Дидактические материалы по общей и неорганической химии (9–11 классы)
Дидактические материалы по общей и неорганической химии Составил: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК» Е.И. Панов
Описание Опорные конспекты – удобная форма наглядного / раздаточного материала к учебным занятиям, в них в сжатом виде представлена основная информация по темам В данном комплекте представлены конспекты по темам из раздела «Общая и неорганическая химия» Разработаны для студентов 1 курса колледжа, но могут быть полезны и для учащихся 9-11 классов Конспекты можно распечатать и раздавать обучающимся на занятии индивидуально, либо демонстрировать в виде презентации через проектор
Периодический закон Д.И. Менделеева – 1869 г. Свойства химических элементов и образуемых ими веществ находятся в периодической зависимости от величины заряда их атомных ядер Периоды Группы / подгруппы А I B А II B А III B А IV B А V B А VI B А VII B А VIII B Активные (щелочные) металлы (s-элементы) Щелочно-земельные металлы (s-элементы) (p-элементы) (p-элементы) (p-элементы) Халькогены («рождающие руды») (p-элементы) Активные неметаллы Галогены (p-элементы) Инертные газы (p-элементы) 1 – малый (1 ряд) 2 – малый (1 ряд) 3 – малый (1 ряд) 4 – большой (2 ряда) 5 – большой (2 ряда) 6 – большой (2 ряда) 7 – малый (1 ряд) +19 K – калий; I группа, главная подгруппа (A); 4 период, 4 ряд; Ar = 39 2881 Электронная формула Квантовые ячейки (графическая формула) ) ) ) ) 1S22S2P63S2P64S1 4S1 1234 3S2 P6 2S2 P6 1S2 Состав атома: e – 19, p – 19, n = Ar – p = 39 – 19 = 20 Число электронов на внешнем слое – 1, щелочной металл Соединения: K2O – основный оксид, KOH – основание (щелочь) s-подуровень (максимум 2 электрона) порядковый номер - p-подуровень (максимум 6 электронов) число электронов, заряд d-подуровень (максимум 10 электронов) номер группы - высшая f-подуровень (максимум 14 электронов) валентность номер периода - число электрон.уровней Если провести диагональ от берилия к астату – под диагональю располагаются металлы, над диагональю – неметаллы, по диагонали – амфотерные элементы
Основные классы неорганических соединений Оксиды – Основания (гидроксиды) – общая формула RxOy, x = 2 общая формула ROH Классификация Классификация 1. Несолеобразующие (CO, N2O 1. Бескислородные (NH3) NO, SiO) 2. Однокислотные (KOH) 2. Солеобразующие 3. Двухкислотные (Ca(OH)2) Основные Кислотные 4. Трехкислотные (Al(OH)3) (оксиды металлов) (оксиды неметаллов) 5. Сильные / слабые K2O, CaO, CuO CO2, SO3, NO2 6. Растворимые / нерастворимые 7. Летучие / нелетучие Амфотерные Al2O3, ZnO, Cr2O3 Соли – общая формула RxК.О.y Кислоты – Классификация общая формула HxК.О., К.О. – кислотный остаток 1. Средние (NaCl, CaSO4) Классификация 2. Кислые (NaHSO4, KHCO3) 1. Бескислородные (HI, HF, H2S, HCl) 3. Основные ((CaOH)2SO4) 2. Кислородсодержащие 4. Комплексные ([Ag(NH3)2]Cl) одноосновные (HNO3) двухосновные (H2SO4, H2SiO3) трехосновные (H3PO4) сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород в степени окисления -2 электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы гидроксогрупп электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка 3. Сильные / слабые 4. Растворимые / нерастворимые 5. Летучие / нелетучие
Типы химических связей 1. Ионная – связь между «+» катионами и «-» анионами N + 3H = Na + Cl = NaCl 2. Ковалентная - это связь между атомами неметаллов, образованная 3. Водородная – связь между за счёт общих электронных пар атомами водорода одной -неполярная – между одинаковыми молекулы и атомами электро- Атомами отрицательного элемента другой H + H = HH или HH (одинарная) общая электронная пара O + O = OO или O=O (двойная) -полярная – между атомами с разной 4. Металлическая – M0 – ne = M+n электроотрицательностью
Описание Кроссенс – метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления обучающихся В комплекте представлены кроссенсы по темам: «Основные законы химии» «Дисперсные системы»
Рассмотрите картинки, назовите каждую, озаглавьте кроссенс в целом 1 2 3 8 4 7 6 5 + 4 +5 =2 ? H2SO3 - =
Рассмотрите картинки, назовите каждую, озаглавьте кроссенс в целом 1 2 3 8 4 7 6 5 ?
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Горбачёва Марина Юрьевна
Дьячкова Наталья Анатольевна