Урок химии в 11 классе «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»
Пояснительная записка к презентации
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области
Технологическая карта урока
Учитель: Никишина Мария Юрьевна
Предмет: химия
Класс: 11 (профильный уровень)
Тема урока: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»
Тип урока: урок обобщающего повторения, урок – практикум
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
ЗНАТЬ: качественные реакции на катионы и анионы неорганических соединений.
УМЕТЬ обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; распознавать некоторые катионы и анионы; наблюдать свойства неорганических и органических веществ и происходящие с ними явления; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.
Метапредметные:
познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность ; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (работа в паре); использовать приемы работы с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; создавать алгоритм деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера; логические - самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; строить логическую цепочку рассуждений.
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; участвовать в дискуссии; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей ; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством учителя; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи; осуществление учебных действий – выполнять практическую работу.
Личностные:
реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
умение проводить самооценку на основе критериального оценивания;
умение определять позитивные и негативные причины успешности;
умение определять и поддерживать учебную мотивацию.
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в паре, коллективная
Техники и технологии: формирующее, критериальное оценивание, технология проблемного обучения, ТРКМ, обучение в сотрудничестве.
Ресурсы:
- Учебник химии для 11 класс, профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян;
- технологическая карта;
- презентация по теме урока (Приложение 1);
- лист оценивания (Приложение 2);
- рабочий лист к уроку (Приложение 3).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
|||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
||||
1. Мотивация к деятельности (3 мин) |
Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, определяет их готовность к уроку, Проводит инструктаж по организации урока, обеспечивает сопроводительные материалы к уроку (Приложения № 2-4). |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность |
Формирование познавательного интереса. Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Самооценка настроения, отслеживание личностных изменений. |
Нацеливание на успешную работу. Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью |
Выражение собственного мнения. Аргументация. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. |
|
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (10 мин) |
Стадия «Вызов». Пробуждает интерес к теме. Предлагает заполнить пропуски в таблице «Качественные реакции на катионы и анионы» Выявляет уровень знаний по данному вопросу. Помогает зафиксировать затруднения по теме для каждого ученика Ставит проблемный вопрос: Где вам могут пригодиться эти теоретические знания? Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, предлагает посмотреть видеоролик и определить тему и цели урока самостоятельно |
Учащиеся приходят к выводу о важности изученной темы Высказывают предположения по применению качественных реакций на основе своего жизненного опыта Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Формирование познавательного интереса |
умение осознавать и формулировать проблему, определять цель деятельности на уроке, планировать свою работу, формировать индивидуальную траекторию обучения. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно) |
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, взаимодействовать с источниками информации Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; |
Самооценивание по модельномуответу |
3. Совместное открытие новых знаний (10 мин) |
Стадия «Осмысление материала». «Истина где-то рядом» (мыслительный эксперимент). Предлагает решить качественную задачу: В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl. «Рецепт химика». Представляет способ решения задачи методом составления матрицы взаимодействий |
Учащиеся предлагают способы решения задачи. Вырабатывают алгоритм решения подобных задач. Сравнивают решение задачи с эталоном (модельным ответом в презентации). |
Формирование познавательного интереса |
Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью Построение аргументированного рассуждения. Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. |
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений). Умение корректировать свою точку зрения. Конструирование способа общения в паре |
умение работать с новой информацией, предложенной в разных знаковых системах (таблицы, схемы, видео-лекция с авторским голосом, тексты, изображения, графики и др.), отбирать, интерпретировать, выделять, обобщать, навыки смыслового чтения. Приобретение новых знаний |
Устное диагностическое оценивание |
3. Реализация построенной стратегии, проекта. |
Стадия «Рефлексия». «Попытка – не пытка» (реальный эксперимент). Организует работу в парах по выполнению качественной задачи по вариантам(1 вариант анализирует ход решения задачи Машей, 2 вариант -Сашей) Организует самооценку результатов уч-ся. |
Решают в парах экспериментальную задачу Готовятся к защите выполненного задания |
ответственное, адекватное и личностно-окрашенное субъектное отношение к обучению. |
Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью Построение аргументированного рассуждения. Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе |
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений). Умение корректировать свою точку зрения. Конструирование способа общения в группе |
Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения. |
Формирующее оценивание по заданным критериям |
4. Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Обобщение и систематизация. |
Организует работу по обобщению и систематизации. Оценивает работу пар «Повторение – мать учения». Организует выполнение заданий по теме на окончательное закрепление материала, отработку предметных навыков (Приложение №6), окончание работы в сопроводительных материалах. Предлагает тесты с множественным выбором, на соотнесение объектов. |
Один представитель от пары защищает выполненное задание. Выполняют задания по оцениваю. Выполняют задания в тетради, сдают на проверку учителю. Заканчивают заполнение рабочих листов и карт продвижения |
Повышение познавательного интереса к изучению химии умение оценивать личное продвижение в процессе обучения, умение само- и взаимооценивания, взаимоуважение, понятие о ценности личностного роста |
Умение осуществлять самооценку и взаимооценку. умения выделять и осознавать проблемы в усвоении материала, сравнивать результаты с исходной целью, корректировать цель и намечать иные пути ее достижения. |
Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. |
Систематизация знаний. Умение отрабатывать теоретические знания на практике при помощи разноуровневых заданий, информационную компетентность, независимость мышления, межпредметную осведомленность. |
Суммативное оценивание Самооценка (по критериям) Взаимооценивание (по критериям) |
5. Итоговая рефлексия деятельности |
Организует рефлексию. Создаёт условия для заключительной рефлексии: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о гидролизе … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. -Сегодня на уроке я понял(а), что.. -Особенно интересным было… Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся. |
Оценивают свои знания, возвращаясь к сформулированной проблеме. Сдают свой образовательный продукт – рабочие листы и карты продвижения на уроке, презентуют свои личные достижения, оценивают качество своей работы и работы одноклассников, формулируют итоги урока. Задают вопросы |
Повышение внутренней мотивации. Адекватная самооценка, умение принимать и понимать свои и чужие ошибки, умение находить в теории предмета личностно-значимую информацию |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала |
Умение слушать и понимать речь других. Умение аргументировать свой ответ |
Умение ориентироваться в своей системе знаний |
Формирующее оценивание |
6. Домашнее задание Учитель предлагает дифференцированное задание на дом: Обязательный уровень: Качественные реакции на катионы и анионы (таблица). Решение тестовых заданий с множественным выбором и на соответствие. Задания (творческий уровень): Составить подобную экспериментальную задачу и представить ее с решением |
Приложение 2
Экран оценивания деятельности учащегося.
Этапы урока |
Отметка о выполнении* |
Оценка |
||||
Выполнено |
Не выполнено |
|||||
без ошибок |
с небольшим количеством ошибок(1) |
с большим количеством ошибок (2-3) |
||||
«У знающих учись, а незнающих сам учи. (Из античной мудрости)» |
Входной контроль |
|||||
предложение темы урока, постановка цели |
- |
|||||
«Истина где-то рядом» |
- |
|||||
«Рецепт химика» |
- |
|||||
«Попытка –не пытка». |
||||||
«Повторение – мать учения». |
Взаимопро верка |
|||||
Итоговая Рефлексия |
Итоговая оценка |
*Степень выполнения этапов урока отмечайте знаками (+, -).
Итоговая рефлексия:
-Сегодня на уроке я научилась(ся)…
-Неожиданностью для меня явилось то, что….
-Особенно интересным было…
Приложение 3
Рабочий лист к уроку по теме:
«__________________________________________________________».
Входной контроль:
Заполни пропуски * в таблице:
Качественные реакции на ионы
Катион |
Чем распознать (Анион) |
Признаки реакции |
|
1 |
Н+ |
Индикатор Zn |
*_______________ H2 проверяют горящей спичкой |
2 |
Ag+ |
Cl и HNO3 |
Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3 |
3 |
NH4+ |
OH |
Влажна лакмусовая бумажка синеет, так как NH3 + H2O = NH4+ + OH |
4 |
Ba2+ |
*_____ |
Белый осадок, нерастворимый в HNO3 |
5 |
Cu2+ |
Fe |
Красный налет меди |
6 |
Fe3+ |
OH CNS K4[Fe(CN)6] |
Осадок бурого цвета Раствор красного цвета Осадок * __________ цвета – ”берлинская лазурь” |
7 |
Fe2+ |
*______ K3[Fe(CN)6] |
Зеленый осадок, быстро буреющий на воздухе Осадок синего цвета –“ турнбуленова синь“ |
8 |
*_____ |
OH |
Белый осадок, растворимый в избытке щелочи |
«Истина где-то рядом»
Задача №1
В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl.
Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы).
«Рецепт химика»
Алгоритм решения задачи (последовательность действий):
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
«Попытка – не пытка»
Задача №2
После занятия химического кружка в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди" и на пятой - "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так - колба с хлоридом меди была подписана неправильно. "Надо проверить и другие растворы" - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее.
Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей - выпал белый осадок. "Этого достаточно" - решила Маша и подошла к Саше.
А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной - зеленоватый, и только в одной - ничего не произошло. "Мне тоже все понятно!" - сказал он.
А у восьмиклассников остались вопросы:
а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно?
б) Какие реакции провела Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор.
в) Какие реакции провел Саша? Напишите уравнения и этих реакций.
Матрицу взаимодействий веществ можно представить таблицей:
|
KI |
K2CO3 |
HCl |
Ba(OH)2 |
CuCl2 |
||||
KI |
|
|||
K2CO3 |
||||
HCl |
|
|||
Ba(OH)2 |
|
|||
Колба № |
«Повторение – мать учения».
Выполните задания:
1) Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества
Вещества Реактив
А) К2СО3 и КJ 1) ВаСО3
Б) NaCl и NaNO3 2) ВаСl2
В) К3РО4 и КСl 3) AgNO3
Г) КВr и КNO3 4) Ag2O (NH3 р-р)
5) НNO3
2) Установите соответствие между веществами и реактивом, с помощью которого их можно отличить.
Вещества |
|
Реактивы |
А) карбонат натрия и сульфат натрия Б) хлорид алюминия и хлорид калия В) сульфат аммония и сульфат лития Г) карбонат натрия и силикат натрия |
|
1) гидроксид меди (II) 2) натрий 3) соляная кислота 4) бромная вода 5) гидроксид калия |
3) Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА |
|
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ |
A) и Б) и B) и Г) и
|
|
1) выделение бурого газа 2) образование белого осадка 3) образование синего осадка 4) образование черного осадка 5) растворение осадка
|
Модельный ответ входного контроля:
Качественные реакции на ионы
Катион |
Чем распознать (Анион) |
Признаки реакции |
|
1 |
Н+ |
Индикатор Zn |
Красный цвет H2 проверяют горящей спичкой |
2 |
Ag+ |
Cl и HNO3 |
Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3 |
3 |
NH4+ |
OH |
Влажна лакмусовая бумажка синеет, так как NH3 + H2O = NH4+ + OH |
4 |
Ba2+ |
SO42 |
Белый осадок, нерастворимый в HNO3 |
5 |
Cu2+ |
Fe |
Красный налет меди |
6 |
Fe3+ |
OH CNS K4[Fe(CN)6] |
Осадок бурого цвета Раствор красного цвета Осадок синего цвета – ”берлинская лазурь” |
7 |
Fe2+ |
OH K3[Fe(CN)6] |
Зеленый осадок, быстро буреющий на воздухе Осадок синего цвета –“ турнбуленова синь“ |
8 |
Al3+ |
OH |
Белый осадок, растворимый в избытке щелочи |
Модельный ответ задачи №1:
|
KOH |
Na2CO3 |
HCl |
Al2(SO4)3 |
KCl |
KOH |
|
- |
- |
ос.(р) |
- |
Na2CO3 |
- |
|
газ |
ос.+газ |
- |
HCl |
- |
газ |
|
- |
- |
Al2(SO4)3 |
ос.(р) |
ос.+газ |
- |
|
- |
KCl |
- |
- |
- |
- |
|
Итог |
ос.(p) |
газ, |
газ |
ос.(p), |
нет |
Модельный ответ задачи №2:
|
KI |
K2CO3 |
HCl |
Ba(OH)2 |
CuCl2 |
ос.(бур) |
ос.(с-з) |
- |
ос.(син) |
KI |
|
- |
- |
- |
K2CO3 |
- |
|
газ |
ос.(бел) |
HCl |
- |
газ |
|
- |
Ba(OH)2 |
- |
ос.(бел) |
- |
|
Колба № |
4 |
1 |
2 |
3 |
Модельный ответ для теста:
1 |
А |
Б |
В |
Г |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
А |
Б |
В |
Г |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
А |
Б |
В |
Г |
3 |
4 |
5 |
5 |