Дидактические игры для развития речи детей второй младшей группы
Дидактические игры для развития речи детей второй младшей группы.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме речевого развития и воспитания детей, являющейся одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, является средством общения. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Поэтому нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Дошкольный возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, пробуждает интерес к окружающему миру. Задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, звучать в беседах с детьми, проходить через все режимные моменты.
Представляем вашему вниманию несколько пособий для развития речи, которые мы изготовили для детей.
Дидактическое пособие «Дерево»
Для изготовления пособия мы использовали разнообразные материалы.
Основа пособия – картинки, символизирующие последовательность времён года (весна, лето, осень, зима).
В комплекте имеются предметы и детали, отражающие характерные признаки времён года (поделки из фетра, мелкие игрушки, искусственные цветы, листья деревьев, муляжи фруктов и т.д).
Пособие привлекает детей яркостью, мобильностью, с ним можно играть как на столе, так и на коврике, простотой в использовании (картинки крепятся на липучки).
Играя, дети узнают названия времен года, птиц, ягод, цветов, насекомых, животных, это способствует расширению и обогащению словаря детей. Так же с помощью него малыши развивают мелкую моторику и активную речь, составляют предложения, словосочетания. Учатся играть совместно друг, с другом развивая диалогическую речь, формируя коммуникативные качества.
Примеры игр, которые мы используем:
1.На столе разложены все карточки, предметы, ребенок берет предмет или картинку, называет его и крепит к соответствующей стороне дерева.
2. Ребенок называет насекомых изображенных на картинках, произнося вслух, например, бабочка и что она делает, например: бабочка летает, бабочка села на дерево или жук ползает и прикрепляет их на пособие - бабочку вверху на дерево, а жука вниз на травку.
3. Задавать вопросы детям. У игрушки лягушонка зонтик, почему? (Ребенок отвечает: идет дождь). Куда поставим лягушонка? (Ребенок ставит). Снеговик сделан из чего? (Из снега). Где должен стоять снеговик? Когда ребенок ставит снеговика, можно спросить, почему он поставил сюда? и т.д.
4. Играем в игру «Путаница». На дереве все прикрепленные предметы перепутаны. Дети исправляют и объясняют, почему так, а не иначе.
Следующие пособия «Огород» и «Фруктовое дерево».
Первое пособие состоит из игрового поля макета «Огород» выполнено в виде грядок на тканевой основе с поролоновым наполнителем, которые плотно уложены в коробку, с длинными прорезями, в которые раскладываются различные овощи, сшитые из фетра.
«Фруктовое дерево» сделано из фанеры, раскрашено акриловой краской, с двух сторон на кроне дерева нарисованы контуры фруктов, на которые приклеены липучки. На него крепятся объемные фрукты, вязанные из шерстяных ниток.
Данные пособия знакомят детей с овощами и фруктами. Дети упражняются в назывании, подборе прилагательных, глаголов к существительным. Учатся различать овощи и фрукты по внешнему виду, описывать их по характерным признакам: правильно называть цвет и форму.
Развивают связную речь, составляют предложения, рассказы. Дети сравнивают предметы путем приложения и наложения, развивают мелкую моторику.
Предлагаем несколько вариантов игры:
1.Игра «Собираем урожай»
Ребенку предлагается помочь собрать урожай. Предлагается ребёнку рассмотреть овощи, назвать их (форма, цвет, величина, где растёт). По просьбе воспитателя ребенок постепенно собирает в корзину один вид овощей, называя овощи, их форму и цвет, затем собирает следующий вид овощей.
Так же с фруктовым деревом, нужно развесить фрукты на дереве с двух сторон, называя фрукт, его цвет, форму. Когда ребенок справится с заданием, попросить его собрать урожай. Такие упражнения отлично развивают мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Следующая игра «Найди и назови овощи и фрукты»
Перед детьми раскладываются различные фрукты и овощи. Ребёнок берёт фрукт или овощ, называет его, описывает (цвет, форма, размер, вкус) так дети подбирают прилагательные к существительным (яблоко – красное, круглое, маленькое, сладкое). Затем ребёнок крепит фрукт на дерево, а овощ на грядку, проговаривая, морковь растет на грядке, яблоко висит на дереве. Дети учатся употреблять в речи предлоги.
3. Дети очень любят играть в «Магазин», играя они, учатся составлять описательный рассказ.
Панно "Домашние и дикие животные"
Панно состоит из двух частей с изображением деревни и леса, на котором расположены металлические шайбы, так же в набор входят карточки на магнитиках:
домашние животные (корова, лошадь, коза, баран, ослик, собака, кошка, свинья, кролик)
птицы (петух, курица, индюк, гусь, утки)
дикие животные (ёжик, заяц, белка, лиса, волк, кабан, лось, медведь). Карточки магниты удобны в применении, дети могут располагать на панно в любое место, используя речь.
В работе с панно, мы пользуемся такими играми, как "Песенки животных"
Показываем детям карточки с изображением домашних и диких животных. Вместе с детьми рассматриваем животных, выделяя их внешние признаки.
Дети называют животное, имитируют их звукоподражание.
Эта игра способствует обогащению словаря детей, усвоению обобщающего понятия "домашние животные", «дикие животные», учит отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания.
Игра"Кто лишний?" Выкладываем на панно животных, например: среди домашних животных, добавляется любое дикое животное, и просим детей найти лишнее животное и вернуть его в свою среду обитания.
Малыши по возможности комментируют свои действия: "Волк живёт в лесу", "Корова живёт в деревне". Играя дети, закрепляют знания о диких и домашних животных, места их обитания, группируют их по классификации (домашние и дикие). Учатся составлять предложения.
Игра «Угадай животное». Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных перевернуты и, перемешаны, сложены в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное. Эта игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Представляем вам дидактическое пособие «Разноцветные кармашки»
Пособие представляет собой разноцветные карманы, пришитые на плотную тканую основу из разных видов ткани и цвета, и каждый карман расстегивается и застегивается с помощью пуговицы, кнопки, липучки, ленточек ит.д.
Дети расстегивают карманы и раскладывают предметы по кармашкам, в соответствии с их цветом. По возможности называют цвет.
Еще один вариант игры: Ребенок открывает карман, не заглядывая внутрь и не доставая то, что там лежит, на ощупь отгадывает, описывая этот предмет. С помощью этих игр дети развивают речь, мелкую моторику, тактильные ощущения и сенсорное восприятие.
Пособие – книжка «Дом», «Ферма»
Это дидактическое пособие создано для развития связной речи детей от 3 лет.
Пособие, в котором главный герой сам ребенок. Ребенок называет предметы, которые изображены на картинке, перечисляет, что видит. Потом называет, одним словом. Например, шкаф, стул, диван – мебель; комната, прихожая, кухня – дом и т.д. Учится употреблять в речи предлоги, согласовывать прилагательные с существительными, существительные с глаголами (я сел на диван, я подошел к холодильнику и т.д).
У меня в руках своя фотография, у ребенка своя, предлагаю пойти ко мне в гости. Произнося вслух, что я делаю: я открываю дверь, а ты? Ребенок отвечает или повторяет. Я приглашаю тебя пройти на кухню, пойдем? Я сажусь за стол, а ты? Помогаю ребенку отвечать предложением. Спрашиваю, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.). Поинтересоваться, для чего они нужны.
С пособием «Ферма» действовать аналогично. Показываю ребёнку картинки с животными, рассматриваем их внимательно. Рассказываю малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомлю ребёнка с голосами и звуками животных. Показываю ребёнку картинки и прошу назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.
Это пособие способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Спасибо за внимание!