Статья «Отслеживание уровня сформированности УУД младшего школьника»
Отслеживание уровня сформированности УУД младшего школьника
Учительница начальных классов
Чурапчинской средней общеобразовательной
Школы. Республики Саха !Якутия)
Пермякова Вера Михайловна.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны, и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи его развития.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты исследования:
1. Учащиеся начальной школы;
2. Универсальные учебные действия младших школьников;
Предмет исследования:
- мониторинг сформированности УУД у младших школьников.
В основу идеи положена гипотеза: проведение мониторинга сформированности УУД у младших школьников по предложенным мною критериям оценивания позволят:
1. отследить динамики развития УУД и индивидуальности учащихся;
2. составить план дальнейших действий и корректировку программ;
3. увидеть сильные и слабые стороны, как учителя, так и учеников;
4. повысить уровень качества образования и знаний учащихся.
Для проведения мониторинга сформированности УУД были выбраны следующие методы сбора информации:
• анкетирование;
• тестирование;
• наблюдение;
• беседа.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Прогноз ожидаемых результатов:
1. повышение уровня качества знаний;
2. создание условий для разностороннего развития личности;
3. формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности;
4. повышение учебной мотивации школьников.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем.
Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия:
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Перед началом решения составляется совместный план действий.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.
Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Учителю начальной школы следует перейти от стихийности к целенаправленному и планомерному формированию УУД. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:
- проблемно – диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
- организация учебного сотрудничества;
- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование интерактивных возможностей ИКТ.
Чтобы понять, в чём отличие современного урока, раскроем суть изменений, связанных с проведением урока: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
В представленной ниже таблице №1 даны: характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, выделены УУД. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Полноценное освоение компонентов учебной деятельности возможно лишь при организации обучения в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС.
Основные элементы урока |
Урок деятельностного типа |
Формируемые УУД |
Формулировка темы урока |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Формулировка целей и задач |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)
|
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует) |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) |
Регулятивные коррекции, коммуникативные |
Оценивание учащихся |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует) |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
В таблице №2 представлена структура урока изучения нового материала, учебно-познавательной деятельности учащихся с точки зрения осуществления деятельностного подхода в обучении.
Этапы урока |
Деятельность ученика |
Форма организации учебно-познавательной деятельности |
Организационный момент |
Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен) |
Индивидуальная |
Актуализация знаний (учебная доминанта) |
Сталкивается с тем, что не знает, возникает мотив узнать. Задача учителя – создать учебно-познавательный мотив у учащихся (столкнуть разные мнения, столкновение в группе с проблемой) |
Коллективная, групповая |
Целеполагание |
Должен определить для себя: чему я буду учиться? На этом этапе могут возникнуть и задачи урока, определена его тема. |
Коллективная |
Открытие нового |
Выдвигает предположения, гипотезы, ищет и находит, предлагает пути и способы решения проблемы (далее работа с учебником – сравнить с правилом, научным знанием) Нельзя открывать факты |
Парная, групповая, коллективная, фронтальная с ярким примером (тоже может быть в зависимости от обстоятельств) |
Первичное закрепление во внешней речи (проговаривание) |
Проговаривает правило: 1) своими словами; 2) научными терминами (обязательно все) |
Парная |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Выполняют самостоятельную работу по заданию учителя. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого |
Индивидуальная |
Включение в систему знаний и повторение |
Выбирают упражнения (по трудности, по объему и др.) Самостоятельная работа не в качестве оценки Индивидуализация и дифференциация |
Индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая |
Рефлексия (итог урока, итог деятельности ученика) |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. |
Коллективная, индивидуальная |
С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:
Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: выявление нравственных представлений учеников.
Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений». Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.
Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.
Коммуникативные УУД – методика «Рукавички». Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.ем, так и со сверстниками.
Этапы мониторинговых процедур по отслеживанию результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО
Этапы |
Цель проведения |
Сроки |
Ответственные |
Стартовая диагностика (СД) |
Определение исходного (стартового) уровня готовности обучения в школе, предпосылок сформированности личностных и метапредметных УУД. |
Сентябрь |
Педагог-психолог, учитель начальных классов |
Промежуточная диагностика (ПД) |
Отслеживание УУД каждого ребенка, выявление проблем и трудностей ребенка, оказание ему целенаправленной помощи. |
По мере прохождения учебного материала |
Учитель начальных классов, педагог-психолог |
Итоговая диагностика (ИД) |
Уровень подготовки обучающихся начальной школы к продолжению образования на ступени основного общего образования. |
При переходе с одной ступени образования на другую, апрель |
педагог-психолог, учитель начальных классов |
Итоговая аттестация(ИА) |
Эффективность образовательного процесса на ступени начального общего образования. Результаты обучения обучающихся соответствуют требованиям ФГОС НОО |
По итогам 4 класса |
Заместитель директора по УВР |
Система оценивания результатов
Особенности системы оценивания |
Объект оценивания |
||
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
|
Формы оценивания |
Персонифицированная (неперсонифицированная) качественная оценка. Наблюдение. Самоанализ и самооценка. |
Персонифицированная (неперсонифицированная) качественная оценка. Наблюдение. Анализ письменных работ или ответов учащихся. Стандартизированные письменные работы и тесты. Самоанализ и самооценка. |
Персонифицированная количественная оценка. Анализ письменных работ или ответов обучающихся. Стандартизированные письменные работы и тесты. |
Инструментарий |
Анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова Методика «Беседа о школе». «Незавершенная сказка» Опросник мотивации. Методика «Кто Я?» Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман) методика «Тест простых поручений» Опросник «Рефлексивная самооценка» Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» Методика «Рукавички». |
Диагностические задания на определение сформированности предпосылок учебной деятельности у первоклассников. Диагностические задания на определение сформированности метапредметных результатов. Методика «Кодирование» Методика «Рукавичка» Проба на внимание (П.Я. Гальперин) «Задание «Дорога к дому» Комплексные итоговые работы. |
Проверочные работы. Тематические контрольные работы Тесты. Комплексные итоговые работы.
|
Диагностируемые параметры |
Уровень моральной дилеммы (Ж. Пиаже). Уровень усвоения норм и социального опыта. Уровень дифференциации моральных норм. |
1. Ключевые компетентности. 2. Уровень сформированности УУД. |
Предметная грамотность. |
Способ (процедуры) оценивания |
Участие в общественной жизни класса. Задания творческого характера. Портфолио.
|
Портфолио Задания творческого характера Проектная деятельность Диагностические работы Тестовый контроль |
Диагностические работы. Тематические контрольные работы. Тестовый контроль. |
Средства фиксации результатов оценки |
Характеристики обучающихся. Листы достижений. Справка педагога-психолога по результатам диагностики. |
Характеристики обучающихся. Листы достижений. Справки по результатам внутришкольного контроля. |
Листы достижений. Классные журналы. |
Мониторинг обладает следующими возможностями:
- возможности отслеживания динамики развития индивидуальности;
- получение учителем представления о каждом из учащихся;
- возможность успешной дифференциации обучения;
- широкая возможность консультирования родителей, учащихся и педагогов;
- определение зоны ближайшего развития;
- создание групп коррекции для детей с отклонениями в развитии каких-либо сфер
Я считаю, что система мониторинга сформированности УУД является очень важной и необходимой при личностно – ориентированном обучении.
По итогам работы можно сделать следующие выводы:
разработана система критериев и показателей уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы;
составлены карты наблюдений;
выбран диагностический материала для отслеживания сформированности УУД.
составлены таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальные карты развития УУД для каждого ученика.
формируется банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
сформировано и ведется портфолио учащихся, в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга;