12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44101
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
6

Дидактический материал для уроков русского языка в 7 классе по теме «Союзы в простых и сложных предложениях»

Дидактический материал для уроков русского языка в 7 классе по теме

«Союзы в простых и сложных предложениях»

(По повести И.Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!»)


 

Упражнение 1.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите союзы и союзные слова. Определите, что они связывают. В сложных предложениях подчеркните основы, в простых -однородные члены.

Вариант 1.

Маленький зелёный пригороч..к вдруг стал р..сти, р..сти и в нём обозначились двери. Обе их половинки ра..пахнулись настеж.. и все двинулись в таком порядке: сначала ёж Вихроний следом Луша и Ивушкин.

Как только они вошли двери за ними захлопнулись и и..чезли. Пр..горок снова уменьшился до своих обычных размеров. На поляне в Синем лесу (не)осталось (н..)души. Только шевельнулся колокольчик и белая бабочка‑капустница. На поляне воц..рилась (не)привычная и очень (не)подвижная тишина.

Вариант 2.

Ивушкин и Луша стали оглядыва(т,ть)ся (во)круг. Что это за страна? Куда они попали?

Кругом было зеле(н,нн)о от листьев, пёстро от цветов. Сразу стало ясно, что страна эта  лесная. Вокруг р..сли высоче(н,нн)ые деревья с толстыми красн..ватыми стволами а под деревьями была густая трава то(же) (не)обычайно высокая и мягкая. В ней что(то) не(то) шелестело не(то) шептало (не)прерывно двигалось. Небо было бледно(голубое) каким оно бывало у них в Высокове на ра..свете. По небу иногда пробегали (не)большие чистенькие облачка. Странность была в том что на небе одновреме(н,нн)о находились солнце, и луна, и звёзды. Как же это так?

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Выпишите простые предложения с однородными членами, составьте их схемы. Однородные члены подчеркните, укажите разряд союзов по значению.

Вариант 1.

Филипп – это он и есть, Ивушкин. Его зовут Филиппом в честь дедушки. Только он привык, что он – Ивушкин. Так его звали в яслях и в детском саду. Это тогда, когда они жили в городе. Но вот уже два года, как семья агронома Ивана Филипповича Ивушкина перебралась в деревню. Два года, два прекраснейших года они прожили в этом славном доме. В нём есть большие сени и лесенка оттуда на чердак. На чердаке пахнет сухими листьями и тёплой крышей, там лежит старый угольный утюг, который умеет превращаться в пароход, где кем‑то оставлены чёрные прокопчённые крынки. Внутри крынок темно и таинственно. Кажется, кто‑то там на дне скребется, и дышит, и живёт. И ещё в этом доме есть русская печь, в которой разжигается настоящий домашний костёр. Костёр горит живым огнём, а потом превращается в красные угли. По ним бегают синие огоньки, а после они куда‑то исчезают, и угли накрываются пушистым серым одеялом, и гаснут, и ложатся спать.

Вариант 2.

Папа Иван Филиппович написал в деревне какую‑то диссертацию. Это много‑много листов бумаги с напечатанными буквами и какие‑то листы с непонятными линиями, которые называются «диаграммы». И вот теперь почему‑то из‑за всей этой бумаги папа больше не будет работать в деревне Высоково, и они не будут больше жить в этом замечательном доме. В этом доме все пять окошек выходят на тихую речку Меру, на луг, покрытый красной смолкой, и колокольчиками, и ромашками, и дрёмой. В городе им дают трёхкомнатную квартиру, а папа будет работать в НИИ. Ивушкин пока ещё не очень понял, что это значит. Самое ужасное, что во всех этих трёхкомнатных квартирах люди почему‑то не держат лошадей. Держат только кошек, собак и прочих маленьких зверьков, но не лошадей! И вот теперь от него что‑то скрывают! Что‑то плохое и страшное обязательно случится с Лушей!

Вариант 3.

Луша сразу посерьёзнела и погрустнела.

Два года вместе. Она так привязалась к Ивушкиным. Любила возить Ивана Филипповича в поле, пастись тихонько у обочины, пока он распекал младшего агронома и бригадира, а уж как она любила Ивушкина!

Ивушкин был лёгкий, почти невесомый! Они вместе неслись через луг и влетали в речку Меру! Как раз там, где пологий бережок и маленькая золотистая песчаная отмель. Мера взрывалась брызгами, в каждой капельке отражались сразу и луговые цветы, и солнышко, и прибрежные ракитовые кусты. От этого капельки речной воды делались разноцветными, и на душе у обоих становилось весело, легко и разноцветно.

А зимой! Ивушкин насыпа́л Луше овса и садился рядом на маленькую скамеечку. Эта скамеечка осталась от прежних жильцов (хозяйка, сидя на этой скамеечке, доила корову Ромашку). Ивушкин усаживался на скамеечку, и они с Лушей беседовали…

Использованная литература

Токмакова И.П. Счастливо, Ивушкин!: Повесть‑сказка. : Махаон, Азбука‑Аттикус; Москва; 2014

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.