал: игровое поле с изображением значимых объектов района ( детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская), объёмный дом, карточки с вопросами по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека», «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть" (карточки отличаются между собой цветом кругов, наклеенных на них). Цвет кругов на карточках соответствует цвету дорожек, ведущих к определённому объекту, кубик, фишки.

Материал, из которого выполнена игра: ватман, цветная бумага, картон, фотографии района.


Фотографии для игры по краеведению "Мой район"
DOCX / 13.64 Мб

Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми рассматривает игровое поле с фотографиями объектов района. Проводиться краткая беседа.

Описание игры. В игре принимают участие педагог и дети от 2 до 5 человек.

С помощью вопросов или считалки определяется очерёдность участников.

Передвигаться можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их выпадет на кубике.

Для того, чтобы передвинуть фишку, нужно ответить на вопрос (вопрос написан на карточках).

Игрок берёт карточку с таким же цветом круга, как и дорожка, на которой находится фишка, с обратной стороны написан вопрос.

Если участник не отвечает на вопрос, то пропускает ход.

Если фишка попадает на объект, игрок должен составить небольшой рассказ о данном объекте.

Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша (вернёт фишку в дом).

Вопросы для карточек.

Вопросы по теме "Детский сад":

- Угадай, куда ведут

Малышей с утра?

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

- Назови адрес детского сада.

- Для чего нужен детский сад?

- Что дети делают в детском саду?

- Как называется твоя группа?

- На каком этаже находиться твоя группа?

- Какие помещения есть в детском саду? (Группы, музыкальный зал, спортивный зал, прачка, кабинет медсестры ...)

- Кто работает в детском саду? (Воспитатели, помощники воспитателей, заведующий, медсестра, музыкальный работник, физрук, повара, сторожа, прачка, завхоз)

- Как зовут твоих воспитателей?

- Что делает воспитатель? (Занимается с детьми, играет, читает ...)

- Что тебе нравиться в детском саду?

- Что тебе не нравиться в детском саду?

- С зорьки ясной до темна

В нашем садике она.

Кто обед нам принесёт

И посуду уберёт?

Вы, конечно, помогаете,

На столы вы накрываете.

И учит не крошить,

И песка не наносить. 

О ком это стихотворение? (О помощнике воспитателя)

- Детский сад, весёлый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

В кабинете кто сидит?

Всеми кто руководит? (Заведующий)

- Добрый доктор Айболит

На посту с утра сидит,

Он и справки раздаёт,

И на пищеблок зайдёт,

И поставит в срок прививки,

И домой больных отправит.

О ком это стихотворение? (О медсестре)

- Что делает медсестра? (Следит за здоровьем детей)

- Что делают повара? (Повара готовят детям вкусную еду)

- В большом красивом зале

Играет на фортепиано,

Учит петь и танцевать,

В игры музыкальные играть.

О ком это стихотворение? (О музыкальном работнике)

- Составь небольшой рассказ о детском садике.

Вопросы по теме "Школа":

- Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа)

- Для чего дети ходят в школу?

- Чем отличается детский сад от школы? (В детском саду - воспитатель, а в школе - учитель, В детском саду - занятия, а в школе - урок, в детском саду - группа, а в школе - класс ...)

- Первокласснику семь лет.

За плечами ранец,

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата? (1 сентября, День Знаний)

- Как называют детей, которые ходят в школу? (Школьники)

-Каким должен быть ученик? )Добрым, любознательным, прилежным, отзывчивым, вежливым, усидчивым ...)

- Прозвенел звонок,

Начался ...(урок)

- Что делает учитель? (Учит детей читать, писать, природу любить, стариков уважать ...)

- Как называется специальная одежда для учеников? (Школьная форма)

- Сумка для ученика - это ...(портфель, ранец)

- Для чего нужна перемена? (Перемена нужна для того, чтобы дети отдохнули и приготовились к следующему уроку)

- Как назвать одним словом: карандаш, резинка, пенал, книга, тнтрадь? (Школьные принадлежности)

- Из перечисленных предметов назови лишний. Скажи, почему ты так думаешь?

Букварь, ручка, машинка, тетрадь. (Машинка - это игрушка, а остальные предметы - это школьные принадлежности)

- В чудесном домике живут

Весёлые друзья.

Их все по имени зовут

от буквы А до Я.

И ты, коль с ними не знаком,

Стучись быстрее в дружный дом! (Букварь)

- Доскажи словечко.

На математике считают,

На перемене ... (отдыхают)

- Доскажи словечко.

Если хочешь отвечать,

Надо руку ... (поднимать)

- Доскажи словечко.

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только ... (нет).

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы ... (да).

- Составь небольшой рассказ о школе.

Вопросы по теме "Станция скорой помощи":

- Если кто -то заболел,

Срочно нас зовёт на помощь,-

Набери скорей ноль - три..

И приедет ... (Скорая помощь)

- И в ясны день, и даже в полночь

Всегда спешит к больным на помощь.

Дорогу ей все уступают

И с уважением пропускают. (Скорая помощь)

- Опиши машину скорой помощи. (Машина скорой помощи белого цвета с красной полосой и красным крестом, у неё есть сирена)

- Вам нужно вызвать скорую помощь. Вы позвонили, что нужно сказать? (Нужно назвать причину вызова (кто заболел и что болит) и адрес)

- В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы-

Отпускают лишь здоровых. (Больница)

- Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

-Я хочу в халате белом,

Занемаюся важным делом.

Не болели, чтобы детки,

Им даю глотать таблетки. (Врач, доктор)

- Каких врачей - специалистов ты знаешь? (Окулист, педиатр, ЛОР, хирург ...)

- Каким должен быть врач? Что он должен уметь? (Добрым, внимательным, умным, смелым, много знать, ничего не забывать)

- Что нужно врачу для работы? (Вата, бинт, шприц, термометр, таблетки ...)

- Кто такой пациент? (Человек, которого лечит врач)

- Рекомендуется ли принимать лекарства без назначения врача? Почему? (Не рекомендуется. Можно принять не то лекарство и отравиться)

- Составь небольшой рассказ о станции скорой помощи.

Вопросы по теме "Магазин":

- Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить,-

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в ... (магазин)

- Что такое магазин? (Магазин - специально оборудованное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям)

- Названия каких магазинов вы знаете? ("Игрушки", "Мебель", "Одежда", "Продукты", "Хлеб", "Овощи" ...)

- Как надо детям вести себя в магазине? (Ничего не трогать руками, не баловаться ...)

- Где в магазине расплачиваются за покупку? (На кассе)

- На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает ... (Продавец)

- Каким должен быть продавец? (Внимательным, вежливым, честным ...)

- За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт ...(Кассир)

- Кто такой кассир? (Кассир - это продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой, он "Пробивает" чек и берёт с покупателя деньги за товар)

- Кроме продавцов, кто ещё работает в магазине? (Уборщица, водитель, грузчик, директор магазина)

- Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

- Что такое товар? Товар - любой продукт, который произвели для продажи)

- Что мы можем купить в продуктовом магазине? (Продукты)

- Что такое ассортимент? (Ассортимент - это выбор товара, перечень различных видов товара)

- Составь небольшой рассказ о магазине.

Вопросы по теме "Перекрёсток":

- Это место пересечения,

Для дальнейшего движения.

Примыкания дорог,

Чтобы ты проехать мог.

Или может разветвленье

Посмотри, без промедления. (Перекрёсток)

- Регулировщик - машин руководитель.

Там, где он, легко и просто,

Он для всех - путеводитель.

Работает, где сложный ... (Перекрёсток)

- Командуя жезлом, он всех направляет,

И всем перекрёстком один управляет.

Он словно волшебник, машин дрессировщик,

А имя ему - ... (Регулировщик)

- Для чего нужен светофор? (Светофор регулирует движение)

- Какой свет нам говорит:

"Проходите - путь открыт" (Зелёный)

- Какой свет нам говорит:

"Вы постойте - путь закрыт!" (Красный)

- Если для машин горит зелёный свет, то какой горит для тебя? (Красный)

- Это место каждый знает - 

Здесь люди ходят и гуляют.

Только это не бульвар -

Это просто ... (Тротуар)

- Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт

Пешеходный ... (Переход)

- Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (Светофор)

- Какое животное помогает нам переходить улицу? (Зебра)

- Как нужно вести себя, если ты переходишь проезжую часть? 

- Как правильно перейти перекрёсток, на котором нет светофора? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Если нет транспортных средств, совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

- Как правильно переходить перекрёсток, на котором есть светофор? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги. Дождаться разрешающего сигнала светофора. Убедиться в остановке транспортных средств. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

- Составь небольшой рассказ о перекрёстке.

Вопросы по теме "Аптека":

- Если кашель или грипп,

Или голос ваш охрип,

Если плохо человеку -

Мы торопимся в ...(аптеку)

- Продавцы в её отделах

За стеклом в халатах белых,

Заболевшие всегда

От врача идут сюда. (Аптека)

- Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)

- Кто работает в аптеке? (Аптекарь)

- Здесь особенное царство:

В нём живут лекарства,

Мимо ваты, йода, шприцев

Коли мама ходит, как царица.

Кем работает мама Коли? (Аптекарь, провизор, фармацевт)

- Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужное лекарство или посоветовать какие - то витамины, или приготовить лекарство по рецепту врача)

- Каким должен быть аптекарь? (Внимательным, вежливым, грамотным, образованным ...)

- Какая одежда у аптекаря? (Специальная одежда: белый халат)

- Как назвать человека, который пришёл в аптеку за лекарством? (Покупатель)

- Там лежат на полках вряд

Не зефир, не шоколад,

Не печенье, не конфетки,

А различные ...(таблетки).

- Названия каких лекарств ты знаешь?

- В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Дашули и Полины

Что полезно? - ...(Витамины)

- Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Бинты, вату, градусники ...)

- Нужно ли покупать лекарства без назначения врача? Почему? (Нет. Можно не вылечиться, а навредить своему здоровью) 

- Для чего нужен термометр? (Измерять температуру)

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать правила гигиены, кушать фрукты, овощи ...)

- Составь небольшой рассказ об аптеке.

Вопросы по теме "Парикмахерская":

- Ножницы, шампунь, расчёска,

Всем я делаю причёски,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей! (Парикмахер)

- Как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (Парикмахер)

- Что такое парикмахерская? (Это место, где человек может подстричься, сделать причёску, покрасить волосы)

- Нужна ли профессия парикмахер? Почему?

- Каким должен быть парикмахер? (Внимательным, добрым, вежливым ..)

- Что делает парикмахер? (Подстригает волосы, делает причёски, красит волосы)

- Что нужно парикмахеру для работы? (Ножницы, расчёска, фен, полотенца ...)

- Какая одежда у парикмахера? (Спецодежда)

- Тебе нужно подстричься, ты пришёл в парикмахерскую, твои действия (Что ты скажешь?)

- Скажи: причёска может быть какая? (Красивая, аккуратная, модная, стильная ...)

- В женском зале кого подстригают? (Женщин)

- В мужском зале кого подстригают? (Мужчин)

- Ножницы, фен, нож, расчёска - что лишнее? Почему?

- Что одевает парикмахер человеку, которого стрижёт? Зачем? (Накидку)

- Послушай легенду. 

В одном городе было две парикмахерских, в одной всё блестело и сам парикмахер был гладко выбрит с отличной причёской, а в другой парикмахерской было грязно и не уютно и сам парикмахер ходил "лесенкой" подстриженный. К одному парикмахеру ходили толпы народа, а к другому ходили редкие случайные посетители. Объясни, почему у парикмахеров было разное количество посетителей?

- Составь небольшой рассказ о парикмахерской.

Вопросы по теме "Пожарная часть":

- С огнём бороться мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные)

- Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (Пожарные)

- Победит огонь коварный

Тот, кого зовут ... (пожарные)

- По какому номеру нужно звонить при пожаре? (По номеру 101)

- В чём заключается работа пожарных? (Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но и их предупреждением)

- Каким должен быть пожарный? (Храбрым, выносливым, ловким, сильным, дисциплинированным, внимательным, быстро принимать решения)

- Беда! Беда! Беда!

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился ... (пожар)

- Чем тушат пожарные огонь? (Заливают водой из специальных шлангов - рукавов специальной пеной (огнетушители)

- Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Всё! Опасность миновала. (Пожарная машина)

- Какого цвета пожарная машина? Почему? (Пожарная машина красного цвета. Её все узнают и пропускают)

- У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как заревёт, завизжит,

Пропустить вперёд велит.

Кто б из вас сейчас сказал, 

Как зовётся тот сигнал? (Сирена)

- Для чего пожарной машине сирена? (Когда едет пожарная машина , то все другие машины уступают ей дорогу, услышав звук пожарной сирены)

- Из - за чего может случиться пожар? (Из - за невнимательности людей, из - за неосторожного обращения с огнём)

- В мире есть она повсюду,

Без неё так трудно люду!

С огнём справиться всегда.

Друзья, что это? (Вода)

- Она о тесный домик свой

Лишь почесалась головой.

И сразу - словно не жила -

Сгорела, бедная, дотла. (Спичка)

- Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. (Огонь)

-Как ты понимаешь пословицу: "ОТ искры пожар рождается".

- Как ты понимаешь пословицу: "Маленькая спичка сжигает большой лес".

- Как ты понимаешь выражение: "Спички детям не игрушка".

- Составь небольшой рассказ о пожарной части.

Вопросы по теме "Мой район":

- Как называется город, в котором ты живёшь? (Луганск)

- От названия какой реки Луганск получил своё название? (От реки Лугань)

- Город Луганск какой? (Красивый, чистый, ухоженный, современный ...)

- Какие интересные места ты посетил в Луганске? (Краеведческий музей, цирк, кукольный театр, парк 1 Мая ...)

- Люди, которые живут в Луганске, они кто? (Луганчани)

- Как называется твой район? (Жовтневый)

- Нравится ли тебе район, в котором ты живёшь? Чем он тебе нравиться?

- Что есть в твоём районе? (Детский сад, школа, аптека ...)

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

- Назови свой адрес.

- Опиши свой двор.

- Дом, в котором ты живёшь, он какой? (Многоэтажный - одноэтажный, большой - маленький ...)

- Где ты больше всего любишь гулять?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации