12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сырчина Надежда Валентиновна762
Россия, Коми респ., г. Емва
8

Конспект урока русского языка для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида «Заглавная буква в названиях рек и озёр»

ГОУ РК « Специальная (коррекционная) школа-интернат №1» г.Емвы


«Заглавная буква в названиях рек и озёр»

(урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий и НРК)

4 класс

 

Составитель:

учитель начальных классов

Сырчина Надежда Валентиновна

 

г. Емва

Конспект открытого урока русского языка

( с использованием здоровьесберегающих технологий и национально-регионального компонента)

Тема: Заглавная буква в названиях рек и озёр.

 

Цель: расширить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с правописанием заглавной буквы в названиях рек и озер;

- формировать навык правописания заглавной  буквы в именах собственных.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся;

- расширять кругозор обучающихся, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению;

- способствовать воспитанию любви, чувства гордости к родному краю.

Класс: 4

Учебник: Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Используемые технологии:  Личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие и игровые, элементы проблемного и развивающего обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

- карточки с текстами для чтения;

- наборы букв для составления названия рек;

- названия рек, озера;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация;

- физическая карта Республики Коми;

- пейзажное панно;

- тренажер «восьмерка»;

- магнитофонная запись песни Д. Кабалевского «Наш край»;

- цветные карандаши;

- карточки с домашним заданием.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята.

- Улыбнитесь, возьмитесь за руки и поделитесь со своим соседом теплом и пожелайте друг другу успеха в работе.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять –

Буду грамотно писать.

Раздаётся стук в дверь. Учитель выглядывает в коридор: никого нет, но на полу лежит большой конверт.

Детям предлагается открыть конверт: они обнаруживают послание-телеграмму, где говорится, что стройная, белоствольная берёзка попала под чары злой Ёмы-бабы. Из-за них она не может подготовиться к встрече весны. Ведь когда приходит весна, у березки должны проснуться почки и распуститься листочки. Самостоятельно дерево не в силах избавится от злых чар.

Чтобы избавить берёзку от колдовства, помочь ей подготовиться к весне, необходимо пройти длинный путь. «Ключом» от злых чар будут листочки, на обратной стороне которых задания. Кто эти задания выполнит, тот избавит берёзку от чар Ёмы-бабы.

- Готовы ли вы ребята помочь деревцу подготовиться к встрече Весны?

(Слайд 2)

IIМинутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика

–Подготовим пальчики для письма. 

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как

бы прыжками двигаются по столу).

А вторые догонять.

(Ритмичные движения по столу указательными пальцами).

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые пешком,

(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами).

И в конце пути упал.

(Хлопок обоими кулачками по поверхности стола).

Оформление тетради. Число. Классная работа.

Минутка чистописания.

- Ребята, пропишите на первой строке свою фамилию, а на второй имя.

На доске образец:

Первая строка - фамилия Кислова

Вторая строка - имя Маша

- С какой буквы вы напишите фамилию и имя? (С заглавной буквы)

- Почему мы пишем имя и фамилию с большой буквы? ( Это имена собственные)

Анализируем написанное. (Самооценка «красный огонек»)

IIIАктуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

На пейзажном панно слова:

Сыктывкар, Ухта, Москва, Печора, Инта, Воркута

( Физическая карта Республики Коми с обозначением городов)

- Что такое Сыктывкар, Ухта, Москва? Как их можно назвать, одним словом? (Города)

- Запишите названия городов, но прежде вспомним, с какой буквы вы будете их писать? (С заглавной буквы)

- Докажите, что заглавная буква в словах  употреблена правильно. (Названия городов относятся к именам собственным. Имена собственные пишутся с заглавной буквы).

- Зачем городам нужны названия? (Различать друг друга)

- Какое слово из шести здесь «лишнее» и почему? ( Лишнее слово – Москва, т.к. все города находятся на территории Республики Коми, а Москва – нет) (Слайд 3)

Название, какого города можно было бы добавить? (Название нашего города – Емва)

Запишите это название. С какой буквы записали название города? (С заглавной буквы)

    Физминутка для глаз.

Тренажер «Восьмёрка»

На указке картинка с изображением синички.

- Давайте «полетим» за синичкой и посмотрим на наш город с высоты птичьего полета.

IV.  Сообщение темы урока.

 Мотивация учебной деятельности.

- Посмотрите внимательно на доску. (На доске написаны слова ВЫМЬ, КЫЛТОВКА)

- Вам знакомы эти названия? Что они называют? (Они называют реки)

- Скажите, с какой буквы вы будете писать эти слова? (С заглавной)
- Почему? (Это названия рек) 
- Ребята, какое правило, мы с вами вспомнили, записывая названия городов.

(Слайд 4)

- А как вы думаете, название рек относится к именам собственным? (Да)

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Имена собственные» и узнаем, что названия рек и озёр тоже пишутся с заглавной буквы. (Слайд 5)

VНаблюдение за именами собственными.

- В простенках класса карточки с текстом, каждый возьмёт себе карточку и прочитает текст:

Папа подарил мне карту Княжпогостского района. Я учусь ею пользоваться. Нашел свой город Емва. Увидел, где находятся реки Вымь, Кылтовка, Ачим. Узнал, что самое большое озеро нашего района – это Синдорское озеро. (Слайд 6)

Найдите в первом предложении имя собственное (Княжпогостский).

Почему это слово написано с заглавной буквы? (Это имя собственное, название района)

- Какие названия рек встретились в тексте? С какой буквы они написаны?

- О главной реке Княжпогостского района вам расскажет (Ф. И. ученика).

Сообщение 1. Река Вымь (приложение) (Слайд 7)

- Теперь снова вернёмся к нашему тексту.

- Название, какого озера встретилось в тексте? (Синдорское)

- Про самое большое озеро Княжпогостского района, вам расскажет (Ф. И. ученика).

Сообщение 2. Синдорское озеро (приложение) (Слайд 8)

- Попробуйте сформулировать правило о том, какие еще слова кроме имен, фамилий, названий городов относятся к именам собственным.

- Продолжите: (Слайд 9)

Названия рек, озер – это тоже имена….. (собственные)

Эти слова пишутся с …… (заглавной буквы)

-  Прочитайте правило в учебнике на с. 115.

- Прочитаем вместе.

   ФИЗМИНУТКА

Потрудились – отдохнем,

Встанем глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Первичное закрепление нового материала.

- Давайте вспомним, из текста, какие реки протекают в Княжпогостском районе? (Вымь, Кылтовка, Ачим)

1. Составьте из предложенных  букв названия этих рек (работа в парах, каждой паре даётся одно название, дети составляют слова: Кылтовка, Вымь, Ачим; один из пары выходит к доске и записывает получившееся название)

- А теперь запишите все названия рек в первый столбик (дети записывают; учитель вывешивает на пейзажное панно карточки с названиями рек)

- С какой буквы вы написали названия рек? (С заглавной буквы)

- А во второй столбик запишите название озера, которое встретили в тексте (вывешиваю на пейзажное панно карточку с названием озера)

  Самостоятельная работа.

- Послушайте небольшой рассказ. (Слайд 10)

К западу Уральских гор раскинулась сказочная страна. Называется она Республика Коми – страна лесов. По стране вьются реки Печора, Вычегда, Ухта, Вымь. Блестят озёра – Ям, Синдорское, Вад.

-Добавьте новые названия рек и озёр из рассказа в ваши столбики в тетрадях.

                                            Реки                                      Озёра

           Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Если работа выполнена, верно, нарисуйте красный кружок, если есть ошибка, нарисуйте желтый.

- Названия, каких рек и озер встретились?

- Какое правило вспомнили, когда писали эти названия?

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним, как пишутся названия рек и озёр? (Слайд 11)

- В Республике Коми много других рек и озер. О них мы не успели поговорить на этом уроке, но обязательно познакомимся с ними при дальнейшей учебе.

- Ура! Берёзка улыбается, она освобождена от злых чар. Это все благодаря вам, вашему старанию. Полюбуйтесь - какая она красивая!

(Слайд 12)

- А в награду за своё спасение берёзка дарит вам свою маленькую частичку на память.

(Раздаю маленькие листочки белого цвета) (Слайд 13)

- Ребята, а почему наши листочки белые? Давайте раскрасим их. Но я попрошу вас раскрасить тем цветом, которое отразит ваше отношение к уроку:

- на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились, раскрашиваете зеленым цветом;

- на уроке было всё понятно, но некоторые задания вызвали затруднение, желтым;

- на уроке было скучно, все задания были трудными, листочки не раскрашиваете.

(Работа выполняется на фоне песни Дмитрия Борисовича Кабалевского «Наш край»).

- Благодарю вас за то, что вы были собранными, дружными, внимательно слушали друг друга и справились со всеми заданиями. Молодцы!

VIII. Домашнее задание (дифференцированное). Работа по карточкам.

I группе

1. Запиши текст, поставив предложения в нужном порядке. Вставь подходящие по смыслу имена собственные.

Мой дом находится на улице … . Она … (широкая и красивая; маленькая и уютная). Если пройти её до конца, можно увидеть … (реку, озеро). Я живу в городе (селе, деревне) … .

Подчеркни заглавную букву в именах собственных.

II группе

Закончи предложения. Если надо используй слова в скобках.

Я живу в городе (селе, деревне) … . Мой дом находится на улице … .

Она … (широкая и красивая; маленькая и уютная). Если пройти её до конца, можно увидеть … (реку, озеро).

Запиши текст. Подчеркни заглавную букву в именах собственных.

III группе

Спиши текст, выбрав правильное написание имен собственных.

Я живу в городе … (емва, Емва). Мой дом находится на улице … (Мира, мира). Она …. (широкая и красивая; маленькая и уютная). Если пройти её до конца, можно увидеть реку … (вымь, Вымь).

Подчеркни заглавную букву в именах собственных.

                                                                                                             (Слайды 14, 15)

Приложение к уроку

Сообщение 1

р.Вымь в районе села Серёгово

Река Вымь

Река Вымь - основная река Княжпогостского района. В ней водятся сёмга, нельма, сиг, стерлядь, хариус, лещ, язь и другие породы рыб. Лов ценных пород рыб на Выми и её притоках запрещён.

Сообщение 2  

Синдорское озеро

На территории Княжпогостского района располагается Синдорское озеро. В озере обитают: окунь, плотва, ерш, щука, язь, карась, налим. На берегах озера были открыты стоянки первобытных людей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.