Дидактический материал для отслеживания сформированности естественнонаучной грамотности в начальных классах
Дидактический материал
Задания
по отслеживанию сформированности (или при формировании) естественнонаучной грамотности в начальных классах по предмету «Окружающий мир».
Естественнонаучная грамотность — способность воспринимать и использовать научный язык описания природных объектов и явлений; объяснять факты, полученные в наблюдении и эксперименте; понимать разные объяснения и использовать их для принятия решений и прогнозирования. Анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний. У обучающихся неразвиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Поэтому перед начальной школой стоит задача формировать естественнонаучную грамотность младших школьников.
Я стала искать совокупность форм, методов, приёмов в обучении, которая смогла бы сформировать естественнонаучную грамотность учащихся. Свой накопленный опытом материал структурировала по темам:
ТЕМА: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».
1. Выделить, на какой схеме показана связь между неживой и живой природы?
2. Составить схему.
3. Выделить слова, относящиеся к неживой природе.
Цветок луна дождь лед
камень машина глина песок
птица рыба снег солнце
4. Отметь верное высказывание:
Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа
Растения, животные, грибы, люди, машины – живая природа.
Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.
ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
1. Назвать, какой из органов чувств определяет:
Холод -__________________________________________________
Тишину -_________________________________________________
Сладость -________________________________________________
Темноту -_ _______________________________________________
Аромат -__________________________________________________
2. Соотнеси слова с картинками.
ГЛАЗ НОС ЯЗЫК РУКА НОС
3. Заполни таблицу «Орган помогает человеку определить?»
кожа | глаз | ухо | язык | нос |
холод | | | | |
ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ. РЕЖИМ ДНЯ»
1. Выбери и объясни верный ответ.
Что нужно делать, чтобы меньше болеть?
Много двигаться
Много есть
Соблюдать правила гигиены
Пить сырую воду
Чистить зубы 1 раз в день
Одеваться так, чтобы перегреваться
Принимать душ
2. Если тебе стало плохо, вызови «скорую помощь» по телефону:
01
02
03
04
3. Если из носа пошла кровь, нужно достать:
согревающую повязку;
Мокрый холодный носовой платок.
4. Режим дня полезен, если ты выполняешь правила.
Ты спишь не менее 9 часов в сутки.
Каждый день ты гуляешь на свежем воздухе 30 минут.
После каждого часа занятий ты отдыхаешь 10 минут.
Телевизионные передачи ты смотришь 3 часа в день.
5. Условия для выполнения домашнего задания.
Свет должен падать слева.
Комната хорошо проветрена.
Нужно включить телевизор.
Убери всё лишнее со стола.
2.Запиши слова в кроссворд и прочитай слово в закрашенных клетках и узнаешь, для чего нужны витамины.
4. Определить истинность главного правила питания?
есть много разнообразной пищи;
есть в меру разнообразной пищи;
есть мало разнообразной пищи.
5. Соотнеси выражения, витамины и картинки в столбиках.
Улучшает зрение | С |
|
Укрепляет организм, даёт запас энергии | В |
|
Укрепляет костную систему, предупреждает заболевание рахитом | А |
|
Закаляет организм, помогает бороться с болезнями | D |
|
5. Для чего организму нужно питание? Отметь правильные ответы:
для хорошего самочувствия
для роста и развития организма
для борьбы с болезнями
чтобы не пропадали продукты питания
для повышения выносливости и активности
ТЕМА: «РОДИНА – ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? »
1. Найди ошибку.
Цвета российского трехцветного флага олицетворяют:
белый – верность.
синий – благородство.
красный – мужество.
2. Выдели флаг России.
3. Соотнеси город и его достопримечательность.
Ростов Великий Музей деревянного зодчества
Ярославль Кремль
Кострома Музей оружия
Тула Театр им. Фёдора Волкова
4. Выдели герб России:
5. Раскрась флаг Российской Федерации.
ТЕМА: «ИСТОРИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О ПРОШЛОМ».
1. Выдели, что изучает история:
прошлое
настоящее
будущее
3. Выдели, кто является предками русских людей:
русские
славяне
4. Выдели, имя князя, который основал город Москва:
Иван Калита
Дмитрий Донской
Юрий Долгорукий
5. Восстанови цепочку строительства Кремля (1, 2, 3):
Краснокирпичный Деревянный Белокаменный
6. Выдели, что являлось дополнительной защитой стен древнего Кремля:
Река
ряды деревьев
ров с водой
забор
7. Укажи главную площадь Москвы:
Соборная площадь
Театральная площадь
Красная площадь
ТЕМА «ТРУД ЛЮДЕЙ»
1. Выдели слова, которые обозначают ПРОФЕССИИ:
режиссёр
ученик
учитель
пассажир
повар
водитель
друг
фермер
велосипедист
пешеход
строитель
военный
2. Соотнеси название профессии и места работы.
Доярка | Лаборатория |
Актёр | Ферма |
Учёный | Театр |
ТЕМА «ТВОЁ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО СО ЗВЁЗДАМИ»
1. Выдели, кто занимается изучением космоса?
Археолог
Учитель
Астроном
2. Обозначь планет Солнечной системы.
3. Какая планета?
Действие фантастического романа, написанного почти сто лет назад,
происходит на одной из действительно существующих планет Солнечной
системы. Эта планета находится ближе к Солнцу, чем Земля, а по размерам
она лишь немного меньше, чем наша планета.
Задание 13.
На какой планете Солнечной системы происходит действие романа?
Выберите один ответ.
А. Марс
Б. Венера
В. Юпитер
Г. Меркурий
Пермякова Ольга Анатольевна