Конспект урока русского языка для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы«Заглавная буква в названиях рек и озёр»
ГОУ РК « Специальная (коррекционная) школа-интернат №1» г.Емвы
«Заглавная буква в названиях рек и озёр»
(урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий и НРК)
4 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Сырчина Надежда Валентиновна
г. Емва
Конспект открытого урока русского языка
( с использованием здоровьесберегающих технологий и национально-регионального компонента)
Тема: Заглавная буква в названиях рек и озёр.
Цель: расширить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правописанием заглавной буквы в названиях рек и озер;
- формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся;
- расширять кругозор обучающихся, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- способствовать воспитанию любви, чувства гордости к родному краю.
Класс: 4
Учебник: Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Используемые технологии: Личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие и игровые, элементы проблемного и развивающего обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- карточки с текстами для чтения;
- наборы букв для составления названия рек;
- названия рек, озера;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация;
- физическая карта Республики Коми;
- пейзажное панно;
- тренажер «восьмерка»;
- магнитофонная запись песни Д. Кабалевского «Наш край»;
- цветные карандаши;
- карточки с домашним заданием.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята.
- Улыбнитесь, возьмитесь за руки и поделитесь со своим соседом теплом и пожелайте друг другу успеха в работе.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять –
Буду грамотно писать.
Раздаётся стук в дверь. Учитель выглядывает в коридор: никого нет, но на полу лежит большой конверт.
Детям предлагается открыть конверт: они обнаруживают послание-телеграмму, где говорится, что стройная, белоствольная берёзка попала под чары злой Ёмы-бабы. Из-за них она не может подготовиться к встрече весны. Ведь когда приходит весна, у березки должны проснуться почки и распуститься листочки. Самостоятельно дерево не в силах избавится от злых чар.
Чтобы избавить берёзку от колдовства, помочь ей подготовиться к весне, необходимо пройти длинный путь. «Ключом» от злых чар будут листочки, на обратной стороне которых задания. Кто эти задания выполнит, тот избавит берёзку от чар Ёмы-бабы.
- Готовы ли вы ребята помочь деревцу подготовиться к встрече Весны?
(Слайд 2)
II. Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика
–Подготовим пальчики для письма.
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как
бы прыжками двигаются по столу).
А вторые догонять.
(Ритмичные движения по столу указательными пальцами).
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе).
А четвертые пешком,
(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами).
И в конце пути упал.
(Хлопок обоими кулачками по поверхности стола).
Оформление тетради. Число. Классная работа.
Минутка чистописания.
- Ребята, пропишите на первой строке свою фамилию, а на второй имя.
На доске образец:
Первая строка - фамилия Кислова
Вторая строка - имя Маша
- С какой буквы вы напишите фамилию и имя? (С заглавной буквы)
- Почему мы пишем имя и фамилию с большой буквы? ( Это имена собственные)
Анализируем написанное. (Самооценка «красный огонек»)
III. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
На пейзажном панно слова:
Сыктывкар, Ухта, Москва, Печора, Инта, Воркута
( Физическая карта Республики Коми с обозначением городов)
- Что такое Сыктывкар, Ухта, Москва? Как их можно назвать, одним словом? (Города)
- Запишите названия городов, но прежде вспомним, с какой буквы вы будете их писать? (С заглавной буквы)
- Докажите, что заглавная буква в словах употреблена правильно. (Названия городов относятся к именам собственным. Имена собственные пишутся с заглавной буквы).
- Зачем городам нужны названия? (Различать друг друга)
- Какое слово из шести здесь «лишнее» и почему? ( Лишнее слово – Москва, т.к. все города находятся на территории Республики Коми, а Москва – нет) (Слайд 3)
- Название, какого города можно было бы добавить? (Название нашего города – Емва)
- Запишите это название. С какой буквы записали название города? (С заглавной буквы)
Физминутка для глаз.
Тренажер «Восьмёрка»
На указке картинка с изображением синички.
- Давайте «полетим» за синичкой и посмотрим на наш город с высоты птичьего полета.
IV. Сообщение темы урока.
Мотивация учебной деятельности.
- Посмотрите внимательно на доску. (На доске написаны слова ВЫМЬ, КЫЛТОВКА)
- Вам знакомы эти названия? Что они называют? (Они называют реки)
- Скажите, с какой буквы вы будете писать эти слова? (С заглавной)
- Почему? (Это названия рек)
- Ребята, какое правило, мы с вами вспомнили, записывая названия городов.
(Слайд 4)
- А как вы думаете, название рек относится к именам собственным? (Да)
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Имена собственные» и узнаем, что названия рек и озёр тоже пишутся с заглавной буквы. (Слайд 5)
V. Наблюдение за именами собственными.
- В простенках класса карточки с текстом, каждый возьмёт себе карточку и прочитает текст:
Папа подарил мне карту Княжпогостского района. Я учусь ею пользоваться. Нашел свой город Емва. Увидел, где находятся реки Вымь, Кылтовка, Ачим. Узнал, что самое большое озеро нашего района – это Синдорское озеро. (Слайд 6)
Найдите в первом предложении имя собственное (Княжпогостский).
Почему это слово написано с заглавной буквы? (Это имя собственное, название района)
- Какие названия рек встретились в тексте? С какой буквы они написаны?
- О главной реке Княжпогостского района вам расскажет (Ф. И. ученика).
Сообщение 1. Река Вымь (приложение) (Слайд 7)
- Теперь снова вернёмся к нашему тексту.
- Название, какого озера встретилось в тексте? (Синдорское)
- Про самое большое озеро Княжпогостского района, вам расскажет (Ф. И. ученика).
Сообщение 2. Синдорское озеро (приложение) (Слайд 8)
- Попробуйте сформулировать правило о том, какие еще слова кроме имен, фамилий, названий городов относятся к именам собственным.
- Продолжите: (Слайд 9)
Названия рек, озер – это тоже имена….. (собственные)
Эти слова пишутся с …… (заглавной буквы)
- Прочитайте правило в учебнике на с. 115.
- Прочитаем вместе.
ФИЗМИНУТКА
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Первичное закрепление нового материала.
- Давайте вспомним, из текста, какие реки протекают в Княжпогостском районе? (Вымь, Кылтовка, Ачим)
1. Составьте из предложенных букв названия этих рек (работа в парах, каждой паре даётся одно название, дети составляют слова: Кылтовка, Вымь, Ачим; один из пары выходит к доске и записывает получившееся название)
- А теперь запишите все названия рек в первый столбик (дети записывают; учитель вывешивает на пейзажное панно карточки с названиями рек)
- С какой буквы вы написали названия рек? (С заглавной буквы)
- А во второй столбик запишите название озера, которое встретили в тексте (вывешиваю на пейзажное панно карточку с названием озера)
Самостоятельная работа.
- Послушайте небольшой рассказ. (Слайд 10)
К западу Уральских гор раскинулась сказочная страна. Называется она Республика Коми – страна лесов. По стране вьются реки Печора, Вычегда, Ухта, Вымь. Блестят озёра – Ям, Синдорское, Вад.
-Добавьте новые названия рек и озёр из рассказа в ваши столбики в тетрадях.
Реки Озёра
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Если работа выполнена, верно, нарисуйте красный кружок, если есть ошибка, нарисуйте желтый.
- Названия, каких рек и озер встретились?
- Какое правило вспомнили, когда писали эти названия?
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Давайте ещё раз вспомним, как пишутся названия рек и озёр? (Слайд 11)
- В Республике Коми много других рек и озер. О них мы не успели поговорить на этом уроке, но обязательно познакомимся с ними при дальнейшей учебе.
- Ура! Берёзка улыбается, она освобождена от злых чар. Это все благодаря вам, вашему старанию. Полюбуйтесь - какая она красивая!
(Слайд 12)
- А в награду за своё спасение берёзка дарит вам свою маленькую частичку на память.
(Раздаю маленькие листочки белого цвета) (Слайд 13)
- Ребята, а почему наши листочки белые? Давайте раскрасим их. Но я попрошу вас раскрасить тем цветом, которое отразит ваше отношение к уроку:
- на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились, раскрашиваете зеленым цветом;
- на уроке было всё понятно, но некоторые задания вызвали затруднение, желтым;
- на уроке было скучно, все задания были трудными, листочки не раскрашиваете.
(Работа выполняется на фоне песни Дмитрия Борисовича Кабалевского «Наш край»).
- Благодарю вас за то, что вы были собранными, дружными, внимательно слушали друг друга и справились со всеми заданиями. Молодцы!
VIII. Домашнее задание (дифференцированное). Работа по карточкам.
I группе
1. Запиши текст, поставив предложения в нужном порядке. Вставь подходящие по смыслу имена собственные.
Мой дом находится на улице … . Она … (широкая и красивая; маленькая и уютная). Если пройти её до конца, можно увидеть … (реку, озеро). Я живу в городе (селе, деревне) … .
Подчеркни заглавную букву в именах собственных.
II группе
Закончи предложения. Если надо используй слова в скобках.
Я живу в городе (селе, деревне) … . Мой дом находится на улице … .
Она … (широкая и красивая; маленькая и уютная). Если пройти её до конца, можно увидеть … (реку, озеро).
Запиши текст. Подчеркни заглавную букву в именах собственных.
III группе
Спиши текст, выбрав правильное написание имен собственных.
Я живу в городе … (емва, Емва). Мой дом находится на улице … (Мира, мира). Она …. (широкая и красивая; маленькая и уютная). Если пройти её до конца, можно увидеть реку … (вымь, Вымь).
Подчеркни заглавную букву в именах собственных.
(Слайды 14, 15)
Приложение к уроку
Сообщение 1
р.Вымь в районе села Серёгово
Река Вымь
Река Вымь - основная река Княжпогостского района. В ней водятся сёмга, нельма, сиг, стерлядь, хариус, лещ, язь и другие породы рыб. Лов ценных пород рыб на Выми и её притоках запрещён.
Сообщение 2
Синдорское озеро
На территории Княжпогостского района располагается Синдорское озеро. В озере обитают: окунь, плотва, ерш, щука, язь, карась, налим. На берегах озера были открыты стоянки первобытных людей.