Урок химии в 11 классе «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»
Модельный ответ входного контроля:
Решение экспериментальных задач по неорганической химии (урок-практикум) 11 класс Никишина М.Ю., учитель химии МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области 2017 г.
«Истина где-то рядом» Задача №1 В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl. Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы).
«Рецепт химика» Алгоритм решения задачи: Анализ физических свойств веществ: цвет, запах, растворимость. Характерные химические реакции. Составление плана распознавания веществ на основании отличительных признаков веществ (таблица) в случае разницы в свойствах или наличия дополнительных реактивов. Составления матрицы взаимодействий веществ в случае отсутствия дополнительных реактивов.
«Попытка – не пытка» Задача №2 После занятия химического кружка в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди" и на пятой - "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так - колба с хлоридом меди была подписана неправильно. "Надо проверить и другие растворы" - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее. Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей - выпал белый осадок. "Этого достаточно" - решила Маша и подошла к Саше. А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной - зеленоватый, и только в одной - ничего не произошло. "Мне тоже все понятно!" - сказал он. А у восьмиклассников остались вопросы: а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно? б) Какие реакции провела Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор. в) Какие реакции провел Саша? Напишите уравнения и этих реакций.
«Повторение – мать учения»
Рефлексия: Сегодня на уроке я научилась(ся)… Неожиданностью для меня явилось то, что…. Особенно интересным было…