Планирование профориентационной работы учителем в специальной (коррекционной) школе
Планирование профориентационной работы учителем в специальной (коррекционной) школе.
Большое значение имеет составление плана профориентационной работы. Его составляют, как правило, на каждый учебный год. Знания учащихся о профессиях, видах труда, их специфических особенностях углубляются и расширяются постепенно.
При планировании профориентационной работы с учащимися учитель заранее определяет, отбирает материал, с помощью которого он может дать учащимся знания об отраслях промышленности: в данном случае – текстильной, швейной, пищевой, о сфере обслуживания (в зависимости от изучаемого раздела программы), о характере профессионального труда. Очень важно знакомить учащихся с общественной значимостью той или иной профессии.
Сведения о профессиях, содержание профессионального труда нужно давать в определенной системе и с учетом возраста учащихся, проявляемого ими интереса к профессии, успехов в овладении умениями, уровня профессиональных знаний, наличия в районе расположения школы соответствующих предприятий, учебных заведений. Учителю необходимо заранее знакомиться с намеченными для проведения экскурсий предприятиями, хозяйствами, учебными заведениями, договариваться с руководителями о сроках их проведения.
Важная роль в планировании и осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю трудового обучения. Ему же принадлежит особое место и в формировании таких черт характера, как трудолюбие, уважение к людям, созидающим материальные блага.
Содержание трудового обучения дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и склонности.
Всем нам ясно, что каждый школьник знает о существовании таких профессий, как токарь, слесарь, столяр, швея, знает, в определенной мере, и чем занимаются эти рабочие. Но одно дело знать, а другое – самому изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем труда стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
В своей работе учителю труда надо использовать такие формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.
Большую помощь в работе учителя оказывают заранее составленные им карточки профессий, с помощью которых он может включать информацию о профессии в урок. Учитель знакомит школьников не только с профессией, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессий.
На своих уроках учитель труда имеет возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы. От умения учителя наблюдать зависит результат наблюдения. Высоким уровнем наблюдательности обладал А. С. Макаренко. Он писал «…я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, … еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть даже по запаху, сравнительно точно предсказывать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из данного сырья».
Значительное место в деятельности учителя трудового обучения по профессиональной ориентации учащихся занимает индивидуальная профориентационная работа, направленная на формирование общетрудовых умений и навыков, интересов и наклонностей в соответствии с психофизиологическими особенностями личности школьника. Эту работу учитель проводит примерно в такой последовательности:
наблюдает за учащимся в процессе учебы и труда, определяет его способности;
устанавливает, выбрал ли ученик определенную профессию;
уточняет сведения о профессии, интересующей ученика;
знакомится с материалами медицинского обследования;
устанавливает, соответствует ли здоровье и возможности ученика требованиям и специфике избираемой профессии;
участвует в подготовке заключения о рекомендуемых сферах трудовой деятельности школьника.
Если избранная профессия соответствует психофизиологическим особенностям личности, учитель дает рекомендации по углублению знаний, необходимых для овладения этой профессией, советы по проверке своих возможностей в трудовой деятельности.
Если избранная профессия не соответствует особенностям личности, учитель намечает и проводит комплекс мер по бесконфликтной переориентации ученика на другую, более подходящую для него область деятельности.
Таким образом, основная задача учителя трудового обучения в области профессиональной ориентации учащихся состоит в формировании у школьников готовности к выбору профессии в соответствии с психофизиологическими особенностями.
Работу по профориентации школьников, которую проводит учитель труда, он должен тесно увязывать с работой классного руководителя, учителей-предметников, с деятельностью внешкольных учреждений.
В совместной работе учителей трудового обучения и классных руководителей особенно эффективны такие формы деятельности, как разработка и проведение профориентационных мероприятий, обмен информацией о результатах наблюдения.
Такая совместная и целенаправленная деятельность учителей, классных руководителей, администрации в тесном содружестве с семьей, производственными коллективами, профессиональными учебными заведениями является залогом успешной профориентационной работы со школьниками, имеющими нарушение интеллекта.