Урок «Предмет органической химии. Общие и отличительные признаки органических и неорганических веществ»

1
0
Материал опубликован 12 November 2017

Урок 

Тема:Предмет органической химии. Общие и отличительные признаки органических и неорганических веществ.

Цель:

Учебная:познакомиться с предметом изучения органической химии, разнообразием органических веществ; рассмотреть подобные и различные признаки органических и неорганических веществ; раскрыть особенности органических веществ; ознакомить учеников с историей органической химии

Развивающая: развивать умение анализировать,сопоставлять сравнивать, делать выводы

Воспитательная: воспитывать чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости.

Оборудование: мультимедийная презентация, образцы органических веществ (сахар, крахмал, вата, уксус, пластмасса, синтетические волокна, растительное масло, маргарин, мыло, бумага, аспирин, мёд ти т.д.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Мотивация учебной деятельности обучающихся, формулировка целей урока.

Нас окружает множество различных веществ. Свойства, строение, происхождение этих веществ различно. Сначала все известные вещества химики поделили на 3 группы: Минеральные, растительные и животные. Изучая эти вещества, шведский химик Берцеллиус пришёл к выводу, что между веществами растительного и животного происхождения нет существенных отличий. Он предложил называть их " органическими", т.к. они содержатся в живых организмах. Так возникла " Органическая химия".

Что такое органическая химия и что она изучает? Какие вещества относятся к органическим? Какое строение они имеют, каковы их свойства и применение?

Проблемный вопрос: Каких веществ больше органических или неорганических? Почему?

Цель урока:

рассмотреть историю развития органической химии;

выяснить, что изучает органическая химия;

сравнить органические и неорганические вещества;

выяснить причины многообразия органических веществ.

ІІІ. Изучение нового материала

История развития органической химии

Способы получения различных органических веществ были известны еще с древности. Египтяне и римляне использовали красители индиго и ализарин, содержащиеся в растительных веществах. Многие народы знали секреты производства спиртных напитков и уксуса из сахар- и крахмалсодержащего сырья.

Во времена средневековья к этим знаниям ничего не прибавилось, некоторый прогресс начался только в 16-17 в: были получены некоторые продукты, в основном путем перегонки некоторых растительных продуктов. В 1769—1785 г. Шееле выделил несколько органических кислот, таких как яблочная, винная, лимонная, галловая, молочная и щавелевая. В 1773 г. Руэль выделил из человеческой мочи мочевину.

Выделенные из животного или растительного сырья продукты имели между собой много общего, но отличались от неорганических соединений. Так возник термин «Органическая химия» — раздел химии, изучающий вещества, выделенные из организмов (определение Берцелиуса, 1807 г.). При этом полагали, что эти вещества могут быть получены только в живых организмах благодаря «жизненной силе».

Как принято считать, органическая химия как наука появилась в 1828 году когда Фридрих Вёлер впервые получил органическое вещество — мочевину — в результате упаривания водного раствора цианата аммония (NH4OCN).

Важным этапом стала разработка теории валентности Купером и Кекуле в 1857 г., а также теории химического строения Бутлеровым в 1861 г. В основу этих теорий были положены четырёхвалентность углерода и его способность к образованию цепей. В 1865 году Кекуле предложил структурную формулу бензола, что стало одним из важнейших открытий в органической химии. В 1875 г. Вант-Гофф и Ле Бель предложили тетраэдрическую модель атома углерода, по которой валентности углерода направлены к вершинам тетраэдра, если атом углерода поместить в центр этого тетраэдра. В 1917 году Льюис предложил рассматривать химическую связь с помощью электронных пар.

В 1931 г. Хюккель применил квантовую теорию для объяснения свойств ароматических углеродов, чем основал новое направление в органической химии — квантовую химию. В 1933 г. Ингольд провел изучение кинетики реакции замещения у насыщенного атома углерода, что привело к масштабному изучению кинетики большинства органических реакций.

На заре органической химии предметом изучения были преимущественно субстанции биологического происхождения. Именно этому факту органическая химия обязана своим названием. Научно-технический прогресс не стоял на месте, и со временем основной материальной базой органической химии стала каменноугольная смола, выделяемая при получении кокса прокаливанием каменного угля. Именно на основе переработки каменноугольной смолы в конце 19 века возник основной органический синтез. В 50-60 годах прошлого века произошел переход основного органического синтеза на новую базу — нефть. 

Предмет органической химии.

Кекуле (1851 р) определил органическую химию как химию соединений углерода.

Органическая химия -это химия соединений углерода.

Хотя есть и неорганические соединения углерода: СО, СО2, СаСО3, Н2СО3 и т.д.

Приём «Мозговой штурм»

Среди перечисленных веществ определите органические и неорганические:

вода, сахар, азот, спирт, серная кислота, аммиак, уксус, озон, оливковое масло, бумага, кухонная соль, корпус телефона, сода, пластик.

Чем отличаются выбранные вещества? ( Природные и синтетические)

Вспомните уроки биологии и составьте  опорные схемы природных и синтетических органических веществ. ( Приложение №1)


Приложение № 1
DOCX / 28.94 Кб

 

Сравнение органических и неорганических веществ

 

Критерии

Неорганические вещества

Органические вещества

Элементный состав

Почти все элементы периодической системы Д.И.Менделеева

С, Н, О, N, S, P и другие

Валентность элементов

Разная, часто переменная

Постоянная: СІV, НI, ОII, HalI

Виды связи

Все типы: ковалентная, ионная

Ковалентная

Строение вещества

Атомная, молекулярная, йонная кристаллические решётки

Молекулярные кристаллические решетки

Термостойкость

Разня: бывают легкоплавкие и тугоплавкие

Легкплавкие, легко разлагаются

скорость реакции

Быстро.Часто реакции протекают мгновенно

Обычно медленно, часто реакции проходят в двух направлениях

Количество

Более 500 тысяч.

Более 20 млн., ежегодно синтезируется 200-300 тыс. новых.

Вопрос: с чем связано многообразие органических веществ ( мнения учеников)

Причины многообразия органических веществ:

Атомы углероды соединяются между собой , образуя цепи, кольца.

| | | | | | | С С

- С-С-С-С – - С-С-С-

| | | | | | |

- С - С С

|

Между атомами углерода образуются разные виды связи:

одинарные С – С;

двойные С =С ;

тройные С ≡ С.

Всостав органических веществ могут входить функциональные группы:

гидроксогруппа - ОН;

альдегидная группа - СНО

карбоксильная группа - СООН

аминогруппа -NH2

нитрогруппа - NО2

Существуют изомеры – вещества, котрые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение и свойства.

СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН3

|

СН3

Существуют гомологи – вещества, имеющие сходное строение и свойства,но отличаютсяпо составу на одну или несколько групп –СН2.

СН3 – СН2 – СН3 СН3 – СН2 – СН2 – СН3

Углерод может образовывать прочные химические связи почти со всеми химическими элементами.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Обуждение результатов урока - дебаты.

1) В чем заключается условность термина « органическая химия» ?

2) Подумайте, в некоторых учебниках по химии сведения о органические вещества входят в раздел " элементы IV группы ПС. Насколько правомерно это расположение материала? Обоснуйте «за» и «против».

3) Как определить принадлежность вещества к органическим соединениям?

4) Сформулируйте тезис, Сформулируйте тезис, который иллюстрирует данная схема. Приведите факты, доказывающие этот тезис.

 


Приложение № 2
DOCX / 10.97 Кб

 

 

 

 

Тезис: четкой границы между органическими и неорганическими веществами не существует.

Аргументы:

1. Из органических веществ образуются неорганические и наоборот.

2. Есть вещества, что при наличии «С» имеют относятся к органическим,а по свойствам – к неорганическим.

V. Домашнее задание

2017 год объявлен годом экологии в нашей стране. Напишите сочинение -размышление на тему: " «За» и «против» развития современного органического синтеза с точки зрения роста потребностей человечества и законов экологии."

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации