Дидактическая разработка «Цветик-семицветик»
Многоцелевое пособие, состоящее из нескольких игр на основе цветка с семью лепестками, для обогащения словарного запаса и развития грамматического строя, а также формирования начальных навыков звукового анализа дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи.
На каждом лепестке семицветика, а также в его серединке имеются прозрачные кармашки для картинок. Пособие крепится на стену или доску, также можно подбирать картинки прямо на столе. Используется индивидуально и на групповых занятиях.
Игра «Времена года»
Цель: обогащение словаря путем подбора слов по заданной теме.
Правила игры: в центр цветка помещается карточка с изображением солнца (лето), листьев (осень), снежинки (зима), ручейка (весна). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение.
Игра «Летит, плывет, ползет и ходит»
Цель: активизация глагольного, предметного словаря.
Правила игры: в центр цветка помещается карточка с изображением неба (летает), воды (плавает), земли (ползает и ходит). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением зверей, птиц, насекомых, предметов, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение.
Игра «Какой? Что делает?»
Цель: обучение подбору к слову-признаку или слову-действию нескольких предметов.
Правила игры: в центр цветка кладется карточка с вопросительным знаком. Ведущий (взрослый) дает задание подобрать предметные картинки к какому-либо прилагательному (зеленый, гладкий…) или глаголу (бежит, стучит…).
Игра «Карлик - великан»
Цель: обучение употреблению слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.
Правила игры: в центр цветка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети подбирают картинки с изображением различных предметов, называя их «ласково» (если в центре карлик) или «грозно» (если в центре великан).
Возможен вариант, когда на лепестках уже находятся картинки и детям остается их только назвать «ласково» или «грозно».
Игра «Приготовим сок»
Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.
Правила игры: в центр цветка кладется карточка с изображением стакана. На лепестки выкладываются картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили.
Игра «Чей хвост? Чья морда?»
Цель: формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.
Правила игры: в центр цветка помещается карточка с изображением головы или хвоста. На лепестки выкладываются картинки с изображением разных животных. Дети называют, чей это хвост (лисий…), чья это морда (кошачья…).
Игра «Он, она, оно, они»
Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями «он, она, оно, они».
Правила игры: в центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – «она», мальчика – «он», мальчика и девочки –«они», солнца –«оно». Дети должны выложить на лепестки картинки, про которые можно сказать – «он», «она», «они» или «оно».
Игра «Сколько?»
Цель: упражнять в согласовании существительного и числительного.
Правила игры: в центр цветка ставится изображение цифры 1 (или 3,или 5). На лепестки выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от поставленной цифры (один мяч, одно дерево…).
Игра «Какой звук?»
Цель: определение первого звука в слове; закрепление понятий «гласный», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук».
Правила игры: в центр цветка помещается карточка с изображением мальчика в зеленой рубашке (согласный мягкий звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с мягкого согласного звука, обосновывая свое решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке (согласный твердый звук).