Дидактическая настольная игра «Цветные слоги»
Дидактическая настольная игра «Цветные слоги»
Автор: Светлова Мария Николаевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 133» города Ярославля.
Пояснительная записка
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее часто встречающимся является нарушение слоговой структуры слова.
«Слоговая структура слов представляет собой необходимую предпосылку для накопления лексического запаса, для развития грамматических элементов слова, с одной стороны, и для усвоения фонетического состава слова - с другой», - пишет Р. Е. Левина.
В своей работе я особое внимание уделяю формированию слоговой структуры слова, так как недостаточная, несвоевременная коррекция, способствует возникновению дисграфии и дислексии в будущем.
Практика моей логопедической работы показала, что эффективнее использовать игры и упражнения с подгруппой детей, что позволяет наполнить логопедические занятия интересными приёмами. Так, например, дидактическая настольная игра «Цветные слоги» разнообразила наши занятия, усвоение навыка «деление на слоги» прошло легко и прочно укрепилось в ходе игры.
Пособие могут использовать: логопеды, дефектологи, родители.
Настольная игра включает в себя:
15 цветных карточек с картинками (1, 2 и 3 тип слоговой структуры);
12 цветных карточек с символами слогов (кружочки);
Кубик.
Цель игры:
формировать фонематическое восприятие;
развивать умение делить слова на слоги;
закреплять умение делить слова на слоги;
упражнять в простейшем слоговом анализе.
Используемый материал:
цветная бумага;
офисная бумага формата А4;
пленка для ламинирования;
ламинатор;
цветной принтер.
Правила использования настольной игры «Цветные слоги»
Вариант 1. Данный вариант рекомендую использовать для детей среднего дошкольного возраста, с целью формирования умения «делить слова на слоги». Игра проходит без использования кубика.
Количество игроков: от 2 до 3.
Время игры: от 10 минут.
Задача: первым скинуть все свои карточки.
Ход игры: в начале игры логопед раздает каждому ребенку по 4 карточки с картинками, цвет карточек в этом случае не важен! Остальные карточки остаются у логопеда, и выдаются в том случае, если у ребенка нет картинки, которая соответствует необходимому количеству слогов.
Карточки с символами слогов" слоговые карточки" кладутся на середину стола рубашкой вверх, верхняя карточка переворачивается.
Игра начинается «по часовой стрелке». Ребенок должен закрыть «слоговую карточку» соответствующей картинкой. А затем перевернуть карточку с символами слогов из стопки для следующего игрока. Если у ребенка нет карточки то, логопед выдает ему, и ход переходит к следующему ребенку.
Вариант 2. Данный вариант можно использовать также в работе с детьми среднего дошкольного возраста, с целью закрепления навыка «деления на слоги».
Количество игроков: от 2 до 3.
Время игры: от 10 минут.
Задача: первым скинуть все свои карточки.
Ход игры: в начале игры логопед раздает каждому ребенку по 4 карточки разного цвета (желтую, красную, синюю и зеленую) с картинками. Остальные карточки остаются у логопеда, и выдаются в том случае, если у ребенка нет картинки, которая соответствует необходимому количеству слогов.
Карточки с символами слогов «слоговые карточки» кладутся на середину стола рубашкой вверх, верхняя карточка переворачивается.
В данном варианте игры должно соответствовать не только количество слогов, но и цвет карточки!
Игра начинается «по часовой стрелке». Ребенок должен закрыть «слоговую карточку» соответствующей картинкой нужного цвета. А затем перевернуть карточку с символами слогов из стопки для следующего игрока. Если у ребенка нет карточки то, ребенок бросает кубик.
С помощью кубика можно:
выбрать цвет карточки
Выбрать количество слогов, при этом цвет карточки остается!
Можно перевернуть «слоговую карточку»
Если и в этом случае, ребенку нечем ходить, то логопед выдает ему карточку с картинкой, и ход переходит к следующему ребенку.
После того, как «слоговая карточка» закрыта, сразу переворачивается следующая карточка, и ход переходит к следующему игроку.