Урок химии в 11 классе «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

0
0
Материал опубликован 19 November 2017

Пояснительная записка к презентации

МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области

Технологическая карта урока

Учитель: Никишина Мария Юрьевна

Предмет: химия

Класс: 11 (профильный уровень)

Тема урока: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

Тип урока: урок обобщающего повторения, урок – практикум

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

ЗНАТЬ: качественные реакции на катионы и анионы неорганических соединений.

УМЕТЬ обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; распознавать некоторые катионы и анионы; наблюдать свойства неорганических и органических веществ и происходящие с ними явления; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Метапредметные:

познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность ; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (работа в паре); использовать приемы работы с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; создавать алгоритм деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера; логические - самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; строить логическую цепочку рассуждений.

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; участвовать в дискуссии; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей ; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством учителя; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи; осуществление учебных действий – выполнять практическую работу.

Личностные:

реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;

развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения,

готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;

умение проводить самооценку на основе критериального оценивания;

умение определять позитивные и негативные причины успешности;

умение определять и поддерживать учебную мотивацию.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в паре, коллективная

Техники и технологии: формирующее, критериальное оценивание, технология проблемного обучения, ТРКМ, обучение в сотрудничестве.

Ресурсы:

- Учебник химии для 11 класс, профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян;

- технологическая карта;

- презентация по теме урока (Приложение 1);

- лист оценивания (Приложение 2);

- рабочий лист к уроку (Приложение 3).


 


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

 

1. Мотивация к деятельности (3 мин)

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, определяет их готовность к уроку, Проводит инструктаж по организации урока, обеспечивает сопроводительные материалы к уроку (Приложения № 2-4).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность

Формирование познавательного интереса.

Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Самооценка настроения, отслеживание личностных изменений.

Нацеливание на успешную работу.

Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Выражение собственного мнения.

Аргументация.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

 

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(10 мин)

Стадия «Вызов».

Пробуждает интерес к теме.

Предлагает заполнить пропуски в таблице «Качественные реакции на катионы и анионы»

Выявляет уровень знаний по данному вопросу. Помогает зафиксировать затруднения по теме для каждого ученика

Ставит проблемный вопрос: Где вам могут пригодиться эти теоретические знания? Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, предлагает посмотреть видеоролик и определить тему и цели урока самостоятельно

Учащиеся приходят к выводу о важности изученной темы

Высказывают предположения по применению качественных реакций на основе своего жизненного опыта

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Формирование познавательного интереса

умение осознавать и формулировать проблему, определять цель деятельности на уроке, планировать свою работу, формировать индивидуальную траекторию обучения.

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно)

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, взаимодействовать с источниками информации Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

Самооценивание по модельномуответу

3. Совместное открытие новых знаний (10 мин)

Стадия «Осмысление материала».

«Истина где-то рядом» (мыслительный эксперимент).

Предлагает решить качественную задачу: В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl.
Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы)

«Рецепт химика».

Представляет способ решения задачи методом составления матрицы взаимодействий

Учащиеся предлагают способы решения задачи.

Вырабатывают алгоритм решения подобных задач.

Сравнивают решение задачи с эталоном (модельным ответом в презентации).

Формирование познавательного интереса

Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Построение аргументированного рассуждения. Умение, анализировать,

Систематизировать необходимую информацию Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений).

Умение корректировать свою точку зрения.

Конструирование способа общения в паре

умение работать с новой информацией, предложенной в разных знаковых системах (таблицы, схемы, видео-лекция с авторским голосом, тексты, изображения, графики и др.), отбирать, интерпретировать, выделять, обобщать, навыки смыслового чтения.

Приобретение новых знаний

Устное диагностическое оценивание

3. Реализация построенной стратегии, проекта.

Стадия «Рефлексия». «Попытка – не пытка» (реальный эксперимент).

Организует работу в парах по выполнению качественной задачи по вариантам(1 вариант анализирует ход решения задачи Машей, 2 вариант -Сашей)

Организует самооценку результатов уч-ся.

Решают в парах экспериментальную задачу

Готовятся к защите выполненного задания

ответственное, адекватное и личностно-окрашенное субъектное отношение к обучению.

Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Построение аргументированного рассуждения. Умение, анализировать,

Систематизировать необходимую информацию Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.

Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений).

Умение корректировать свою точку зрения.

Конструирование способа общения в группе

Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения.

Формирующее оценивание по заданным критериям

4.

Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.

Обобщение и систематизация.

Организует работу по обобщению и систематизации.

Оценивает работу пар

«Повторение – мать учения».

Организует выполнение заданий по теме на окончательное закрепление материала, отработку предметных навыков (Приложение №6), окончание работы в сопроводительных материалах.

Предлагает тесты с множественным выбором, на соотнесение объектов.

Один представитель от пары защищает выполненное задание.

Выполняют задания по оцениваю.

Выполняют задания в тетради, сдают на проверку учителю. Заканчивают заполнение рабочих листов и карт продвижения

Повышение познавательного интереса к изучению химии

умение оценивать личное продвижение в процессе обучения, умение само- и взаимооценивания, взаимоуважение, понятие о ценности личностного роста

Умение осуществлять самооценку и взаимооценку.

умения выделять и осознавать проблемы в усвоении материала, сравнивать результаты с исходной целью, корректировать цель и намечать иные пути ее достижения.

Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Систематизация знаний. Умение отрабатывать теоретические знания на практике при помощи разноуровневых заданий, информационную компетентность, независимость мышления, межпредметную осведомленность.

Суммативное оценивание

Самооценка (по критериям)

Взаимооценивание (по критериям)

5. Итоговая рефлексия деятельности

Организует рефлексию. Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что ещё я хотел(а) бы узнать о гидролизе …

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Сегодня на уроке я понял(а), что..

-Особенно интересным было…

Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся.

Оценивают свои знания, возвращаясь к сформулированной проблеме.

Сдают свой образовательный продукт – рабочие листы и карты продвижения на уроке, презентуют свои личные достижения, оценивают качество своей работы и работы одноклассников, формулируют итоги урока.

Задают вопросы

Повышение внутренней мотивации. Адекватная самооценка, умение принимать и понимать свои и чужие ошибки, умение находить в теории предмета личностно-значимую информацию

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала

Умение слушать и понимать речь других.

Умение аргументировать свой ответ

Умение ориентироваться в своей системе знаний

Формирующее оценивание

6. Домашнее задание

Учитель предлагает дифференцированное задание на дом:

Обязательный уровень:

Качественные реакции на катионы и анионы (таблица).

Решение тестовых заданий с множественным выбором и на соответствие.

Задания (творческий уровень):

Составить подобную экспериментальную задачу и представить ее с решением

Приложение 2

Экран оценивания деятельности учащегося.

Этапы урока

Отметка о выполнении*


 

Оценка

Выполнено

Не выполнено

без ошибок

с небольшим количеством ошибок(1)

с большим количеством ошибок (2-3)

«У знающих учись, а незнающих сам учи. (Из античной мудрости)»

Входной контроль

         

предложение темы урока, постановка цели

       


 

-

«Истина где-то рядом»

         

-

«Рецепт химика»

         

-

«Попытка –не пытка».

           

«Повторение – мать учения».

Взаимопро верка

         

Итоговая Рефлексия

Итоговая оценка

         

*Степень выполнения этапов урока отмечайте знаками (+, -).

Итоговая рефлексия:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Особенно интересным было…

Приложение 3

Рабочий лист к уроку по теме:

«__________________________________________________________».

Входной контроль:

Заполни пропуски * в таблице:

Качественные реакции на ионы
 

Катион

Чем распознать (Анион)

Признаки реакции

1

Н+


 

Индикатор

Zn


 

*_______________

H2 проверяют горящей спичкой

2


 

Ag+

Cl и HNO3


 

Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3

3


 

NH4+


 

OH


 

Влажна лакмусовая бумажка синеет, так как

NH3 + H2O = NH4+ + OH

4


 

Ba2+

*_____


 

Белый осадок, нерастворимый в HNO3

5


 

Cu2+


 

Fe


 

Красный налет меди

6

Fe3+


 

OH

CNS

K4[Fe(CN)6]


 

Осадок бурого цвета

Раствор красного цвета

Осадок * __________ цвета – ”берлинская лазурь”

7

Fe2+


 

*______

K3[Fe(CN)6]


 

Зеленый осадок, быстро буреющий на воздухе

Осадок синего цвета –“ турнбуленова синь“

8

*_____


 

OH

Белый осадок, растворимый в избытке щелочи


 

«Истина где-то рядом»

Задача №1
В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl.
Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы).


 

«Рецепт химика»

Алгоритм решения задачи (последовательность действий):

________________________________________________________________


 

________________________________________________________________


 

________________________________________________________________


 


 

________________________________________________________________


 


 

           
           
           
           
           
           
           

«Попытка – не пытка»

Задача №2
После занятия химического кружка в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди" и на пятой - "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так - колба с хлоридом меди была подписана неправильно. "Надо проверить и другие растворы" - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее.
Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей - выпал белый осадок. "Этого достаточно" - решила Маша и подошла к Саше.
А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной - зеленоватый, и только в одной - ничего не произошло. "Мне тоже все понятно!" - сказал он.

А у восьмиклассников остались вопросы:
а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно?
б) Какие реакции провела
Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор.
в) Какие реакции провел
Саша? Напишите уравнения и этих реакций.

 

Матрицу взаимодействий веществ можно представить таблицей:

 

KI

K2CO3

HCl

Ba(OH)2

CuCl2

       

KI

 

     

K2CO3

       

HCl

   

 

 

Ba(OH)2

     

 

Колба №

       


 


 


 


 


 


 


 

«Повторение – мать учения».


 

Выполните задания:

1) Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества

Вещества Реактив

А) К2СО3 и КJ 1) ВаСО3

Б) NaCl и NaNO3 2) ВаСl2

В) К3РО4 и КСl 3) AgNO3

Г) КВr и КNO3 4) Ag2O (NH3 р-р)

5) НNO3

2) Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ве­ще­ства­ми и ре­ак­ти­вом, с по­мо­щью ко­то­ро­го их можно от­ли­чить.

Ве­ще­ства

 

Ре­ак­ти­вы

А) кар­бо­нат на­трия и суль­фат на­трия

Б) хло­рид алю­ми­ния и хло­рид калия

В) суль­фат ам­мо­ния и суль­фат лития

Г) кар­бо­нат на­трия и си­ли­кат на­трия

 

1) гид­рок­сид меди (II)

2) на­трий

3) со­ля­ная кис­ло­та

4) бром­ная вода

5) гид­рок­сид калия


 

3) Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ре­а­ги­ру­ю­щи­ми ве­ще­ства­ми и при­зна­ка­ми про­те­ка­ю­щей между ними ре­ак­ции.

ВЕ­ЩЕ­СТВА

 

ПРИ­ЗНА­КИ РЕ­АК­ЦИИ

A) и

Б) и

B) и

Г) и

 

 

1) вы­де­ле­ние бу­ро­го газа

2) об­ра­зо­ва­ние бе­ло­го осад­ка

3) об­ра­зо­ва­ние си­не­го осад­ка

4) об­ра­зо­ва­ние чер­но­го осад­ка

5) рас­тво­ре­ние осад­ка

 


 


 


 

Модельный ответ входного контроля:

Качественные реакции на ионы
 

Катион

Чем распознать (Анион)

Признаки реакции

1

Н+

Индикатор

Zn

Красный цвет

H2 проверяют горящей спичкой

2

Ag+

Cl и HNO3

Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3

3

NH4+

OH

Влажна лакмусовая бумажка синеет, так как

NH3 + H2O = NH4+ + OH

4

Ba2+

SO42

Белый осадок, нерастворимый в HNO3

5

Cu2+

Fe

Красный налет меди

6

Fe3+

OH

CNS

K4[Fe(CN)6]

Осадок бурого цвета

Раствор красного цвета

Осадок синего цвета – ”берлинская лазурь”

7

Fe2+

OH

K3[Fe(CN)6]

Зеленый осадок, быстро буреющий на воздухе

Осадок синего цвета –“ турнбуленова синь“

8

Al3+

OH

Белый осадок, растворимый в избытке щелочи


 


 


 


 


 

Модельный ответ задачи №1:

 

KOH

Na2CO3

HCl

Al2(SO4)3

KCl

KOH

 

-

-

ос.(р)

-

Na2CO3

-

 

газ

ос.+газ

-

HCl

-

газ

 

-

-

Al2(SO4)3

ос.(р)

ос.+газ

-

 

-

KCl

-

-

-

-

 

Итог

ос.(p)

газ,
ос.+газ

газ

ос.(p),
ос.+газ

нет


 

Модельный ответ задачи №2:

 

KI

K2CO3

HCl

Ba(OH)2

CuCl2

ос.(бур)

ос.(с-з)

-

ос.(син)

KI

 

-

-

-

K2CO3

-

 

газ

ос.(бел)

HCl

-

газ

 

-

Ba(OH)2

-

ос.(бел)

-

 

Колба №

4

1

2

3


 

Модельный ответ для теста:


 

1

А

Б

В

Г

5

2

3

3


 


 

2

А

Б

В

Г

3

5

5

3


 


 

3

А

Б

В

Г

3

4

5

5


 

Предварительный просмотр презентации

Модельный ответ входного контроля:

Решение экспериментальных задач по неорганической химии (урок-практикум) 11 класс Никишина М.Ю., учитель химии МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области 2017 г.

«Истина где-то рядом» Задача №1 В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl. Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы).

«Рецепт химика» Алгоритм решения задачи: Анализ физических свойств веществ: цвет, запах, растворимость. Характерные химические реакции. Составление плана распознавания веществ на основании отличительных признаков веществ (таблица) в случае разницы в свойствах или наличия дополнительных реактивов. Составления матрицы взаимодействий веществ в случае отсутствия дополнительных реактивов.

«Попытка – не пытка» Задача №2 После занятия химического кружка в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди" и на пятой - "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так - колба с хлоридом меди была подписана неправильно. "Надо проверить и другие растворы" - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее. Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей - выпал белый осадок. "Этого достаточно" - решила Маша и подошла к Саше. А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной - зеленоватый, и только в одной - ничего не произошло. "Мне тоже все понятно!" - сказал он. А у восьмиклассников остались вопросы: а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно? б) Какие реакции провела Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор. в) Какие реакции провел Саша? Напишите уравнения и этих реакций.

«Повторение – мать учения»

Рефлексия: Сегодня на уроке я научилась(ся)… Неожиданностью для меня явилось то, что…. Особенно интересным было…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.