Дидактические материалы к урокам алгебры в 8 классе (ТИСО)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………………….4
Квадратное уравнение. Виды квадратного уравнения………………………………………………5
Формулы корней квадратных уравнений…………………………………………………………...12
Теорема Виета………………………………………………………………………………………...20
Рациональные уравнения……………………………………………………………………………27
Уравнения, приводящиеся к квадратным уравнениям…………………………………………….33
Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители………………………39
Литература ……………………………………………………………………………………………47
Дидактические материалы к урокам алгебры в 8 классе составлены по технологии индивидуализированного способа обучения (ТИСО), и представляют содержание:
- учебных листов
- проверочных работ
- рейтинговых листов.
Работа по технологии ТИСО позволяет достичь высокого уровня мотивации учащихся, реализации самостоятельности и возможности для учащегося усвоить учебный материал в своем темпе и на своем уровне.
Содержание пособия соответствует требованиям Госстандарта образования и программы по математике для 8 класса. Учебные листы по своему целевому назначению отвечают идеям развивающего обучения.
В методико – дидактическом сборнике представлены уроки по 6-ти темам по курсу «Алгебра 8»: квадратное уравнение, виды квадратного уравнения; формулы корней квадратных уравнений; теорема Виета; рациональные уравнения; уравнения, приводящиеся к квадратным уравнениям; квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.
Материалы сборника помогут учителю организовать самостоятельную работу учащихся и осуществить целенаправленный контроль за состоянием знаний и умений учащихся по изучаемым темам.
УЧЕБНЫЙ ЛИСТ
тема
«КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ. ВИДЫ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ»
(3 занятия)
В результате изучения темы нужно
ЗНАТЬ: - определение квадратного уравнения - определение неполного квадратного уравнения - виды неполных квадратных уравнений - способы решения неполных квадратных уравнений. |
УМЕТЬ: - решать неполные квадратные уравнения |
ЛИТЕРАТУРА:
Алгебра 8 класс. А.Е.Абылкасымова, Алматы, «Мектеп» 2008 год.
Алгебра 8 класс. Сборник решения задач С.К.Тулеубаева, Алматы, «Мектеп» 2008год
Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять их – великое искусство.
Помни, что работать нужно по алгоритму.
Не забывай проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляй без ответа возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
Желаю успеха!
ЗАДАНИЕ №1
Каждое из уравнений
-x2 + 6x + 1,4 = 0 (1)
2x2 – 7x – 8 = 0 (2)
Имеет вид ax2 + bx + c = 0, где х – переменная, a,b,c – числа
В уравнении (1) а = -1; b = 6; с = 1,4.
В уравнении (2) а = 2; b = -7; с = -8.
Такие уравнения называются квадратными.
Определение. Квадратным уравнением называется уравнение вида
ax2 + bx + c = 0, где х – переменная, a,b,c – некоторые числа, причем а≠0.
а – старший коэффициент,
b – средний коэффициент,
с – свободный член.
Если старший коэффициент квадратного уравнения равен 1, то уравнение называется приведенным.
- Запиши в тетрадь формулу квадратного уравнения, укажи его коэффициенты
№1. Укажи в каждом квадратном уравнении его коэффициенты: (6б)
1) 5х2 – 9х + 4 = 0; 4) -х2 – 8х + 1 = 0;
2) x2 + 3х – 10 = 0; 5) 2х2 + 7х + 8 = 0;
3) -x2 – 7х + 1 = 0; 6) х2 – 3х + 2 = 0.
№2. Выпиши приведенные квадратные уравнения, объясни свой выбор. (2б)
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №1
ЗАДАНИЕ №2
ЗАПОМНИ! Если в квадратном уравнении коэффициенты b или с оба одновременно равны 0, то квадратное уравнение называется неполным.
№1. Составь по два уравнения на каждый вид неполных квадратных уравнений. (6б)
№2. Рассмотри и запиши образец решения неполного квадратного уравнения
вида ax2 + bx =0.
С = 0 |
|
ax2 + bx = 0. х(ах + b) = 0, х1 = 0 или ах + b = 0 ах = - b х2 = - b/a. |
4x2 - 2x = 0. х(4х - 2) = 0, х = 0 или 4х – 2 = 0 4х = 2 х= 2/4 =1/2 |
Ответ: х1 = 0, х2 = -b/a |
Ответ: х1 = 0, х2 = 1/2 |
1) 2x2-5x=0 2) 5x-7x2=0 3)-5x2+6x=0
4) 4m2-8m=0 5) 2x-5x2=0 6)3x2-4x=0
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №2
ЗАДАНИЕ №3
№1. Рассмотри и запиши образец решения неполного квадратного уравнения вида: ax2+c=0.
b=0 |
|
ax2+c=0 ax2=-c x2=c/a x1=+√c/a , x2=-√c/a при -c/a>0 |
4x2-9=0 4x2=9 x2=9/4 x1=√9/4= 3/2=1,5 x2=-√9/4=-3/2=-1,5 |
Ответ: x1= √c/a, x2= -√c/a. |
Ответ: x1=-1,5; x2=1,5. |
№2. Реши по образцу любые 4 примера: (8б)
1) 4x2 – 1 = 0 2) 9x2 - 6,25 = 0 3)5у2 – 5 = 0
4) -x2 + 3 = 0 5) 49x2 + 16 = 0 6)11 + z2 = 0
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №3
ЗАДАНИЕ №4
№1. Рассмотри и запиши образец решения неполного квадратного уравнения вида: ax2=0.
b=0, c=0 |
|
ax2=0 x2=0/a x2=0 x1=x2=0 |
2x2=0 x2=0/2 x2=0 x1=x2=0 |
Ответ: x1=x2=0 |
Ответ: x1=x2=0 |
№2. Реши по образцу любые 3 примера: (6б)
1) 5x2 = 0 2) (x+2)2 = -3x2 + 4x + 4
3) 6x2 + 8 = 8 4) 45x2 – 19 = -19
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ № 4
ЗАДАНИЕ №5
№1. Реши четные или нечетные уравнения. (10б)
6)
7)
8)
9)
10)
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №5
ЗАДАНИЕ №6
Молодец! Теперь ты можешь приступить к проверочной работе №1.
ЗАДАНИЕ №7
№1. Найди корни уравнения. Реши любые два уравнения. (4б)
№2. Реши выборочно четные или нечетные уравнения. (4б)
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №6
ЗАДАНИЕ №7
Молодец! Теперь ты можешь приступить к проверочной работе №2.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
№1.Реши из каждого столбика по 2 уравнения на выбор. (12б) |
||||
1)x2-2x=0 2)3x2+9=0 3)4x2=8x 4)12x2=0 |
1)x2-2=0 2)7x-2x2=0 3)16x2-64=0 4)7x2=0 |
1)5x2=0 2)36-4x2=0 3)-5x2=-10x 4)3x2-6x=0 |
||
№2. Реши из каждого столбика по 2 уравнения на выбор. (12б) |
||||
1)a2-3a=77 2)0,5a2=8/9 3)2a2-3a=8-3a 4)10-2a2=a2-a+10 |
1)1,44-a2=3a2 2)26+5a-0.5a2=2,5a+26 3)11a-0,5a2=2,5a2-25a 4)18-a2=14 |
1)9-a2=5 2)3a2=-2a 3)9a2+1=1 4)(2x-9)(x+1)=(x-3)(x+3) |
||
№3. В каком случае равенство будет верным? (6б) Ответь на вопрос, рассмотрев по одному примеру из каждого столбика. |
||||
1) (2x-3)2+4=0 2)(x2-2x)/4=(3x2+2x)/3 3)(4y-3)2+(y+2)2=13 4)(7m+6)(6-7m)=3m(m+1) |
1)3-(4x+1)(3-x)=x2 2)(2x-1)2=1-4x 3)1/3x2+1/9x=0 4)(x2+3x)/2=(3x2-x)/4 |
1)9(2x+3)-25=0 2)x2-(2x+3)(1-x)=3 3)(x2+7x)/2= (5x2-1)/3 4)(2x+3)2+(x-3)=18 |
||
Итого: 30 баллов «5» - 30б. «4» - 24б. «3» - 18б. |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
№1. Реши уравнения, из уровня А или В. (6б)
А В
1) 1)
2) 2)
3) 3)
№2. Реши уравнения, из уровня А или В. (6б)
А В
1) 1)
2) 2)
3) 3)
Итого: 12 баллов
«5» - 12б.
«4» - 10б.
«3» - 8б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме: «Квадратное уравнение. Виды квадратного уравнения»
Ф.И. ______________________________________, класс_________
№ |
max баллов |
Полученный балл |
Кто проверил |
Кого проверил |
Оценка |
1 |
6 |
||||
2 |
|||||
2 |
6 |
||||
8 |
|||||
3 |
8 |
||||
4 |
6 |
||||
5 |
10 |
||||
6 |
30 |
||||
7 |
8 |
||||
8 |
12 |
||||
Итого |
96 |
Итого: 96 баллов
«5» - 90-96 б.
«4» - 82-89 б.
«3» - 77-81 б.
УЧЕБНЫЙ ЛИСТ
тема
«ФОРМУЛЫ КОРНЕЙ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ»
(3 занятия)
В результате изучения темы нужно
ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
- формулу корней приведенного - вычислять дискриминант;
квадратного уравнения; - определять имеет или не
- формулу квадратного имеет корни квадратное уравнение;
уравнения общего вида; - решать квадратные уравнения с
- понятие дискриминанта; использованием
- алгоритм решения квадратного формулы их корней.
уравнения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алгебра учебник 8 класса общеобразовательной школы А. Абылкасымова,
И. Бекбоев, А. Абдиев, З. Жумагулова, г Алматы: «Мектеп», 2008г.
2. Алгебра 8 класс. Сборник задач. Алматы «Мектеп», 2008г.
Помни, что работать нужно по алгоритму!
Не забывай проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляй без ответа, возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
ЗАДАНИЕ №1
Прочитай текст:
Рассмотрим решение приведенного квадратного уравнения:
x2+px+q=0 (1) запиши в тетрадь формулу (1)
Для этого прибавим и вычтем в левой части уравнения (1) одно и тоже число.
()2 =.
Получим: x2+px+q+ -=0.
Число p представим в виде: p = 2. . Поэтому предыдущее равенство можно записать так: x2+2. . x+()2 - +q=0
Заметим, что первые три слагаемые левой части последнего равенства есть квадрат суммы двух выражений, поэтому это равенство можно записать так:
(x + )2 - + q=0, или (x+)2 – - q)=0,
Откуда: (x+)2 = - q. (2)
Из уравнения (2) находим:
x+ = + или: x = -+ (3)
Получили два корня:
х1= - - и х2 = -+
Следует заметить, что при выводе формулы корней приведенного квадратного уравнения использовали преобразование выделение полного квадрата.
Формула (3) является общей формулой корней приведенного квадратного уравнения. Запиши ее в тетрадь.
Ее можно выразить так: корни приведенного квадратного уравнения равны половине второго коэффициента, взятого с противоположным знаком, плюс и минус квадратный корень из квадрата этой половины без свободного члена.
Выучи определение. (2б)
Запомнив формулу (3), мы можем найти корни приведенного квадратного уравнения, не производя преобразований, а просто подставив в формулу (3) данные значения . Однако следует заметить, что формулу (3) удобно использовать, когда второй коэффициент в приведенном квадратном уравнении – четное целое число.
Переходим к решению квадратного уравнения общего вида ax2+bx+c=0, где а 0. (4)
Для нахождений корней уравнения (4) разделим все его члены на а, получим приведенное квадратное уравнение x2+x+=0.
Здесь p = и q =.
Согласно формуле корней приведенного квадратного уравнения имеем:
x1;2= - + - = - + = - + = .
Таким образом получили формулу корней уравнения (4):
x1;2= . (5)
Выражениеb2 - 4ac называется дискриминантом уравнения (4) и обозначается буквой D. т.е D =b2 - 4ac.
Запиши формулу в тетрадь.
Формула (5) читается так: корни квадратного уравнения равны дроби, знаменателем который является удвоенный первый коэффициент , а числителем – второй коэффициент, взятый с противоположным знаком, плюс и минус квадратный корень из дискриминанта уравнения.
Выучи определение. (2б)
Число корней квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта. Здесь имеют три случая.
При D>0 уравнение (4) имеет два различных корня. В этом случае корни находим по формуле x1;2=.
При D=0 уравнение (4) имеет два равных корня. В этом случае говорят, что уравнение имеет один корень, который вычисляется по формуле x=- ;
При D<0 уравнение (4) не имеет корней.
Ответь устно на вопросы:
- Какое уравнение называют приведенным квадратным уравнением? (1б)
- Какое выражение называют дискриминантом квадратного уравнения? (1б)
- Можно ли определить по дискриминанту, сколько корней имеет квадратное уравнение? (1б)
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №1
ЗАДАНИЕ №2
- Рассмотри решение квадратных уравнении по формуле.
Пример 1. Найдем корни уравнения 2x2+3x+1=0
При решении квадратного уравнения по формуле выполняется алгоритм, который заключается в следующем.
Определить коэффициенты: =2, 3, с = 1.
Вычислить дискриминант: D =b2-4ac= 32 – 4.2.1 = 1>0
Записать формулу корней с числовыми значениями:
x1,2= = .
Вычислить корни в порядке возрастания:
x1,2= = = = -1; x2= = -.
Уравнение имеет два корня: -1 и -.
Ответ: x1=-1, x2=
Пример 2. Решим уравнение x2 -12x+36 = 0
D =b2-4ac= (-12)2 – 4.1.36 = 0, x1,2== = =6.
Уравнение имеет корень, равный 6.
Ответ: 6
Пример 3. Решим уравнение 2x2 -4x+5=0
D =(-4)2-4.2.5 = 19-40 = -24. Т.к. дискриминант отрицательное число, уравнение не имеет корней.
Ответ: Корней не имеет.
№1. Расскажи алгоритм решения квадратного уравнения. (2б)
№2. Реши уравнение А или В. (6б)
А B
х2-5x+6=0 1) x2-7x+10=0
y2 +8y+16=0 2) y2-10y+25=0
–a2-3a+1=0 3) –a2+a+3=0
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №2
ЗАДАНИЕ №3
Рассмотрим квадратное уравнение ax2 + 2kx + c = 0.
Если в квадратном уравнении коэффициент при x четное число, то удобно записывать формулу корней уравнения иначе.
Пусть дано уравнение ax2+2kx+c = 0, тогда D =(2k)2-4ac = 4(k2-4ac = 4(k2-4ac)
х1;2 = = = . (6)
Следовательно, в таких случаях нужно вычислять не значение дискриминанта, а значение выражения k2 – ac, его значение равно .
Так, при решении уравнения ax2+2kx+c = 0 обозначим его дискриминант
= k2 – ac, при его корень вычисляют следующим образом: x1;2= .
Рассмотри решение примеров 1,2 запиши их в тетрадь.
Пример 1.
Найдем корни уравнения 5x2 - 8x – 4 = 0.
Решение: Здесь b= -8, т.е b=2(-4)
Используя формулу (6) имеем,
х1,2===;
Откуда: x1= - ; x2=2
Ответ: - ; 2
Рассмотри пример на определение количества корней квадратного уравнения.
Пример 2. Определим при каких значениях а уравнение 3x2-2x-a=0 не имеет корней.
Решение: Известно что квадратное уравнение не имеет корней, если D<0.
Найдем дискриминант: D =b2-4ac=22+4*3a=4+12a
По условию 4+12a<0
Решая линейное неравенство, получаем a< -.
Следовательно, данное уравнение не имеет корней при a< -.
Ответ: a€(-∞; -
№1. Выборочно реши 2 уравнения. (4б)
8x2-14x+5=0
4x2+4x+1=0
х2-8x-84=0
x2-22x-23=0
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №3
ЗАДАНИЕ №4
№1. Вычислите дискриминант квадратного уравнения и укажите число корней.
Реши любые 3 уравнения. (6б)
–x2+6x-11=0 4) -5 x2+2x-2,5=0
x2-14x+49=0 5) x2+9x-3=0
3x2-x-2=0 6) x2-5x-8=0
№2. Выборочно реши два уравнения. (4б)
x2+3x+2=0 3) –x2-2x+24=0
x2-7x+12=0 4) - x2-5x+6=0
№3. Замени в уравнении x2-4x-5=0 свободный член другим числом, при котором уравнение не будет иметь корней. (2б)
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №4
ЗАДАНИЕ №5.
Молодец! Можно приступать к проверочной работе №1.
ЗАДАНИЕ №6
№1. Реши любые два уравнения. (4б)
2x(5x-7)=2x2-5 3) (x-5)2=3x2-x+14
(x+4)2=4x2+5 4) 9x(4x-1)=3x-1
№2. Выборочно реши 2 уравнения. (4б)
1,3x+0,2=0,7x2 3) 0,09- 4x2 =1,6x
9x2+2x -=0 4) 0,1x2-14= - 0,4x
№3. Выборочно реши четные или нечетные. (4б)
(3x-1)(x+2)=20 3) (x-3)2+(x+4)2-(x-5)2=17x+24
(x-4)(4x-3)+3=0 4) (x+5)2+(x-2)2+(x-7)(x+7)=11x+80
№4. Реши 2 уравнения. (4б)
-1 = – 3) - =
- = -0,2x 4) – = 0,2x
№5. Реши одно уравнение. (2б)
1) – =
2) - = .
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №5
Тема изучена в полном объеме. Просмотри еще раз свои рабочие записи, обрати внимание на пометки на полях.
ЗАДАНИЕ №7
Проверь свои знания, выполнив проверочную работу №2.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
№1. Реши выборочно 4 уравнения. (8б)
А B
2x2+3x+1=0 1) x2+7x-44=0
2x2+x+2=0 2) 9y2+6y+1=0
–y2+3y+5=0 3) -2t2+8t+2=0
x2 +5x-6=0 4) a+3a2=-11
3x2-7x+4=0 5) x2-10x -39 = 0
5x2-8x+8=0 6) 4y2 – 4y+1=0
14x2-5x-1=0 7) -3t2-12t+6 = 0
P2+p-90=0 8) 4a2+5 = a
№2. Выборочно решите два уравнения, используя формулу (6). (4б)
A B
3x2-14x+16=0 1) 4x-36x+77=0
5x2 -16x+3=0 2) 15y2-22y-37=0
x2+2x – 80=0 3) 7a2 -20a+14=0
Итого: 12 баллов
«5» - 12б.
«4» - 10б.
«3» - 8б.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
№1. Реши выборочно 6 уравнений из уровня А или В. (12б)
А В
1) x2 +x-72=0 1) x2-5x-84=0
2)2y2-2y+0,5=0 2) 8y2+4y+0,5=0
3)-15=3t(2-t) 3) 10t=5(t2 -4)
4)a = a2+4 4) a=a2+1
5)(2x-3)(5x+1) = 2x + 5) (3x-1)(x+3)= x(1+6x)
6)(x+4)2=3x+10 6) (2x-3)2= 11x-19
7)3(x+4)2= 10x+32 7) (x+1) 2= (2x-1)2
8)- 11x=11 8) = x(10x-9)
9) = 9) x2 - x = +
10) x2+x-10=0 10) -x-3=0
№2. Реши одно уравнение. (2б)
Определите значение y, при которых верно равенство;
1) - = 12
2) - = 20
Итого: 14 баллов
«5» - 14б.
«4» - 12б.
«3» - 10б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме: «Формулы корней квадратного уравнения»
Ф.И. ______________________________________, класс_________
№ |
max баллов |
Полученный балл |
Кто проверил |
Кого проверил |
Оценка |
1 |
2 |
||||
2 |
|||||
3 |
|||||
2 |
2 |
||||
6 |
|||||
3 |
4 |
||||
4 |
6 |
||||
4 |
|||||
2 |
|||||
5 |
4 |
||||
4 |
|||||
4 |
|||||
4 |
|||||
2 |
|||||
6 |
18 |
||||
7 |
14 |
||||
Итого |
75 |
Итого: 75 баллов
«5» - 70 - 75б.
«4» - 65 - 69б.
«3» - 59 - 64б.
УЧЕБНЫЙ ЛИСТ
тема
«ТЕОРЕМА ВИЕТА»
(3 занятия)
В результате изучения темы нужно
ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
- свойства корней квадратного уравнения; - решать квадратные уравнения,
- теорему Виета; используя теорему Виета;
- теорему, обратную теореме Виета. - определять знаки корней квадратного
уравнения;
- составлять квадратное уравнение
по его корням.
Формулы:
х2 + рх + q = 0;
х1 + х2 = -р
х1· х2 = q
ЛИТЕРАТУРА:
Алгебра: учебник 8 класса общеобразовательной школы, А. Абылкасымова, И. Бекбоев,
А. Абдиев, З. Жумагулова, г. Алматы: «Мектеп», 2008 г.
2. Алгебра 8 класс. Сборник задач. Алматы, «Мектеп», 2008 г.
Помните, что работать нужно по алгоритму!
Не забывайте проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляйте без ответа, возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
ЗАДАНИЕ № 1
Повтори правила и формулу корней квадратного уравнения общего вида
ах2 + bх + с=0, где а ≠ 0.
Запиши формулу в тетрадь, найди сумму и произведение корней х1 и х2. (2б)
Как известно:
х1 = и х2 =
Найдем сумму и произведение х1 и х2:
х1 + х2 = + = = -
х1∙ х2 = = = =
х1 + х2 = и х1 х2 =
Запиши пример: 5х2 – 48х - 20 = 0
х1 + х2= и х1 х2 =- = -4
Тебе известно, что разделив обе части на первый коэффициент – а, уравнения
ах2 + bх + с=0 (а ≠ 0), можно получить приведенное квадратное уравнение:
х2 + х + =0 (1)
Вы также знаете, что приведенное квадратное уравнение принято записывать в виде
х2 + pх + q=0 (2)
Сопоставив (1) и (2) можно заключить, что
р = , q =
Выше было определено, что х1 + х2= и х1 х2 = - ;
Можно утверждать, что х1 + х2 = - р и х1 х2 = - q.
Запиши и выучи теорему Виета. (2б)
Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену:
х1 + х2= -р и х1 х2 =- q.
Прочти доказательство:
Пусть дано приведенное квадратное уравнение: х2 + pх + q = 0.
Ты знаешь, что корни данного уравнения равны:
х1 =- + х2=- - .
Отсюда:
х1 + х2 =(- + ) + (- - = - + - - = -p/
Итак, х1 + х2 =- p
2)х1 х2 =(- + ) (- - =)2 – 2 = – ( - q)2 =
= – + q = q
Итак, х1 х2 = q
Теорема доказана.
Обратите внимание: теорема Виета доказана для случая, когда приведенное квадратное уравнение имеет два различных корня (т.е. для D>0).
5) Рассмотрите случаи: если D=0 и D<0. (2б)
6) Рассмотрите и запишите примеры 1 и 2 в тетрадь.
Пример 1. Найти корни квадратного уравнения х2 – 8х + 15 = 0.
Решение: Нам известно, что по теореме Виета второй коэффициент (р = -8) приведенного квадратного уравнения равен сумме корней взятой с противоположным знаком (х1 + х2 = 8), а свободный член (q = 15) равен их произведению (х1 х2= 15). Используя теорему Виета, методом подбора определяем, что корнями данного уравнения являются числа 3 и 5, так как 3 ∙ 5 = 15 и 3+5 =8.
Ответ: 3; 5.
Пример 2. Составим приведенное квадратное уравнение, если 11 и - 2 являются его корнями.
Решение: Найдем сумму и произведение корней х1 = 11 и х2 = - 2.
Тогда х1 + х2 =9 и х1 ∙ х2 = - 22. Теперь можно составить приведенное квадратное уравнение, учитывая, что второй коэффициент равен сумме корней с противоположным знаком, а свободный член есть их произведение т.е. р = -9 и q= -22. Тогда имеем приведенное квадратное уравнение х2 – 9х - 22 = 0.
7) Выучи обратную теорему Виета.
Если сумма двух чисел равна –р, а их произведение равно q, то эти числа являются корнями квадратного уравнения: х2 + pх + q=0.
8) Выполни четные или нечетные примеры из № 1 и №2.
№1. Найди сумму и произведение корней уравнения. (6б)
1) х2-6х+8=0 2) х2-5х+6=0 3) х2+2х-3=0
4) х2-7х+2=0 5) х2-6х+5=0 6) х2-х-30=0
№2. Составь квадратное уравнение по его корням. (12б)
2 и 3; 2) 6 и 2; 3) 5 и 3; 4) 1 и 2;
5) и ; 6) 0,4 и 0,2; 7) 2 и 1; 8) и ;
9) 1 и 1; 10) 5 и 0; 11) 0 и 1; 12) 5 и 5.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №1
ЗАДАНИЕ №2
№1. Не пользуясь формулами корней квадратных уравнений, найди корни следующих квадратных уравнений. Выборочно реши 5 примеров. (10б)
х2-10х+25=0; 6) 4х2-12х+9 =0;
х 2+6х+9=0; 7) 9х2-24х+16=0;
х2-6х+5=0; 8) 3у2-23у+21=0;
2х2 – 9х -5 = 0; 9) 7у2-11у-6=0;
3х2+х -4 = 0 ; 10) 3х2 – 3х +6 =0.
№2. Найди сумму и произведение корней каждого из данных уравнений. Выборочно реши 2 примера. (4б)
1) 3х2+4х-6=0; 2) -х2-7х+8=0;
3) 2х2-5х+1=0; 4) 5х2+х-4=0.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №2
ЗАДАНИЕ №3
№1. Составь квадратное уравнение по его корням. Выборочно реши 4 примера. (8б)
-1; 3; 2) -0,2; -0,3; 3) 0,3; -0,1; 4) -1;1;
5) -4; 0; 6) 0; -5; 7) -0,3; 0; 8) 1,5; -2.
№2. Один из корней квадратного уравнения равен 2. Найди второй корень уравнения. Выборочно реши 2 примера. (4б)
1) х2+17х-38=0; 2) 7х2-11х-6=0;
3) -7х2 +11 х + 6=0; 4) 8х2 -15х -2 =0.
№3. Один из корней данного квадратного уравнения равен -3. Найди коэффициент k и второй корень уравнения. Выборочно реши 2 примера. (4б)
1) х2+5х+k=0; 3) 5х2-7х+k=0;
2) x2+ kx -16=0; 4) 3x2-kx+10=0.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №3
ЗАДАНИЕ №4
Молодец! Можно приступать к проверочной работе №1.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
ЗАДАНИЕ №5
№1. Не решая следующие уравнения, определи знаки корней. Выборочно реши 5 примеров. (10б)
1) х2-6х+5=0; 2) х2+4х-5=0; 3) х2+20х+19=0;
4) 2х2+5х+2=0; 5) 3х2+8х=4; 6) 4х2+5=10х;
7) 8х2-1=2х; 8) 2х2+3х=2; 9) 4х2+9х=-2.
№2 Составь квадратные уравнения по его корням. Выборочно реши 3 примера. (6б)
х1= √3 и х2 = √ 5 4) х1= -7 и х2 = -4√3;
х1 = 2√3 и х2 = 3√3 5) х1 = -2 и х2 = √ 5
х1 = √3+ 2 и х2 = √3 -2 6) х1 = 1 -5 √ 2 и х2 = 1+5√2
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ № 4
Тема изучена в полном объеме. Прсмотри еще раз свои рабочие записи, обрати вниммание на пометки на полях.
ЗАДАНИЕ №6
Проверь свои знания, выполнив проверочную работу №2.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1
№1. Найди сумму и произведение корней уравнения. (4б)
А В
1) х2 -2х – 15 = 0; 1) х2 + 4х – 12 = 0;
2) х2 – 5/6х+1/6=0. 2) х2 + 1/4х -1/8=0.
№2. Составь квадратное уравнение, корнями которого являются х1 и х2 . (4б)
А В
1) х1 = -7 и х2 = 2,5; 1) х1 = 2,5 и х2= -6;
2) х1 = 6 и х2 = - 1,3. 2) х1= -1,2 и х2= -0,5.
№3. Найди корни квадратного уравнения. (4б)
А В
1) х2 - 3х - 88 = 0; 1) х2 + 16х +63 = 0;
2) х2 + 11х – 26 = 0. 2) х2 – 17х – 84 = 0.
№4. Один из корней квадратного уравнения равен 3. Найди второй корень уравнения. (2б)
А В
х2 +21х+54=0. 9х2 – 20х -21 = 0.
Итого: 14 баллов
«5» - 14б.
«4» - 12б.
«3» - 10б.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2
№1. Определи знаки корней уравнений (если корни существуют), не решая уравнения. (6б)
А В
х2 +11х + 20=0; 1) у2 + 15у -13 = 0;
2у2 + 19у - 27=0; 2) 3х2 +21х +17=0;
5х2 +17х - 93=0. 3) 3у2 - 23у + 21=0.
№2. Один из корней данного квадратного уравнения равен - 3. Найди коэффициент k и второй корень уравнения. (4б)
А В
1) х2 + 5х + k = 0; 1) х2 + kх – 16 = 0;
2) 3х2 – kх +10 = 0. 2) 5х2 – 7х + k = 0.
№3. Найди подбором корни уравнений. (6б)
А В
1) х2 – 5х +6=0; 1) х2 – 8х – 9 = 0;
2) у2 – 8х + 15 = 0; 2) у2 - 3у – 10 = 0;
3) у2 – 13х + 42=0. 3) у2 – 11у -80 = 0.
№4.Запишите квадратное уравнение, корни которого равны. (2б)
А В
1) 2 и 5; 1)3 и 4;
2) -1 и 3; 2) -2 и 5;
Итого: 18 баллов
«5» - 18 б.
«4» - 16б.
«3» - 14б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме: «Теорема Виета»
Ф.И. _____________________________________________________, класс _____________
№ |
max баллов |
Полученный балл |
Кто проверил |
Кого проверил |
Оценка |
1 |
2 |
||||
2 |
|||||
2 |
|||||
6 |
|||||
12 |
|||||
2 |
10 |
||||
4 |
|||||
3 |
8 |
||||
4 |
|||||
4 |
|||||
4 |
14 |
||||
5 |
10 |
||||
6 |
|||||
6 |
18 |
||||
Итого |
102 |
Итого: 102 балла
«5» - 94 – 102б.
«4» - 84 - 93б.
«3» - 78 – 83б.
УЧЕБНЫЙ ЛИСТ
тема
«РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ»
(3 занятия)
В результате изучения темы нужно
ЗНАТЬ: |
УМЕТЬ: |
|
- какие уравнения называют дробно-рациональными; |
- решать несложные ДРУ |
|
- корни уравнения; |
- выводить формулу корней. |
|
- алгоритм решения дробно-рационального уравнения (ДРУ) |
- решать ДРУ, используя формулу корней квадратного уравнения |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алгебра учебник 8 класса общеобразовательной школы А. Абылкасымова,
И. Бекбоев, А. Абдиев, З. Жумагулова, г Алматы: «Мектеп», 2008г.
2. Алгебра 8 класс. Сборник задач. Алматы «Мектеп», 2008г.
Помни, что работать нужно по алгоритму!
Не забывай проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляй без ответа, возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять их – великое искусство.
1) Рассмотри виды дробно-рациональных уравнений.
Например:
2) Рассмотри в примерах решение дробно-рационального уравнения.
Выполни проверку, подставив корни в исходное уравнение. (2б)
Решив квадратное уравнение, находим его корни, в результате получаем х1 = -3,5 и х2 = 5.
№1. Запиши в тетрадь и выучи алгоритм решения дробно-рациональных уравнений. (2б)
1) найдем общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
2) умножаем каждый член уравнения на соответствующий дополнительный множитель;
3) приравнивая числители, получим целое рациональное уравнение;
4) решаем полученное уравнение;
5) исключаем из числа его корней посторонние корни.
№2. Составь и запиши три дробно-рациональных уравнения. (6б)
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №1
ЗАДАНИЕ №2
№1. Выборочно реши три дробно-рациональных уравнения. (6б)
№2. Реши один пример на выбор. (2б)
При каком значении х значение дроби:
1) равно 7;-9;0;10; 2) равно 0; 2; ; ?
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №2
Молодец! Можно приступать к проверочной работе №1.
ЗАДАНИЕ №4
1)Рассмотри пример.
Найти корни уравнения .
Решение: Так как в обеих частях уравнения находятся рациональные дроби с одинаковыми знаменателями, то должны быть равны их числители, т.е.:
После преобразования последнего уравнения имеем: или Полученное квадратное уравнение имеет корни
Проверка показывает, что исходному уравнению удовлетворяет только первый корень – а второй корень ему не удовлетворяет, так как при х=7 знаменатели обеих частей исходного уравнения обращаются в нуль, т.е. х=7 является посторонним корнем.
№1. Ответь на вопрос: какие корни называют посторонними корнями? (2б)
№2. Реши на выбор 2 примера. (4б)
1); 2) ;
3) ; 4) .
№3. Реши на выбор один пример. (2б)
Найди значения переменной у, при которых:
сумма числа 1 и дроби равна ;
разность числа 5 и равна ;
разность дробей и равна ;
сумма дробей и равна .
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №3
Тема изучена в полном объеме. Просмотри еще раз свои рабочие записи, обрати внимание на пометки на полях.
ЗАДАНИЕ №5
Проверь свои знания, выполнив проверочную работу №2.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
№1. Выпиши из предложенных уравнений дробно-рациональные. (3б)
№2. Выборочно реши три примера. (6б)
Итого: 9 баллов
«5» - 9б.
«4» - 8б.
«3» - 7б.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
№1. Реши на выбор 3 уравнения. (6б)
№2. Реши на выбор одно задание. (2б)
А В
1) Существуют ли такие значения переменных, при которых разность дробей и равна 1? Итого: 8 баллов |
2) При каких значениях сумма дробей и равна 2,5 ? |
«5» - 8б.
«4» - 7б.
«3» - 6б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме: «Рациональные уравнения»
Ф.И. ______________________________________, класс_________
№ |
max баллов |
Полученный балл |
Кто проверил |
Кого проверил |
Оценка |
1 |
2 |
||||
6 |
|||||
2 |
6 |
||||
2 |
|||||
3 |
9 |
||||
4 |
2 |
||||
4 |
|||||
2 |
|||||
5 |
8 |
||||
Итого |
41 |
Итого: 41 баллов
«5» - 37 - 41б.
«4» - 33 - 36б.
«3» - 28 - 32б.
тема
«УРАВНЕНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕСЯ К КВАДРАТНЫМ УРАВНЕНИЯМ»(3 занятия)
В результате изучения темы нужно
ЗНАТЬ: |
УМЕТЬ: |
|
- определение биквадратного уравнения; |
- решать биквадратные уравнения методом введения новой переменной; |
|
- виды уравнений, приводящиеся к квадратным уравнениям; |
- с помощью проверки определять корни данного уравнения. |
|
- метод введения новой переменной |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алгебра учебник 8 класса общеобразовательной школы А. Абылкасымова,
И. Бекбоев, А. Абдиев, З. Жумагулова, г Алматы: «Мектеп», 2008г.
2. Алгебра 8 класс. Сборник задач. Алматы «Мектеп», 2008г.
Помни, что работать нужно по алгоритму!
Не забывай проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляй без ответа, возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять их – великое искусство.
ЗАДАНИЕ № 11) Прочитай и выучи определение. Выпишите его в тетрадь. (2б)
Определение:
Уравнение вида , где а0, называется биквадратным уравнением.
2) Рассмотри и выпиши пример решения биквадратного уравнения.
Пример 1. Решить уравнение .
Решение: Если обозначим в данном уравнении через z, то получим следующее квадратное уравнение: .
Решив полученное квадратное уравнение, имеем:
Для нахождения значения х в равенство вместо z подставим его значения. Тогда получим уравнения . Уравнение вида не имеет корней, а уравнение имеет два корня:
Подставляя эти значения в исходное уравнение, убеждаемся, что они удовлетворяют ему.
Ответ: -1;1.
Этот метод называется – МЕТОД ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
№1. По образцу выборочно реши 4 примера. (8б)
№2. Запиши в тетрадь и выучи алгоритм решения уравнений, приводящиеся к квадратным уравнениям методом введения новой переменной. (2б)
1) введем в уравнение новую переменную путем обозначения какого-то выражения из этого уравнения;
2) вместо этого выражения подставляем новую переменную и получим квадратное уравнение относительно новой переменной;
3) решаем полученное квадратное уравнение;
4) способом подстановки находим значение исходной переменной;
5) с помощью проверки определяем корни данного уравнения.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №1
ЗАДАНИЕ №2
1) Разбери образец решения уравнения, приводящегося к квадратному уравнению.
Решим уравнение .
Решение:
1) Введем новую переменную .
2)Подставим новую переменную в исходное уравнение, получим .
3)Решаем полученное уравнение:
4)Находим значение исходной переменной:
Ответ: -1+ ; -1- .
№1. Ответь на вопросы:
-
В чем заключается смысл метода введения новой переменной? (1б)
Почему требуется обязательная проверка корня уравнения, приводящегося к решению квадратных уравнений? (1б)
№2. На выбор реши два примера. (4б)
Используя метод введения новой переменной, решите уравнение:
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №2
ЗАДАНИЕ №3
Молодец! Можно приступать к проверочной работе №1.
ЗАДАНИЕ №4
№1. Реши на выбор по одному уравнению из каждой колонки. (4б)
№2. Реши на выбор 3 примера. (6б)
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №3
Тема изучена в полном объеме. Просмотри еще раз свои рабочие записи, обрати внимание на пометки на полях.
ЗАДАНИЕ №5
Проверь свои знания, выполнив проверочную работу №2.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
№1. Реши на выбор 5 уравнений. (10б)
А В
№2. Выборочно реши два примера. (4б)
А
В
Итого: 14 баллов
«5» - 14б.
«4» - 10б.
«3» - 8б.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
№1. Реши на выбор 2 уравнения. (4б)
№2. Реши на выбор одно уравнение. (2б)
Итого: 6 баллов
«5» - 6б.
«4» - 4б.
«3» - 2б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме: «Уравнения, приводящиеся к квадратным уравнениям»
Ф.И. _____________________________________________, класс __________
№ |
max. баллов |
Полученный балл |
Кто проверил |
Кого проверил |
Оценка |
1 |
2 |
||||
8 |
|||||
2 |
|||||
2 |
1 |
||||
1 |
|||||
4 |
|||||
3 |
14 |
||||
4 |
4 |
||||
6 |
|||||
5 |
6 |
||||
Итого |
48 |
Итого: 48 баллов
«5» - 44 – 48б.
«4» - 39 – 43б.
«3» - 35 – 38б.
УЧЕБНЫЙ ЛИСТ
тема
«КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН.
РАЗЛОЖЕНИЕ КВАДРАТНОГО ТРЕХЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ»
(3 занятия)
В результате изучения темы нужно
ЗНАТЬ: |
УМЕТЬ: |
- определение квадратного трехчлена; - находить корни квадратного трехчлена;
- алгоритм нахождения корня - разложить квадратный трехчлен на множители;
квадратного трехчлена; - применять разложение квадратного трехчлена
- формулу разложения квадратного при преобразованиях алгебраических дробей;
трехчлена на множители. - находить наибольшее и наименьшее значения
квадратного трехчлена.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алгебра учебник 8 класса общеобразовательной школы А. Абылкасымова,
И. Бекбоев, А. Абдиев, З. Жумагулова, г Алматы: «Мектеп», 2008г.
2. Алгебра 8 класс. Сборник задач. Алматы «Мектеп», 2008г.
Помни, что работать нужно по алгоритму!
Не забывай проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляй без ответа, возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять их – великое искусство.
ЗАДАНИЕ № 1
Прочитай текст:
Определение:
Квадратным трехчленом называется многочлен вида а2 +b + с, где – переменная, а, b, с – коэффициенты, причем а ≠0.
Как и в случае с квадратным уравнением, а – первый коэффициент, b – второй коэффициент, с – свободный член квадратного трехчлена.
Квадратный трехчлен называется приведенным, если его первый коэффициент равен 1, т.е. а = 1.
Корнями квадратного трехчлена называются значения переменной , при которых значение квадратного трехчлена равно нулю. Другими словами, корнями трехчлена а2 +b + с называются корни уравнения а2 +b + с = 0.
Рассмотрим разложение квадратного трехчлена на множители. Квадратное уравнение общего вида
а2 +b + с = 0, где а ≠0, (1)
преобразуем в приведенное квадратное уравнение. Для этого обе части уравнения (1) разделим на первый коэффициент:
2 + + = 0. (2)
Пусть корнями приведенного квадратного уравнения будут 1 и 2, тогда, согласно теореме Виета, имеем:
1 + 2 = - ,
12 = ,
откуда: b = - а (1 + 2) и с = а (1 2).
Подставив значения b и с в квадратное уравнение (1) и используя способ группировки, получим:
а2 +b + с = а2 - а (1 + 2) + а (1 2) = а(2 - (1 + 2) + 1 2) =
а(2 - 1 - 2 + 1 2) = а( ( – 1) – 2( – 1)) = а ( – 1) ( – 2).
В результате получили формулу разложения квадратного трехчлена на множители через его корни, а именно:
а2 +b + с = а ( – 1) ( – 2), (3)
где 1 и 2 – корни квадратного трехчлена.
Таким образом, доказали, что, если 1 и 2 – корни квадратного трехчлена
а2 +b + с, то, а2 +b + с = а ( – 1) ( – 2).
Итак, если квадратный трехчлен имеет корни, то он раскладывается на множители.
Верно и обратное утверждение, что, если квадратный трехчлен раскладывается на множители, то он имеет корни.
Если квадратный трехчлен не имеет корней, то его нельзя разложить на множители.
№1. Выпиши в тетрадь:
- определение квадратного трехчлена;
- определение приведенного квадратного трехчлена;
- определение корней квадратного трехчлена;
- формулу разложения квадратного трехчлена на множители через его корни.
Выучи наизусть определения, записанные в тетради. (4б)
№2. Найди корни квадратных трехчленов – реши на выбор любые четыре примера. (8б)
1) х2- 8х + 7; 5) х2+ 15х + 56;
2) х2 - 11х +30; 6) х2+ х - 6;
3) х2- 8х + 15; 7) х2+7х + 12;
4) х2+ х – 42; 8) х2+2х - 8.
ПРОЙДИТЕ ПРОВЕРКУ № 1
ЗАДАНИЕ № 2
Рассмотри и запиши решение заданий из следующих примеров:
Разложим на множители квадратные трехчлены:
1) х2+4х-21;
2) 25у2+10у+1;
3) 3х2+4х-7;
4) 3х2+х+4.
Решение:
1) Уравнение 2+4-21= 0 является приведенным квадратным уравнением, т.к. а =1.
Решение: 2+4-21= 0
D = b2 – 4ac = 16 + 84 = 100.
1 = 3; 2 = -7.
Используя формулу разложения квадратного трехчлена, получим:
2+4-21= ( – 3) ( + 7).
2) Дискриминант уравнения 25у2+10у+1 = 0 равен нулю. Значит, уравнение имеет два равных корня: у1 = у2 = - и а = 25. Теперь квадратный трехчлен 25х2+10х+1 разложим на множители следующим образом: 25у2+10у+1 = 25 (у – (- ))(у – (- )) = = 25 (у + )2 = (5у + 1)2.
3) Уравнение 32+4-7 = 0 имеет корни: 1 = 1; 2 = -. Значит, квадратный трехчлен можно разложить на множители. В данном случае, а = 3, поэтому имеем:
32+4-7 = 3 ( – 1) ( + ).
4) Найдем дискриминант уравнения 32++4 = 0:
D = 1 - 434 = 1 – 48 = - 47. Так как дискриминант отрицателен, то квадратный трехчлен не имеет корней. Следовательно, квадратный трехчлен нельзя представить в виде произведения многочленов первой степени, т.е. нельзя разложить на множители.
№1. Ответь на вопросы
- В каком случае квадратный трехчлен не раскладывается на линейные множители? (1б)
- Можно ли называть многочлен 9х2+5 квадратным трехчленом? (1б)
№2. Разложи на множители квадратные трехчлены.
Выполни четные или нечетные примеры. (8б)
1) х2- 16х + 60; 5) 16 х2+ 8х + 1;
2) х2 + 20х - 96; 6) 9х2- 6х + 1;
3) х2- 4х - 77; 7) 4х2- 7х - 2;
4) х2- 4х – 96; 8) 4х2+ 11х - 3.
ПРОЙДИТЕ ПРОВЕРКУ № 2
ЗАДАНИЕ № 3
№1. Рассмотри и запиши решение следующих примеров.
Сократить дробь:
1);
2) .
Решение:
Найдем корни квадратных трехчленов, стоящих в числителе и знаменателе дроби . Корнями трехчлена 2- 8- 9 являются -1 и 9, а корнями трехчлена 2+9 + 8 – числа -8 и -1. Тогда по формуле (3) имеем: 2- 8- 9 = ( – 9) ( + 1)
и 2+9 + 8 = ( +8) ( + 1). Следовательно, дробь имеет вид . Данную дробь можно сократить при условии, что не будет принимать значение, равное -1. Поэтому сократим дробь на общий множитель (при условии ≠ -1) и получим дробь .
Разложим числитель и знаменатель дроби на множители, используя формулу (3) и формулу разности квадратов: m2 + 6m – 7 = (m + 7)(m - 1);
m2 – 1 = (m+1)(m-1). Данная дробь примет вид . Сократив дробь на общий множитель m – 1, получим: . Сокращение данной дроби можно выполнить при условии, что m ≠ 1.
№2. Сократи дробь. Выполни четные или нечетные примеры. (10б)
1) ; 6) ;
2) ; 7) ;
3) ; 8) ;
4) ; 9) ;
5) ; 10) .
ПРОЙДИТЕ ПРОВЕРКУ № 3
ЗАДАНИЕ № 4
Молодец! Можно приступать к проверочной работе №1.
ЗАДАНИЕ № 5
Рассмотри и запиши решение следующего задания.
Определим наибольшее значение трехчлена .
Для нахождения наибольшего значения данного трехчлена выделим полный квадрат: = - = - [( - 3)2 - 1] = 1 - ( - 3)2.
Разность двух членов с постоянным уменьшаемым может иметь наибольшее значение, когда вычитаемое имеет наименьшее значение. При =3 вычитаемое имеет наименьшее значение (нулевое). Следовательно, при этом значении трехчлен имеет наибольшее значение, равное 1, т.к. 1 – (3 - 3)2 = 1 – 0.
№1. Найди наибольшее и наименьшее значения квадратного трехчлена - реши на выбор любые два примера. (4б)
1) х2- 2х + 4;
2) -х2 + 4х + 2;
3) 2х2+8х - 1;
4) -3х2+6х +2.
ПРОЙДИТЕ ПРОВЕРКУ №4
Тема изучена в полном объеме. Просмотри еще раз свои рабочие записи, обрати внимание на пометки на полях.
ЗАДАНИЕ №6
Проверь свои знания, выполнив проверочную работу №2.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
№ 1. Разложи на множители. (8б)
А В
1) х2 - 4х +3; 1) х2 – 10х + 21;
2) 10х2 + 7х +1; 2) 15х2 – 8х + 1;
3) 9х2 - 3х - 2; 3) х2 + х - 6;
4) х2 + 10х + 21; 4) 15х2 + х - 2;
№ 2. Сократи дробь. (6б)
А В
1) ; 1) ;
2) ; 2) ;
3) . 3) .
Итого: 14 баллов
«5» - 14б.
«4» - 12б.
«3» - 10б.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
№ 1. Разложи на множители квадратный трехчлен. (6б)
А В
1) 12 х2 + х – 1; 1) 8х2 + 15х -2;
2) 15 х2 + х - 2; 2) 2х2 – 5х + 2;
3) 2х2 - х – 5. 3) -24х2 – 5х + 1.
№ 2. Сократи дроби. (4б)
А В
1) ; 1) ;
. 2) .
№ 3. Найди произведение двух дробей. (2б)
А В
и . и .
Итого: 12 баллов
«5» - 12б.
«4» - 10б.
«3» - 8б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме: «Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители»
Ф.И. __________________________________________, класс __________
№ |
max баллов |
Полученный балл |
Кто проверил |
Кого проверил |
Оценка |
1 |
4 |
||||
8 |
|||||
2 |
1 |
||||
1 |
|||||
8 |
|||||
3 |
10 |
||||
4 |
14 |
||||
5 |
4 |
||||
6 |
12 |
||||
Итого |
62 |
Итого: 62 балла
«5» - 56 – 62б.
«4» - 46 – 55б.
«3» - 39 – 45б.
ЛИТЕРАТУРА
Алгебра: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк./ А. Абылкасымова, И.Бекбоев ,
А. Абдиев, З. Жумагулова. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008 г.
Алгебра: Сборник задач. Учеб.пособие для 8 кл.общеобразоват.шк. – Алматы: Изд-во «Мектеп»