Дидактические игры для развития речи «Игры с мячом»

1
0
Материал опубликован 18 December 2022

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ИГРЫ С МЯЧОМ.

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры: взрослый, бросая мяч детям, задает вопрос; ребенок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч обратно.

- Что бывает круглым? (мяч, солнце, колесо, луна, вишня, яблоко…)

- Что бывает длинным? (дорога, река, нитка, лента, шнур, веревка…)

- Что бывает высоким? (гора, дерево, шкаф, скала, столб…)

- Что бывает колючим? (еж, роза, кактус, иголки, елка, проволока…)

2. Игра «Кто с кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект.

Цыпленок – яйцом, лошадь -жеребенком, шкаф – доской, корова – теленком, велосипед – железом, дуб – желудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоко - семечком, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, взрослый – ребенком и т.д.

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи – картофель, помидор, огурец, капуста, редис, свекла, морковь…

Мебель – стул, шкаф, стол, кровать, комод, диван, кресло…

Фрукты – яблоко, банан, апельсин, мандарин, груша, лимон…

Одежда – платье, шорты, футболка, носки, майка, юбка, колготки…

Обувь – сапоги, тапки, кроссовки, ботинки, сандалии…

Транспорт – поезд, автобус, троллейбус, автомобиль…

Игрушки – кукла, пирамидка, мяч, мишка, волчок, кубики…

Игра «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры: 1 вариант - взрослый поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подает голос.

Корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, свинья хрюкает, утка крякает и пр.

2 вариант – взрослый бросает мяч и спрашивает:

- Кто лает? Кто шипит? Кто хрюкает? Кто гогочет? Кто ржет?

5. Игра «Кто где живет?»

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

Ход игры: бросая мяч поочередно каждому ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

- Кто живет в дупле? Белка.

- Кто живет в скворечнике? Скворцы.

- Кто живет в гнезде? Птицы – ласточки, кукушки, сойки.

- Кто живет в норе? Лиса.

- Кто живет в берлоге? Медведь.

- Кто живет в логове? Волк.

6. Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, называет слово, а ребенок, возвращая мяч, называет это слово ласково.

Стол – столик, ключ – ключик, шар – шарик, мяч – мячик, рука – ручка, стул – стульчик, елка – елочка, книга – книжечка, карандаш – карандашик и пр.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.