Технологическая карта урока русского языка по теме «Простые и сложные предложения» (3 класс)
Автор: Бруннер Анна Олеговна Руководитель: Фарафонова Е.С. Место работы: студентка Нижнетагильского педагогического колледжа №1 |
|||||||||
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа России» |
|||||||||
Тема урока |
Простые и сложные предложения. |
||||||||
Место урока в разделе |
Раздел «Предложение», урок № 10. |
||||||||
Тип урока |
Урок открытия «нового» знания. |
||||||||
Цели урока |
Создать условия для формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры. |
||||||||
Задачи урока |
Образовательная: познакомить с понятием сложного предложения, научить различать простое и сложное предложение и познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении. Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи; Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе; воспитывать интерес к учебе, предмету. |
||||||||
Планируемые результаты изучения темы |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||
Учащийся научится: обучающиеся научаться различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях. Составлять сложные предложения. |
Учащийся научится: Познавательные УУД Учащийся получит возможность научиться: выделять и обрабатывать необходимую информацию из текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: контролировать свою деятельность, планировать ход решения. |
Учащийся получит возможность формирования: выполнять задания творческого и поискового характера; слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
|||||||
Ресурсы |
|||||||||
Учебно-методическое сопровождение |
Дидактические материалы |
ИКТ, ЦОР |
|||||||
Учебник русского языка 3 класс 1 часть УМК «Школа России» авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. |
Раздаточный материал, карточка с индивидуальным заданием. |
Проектор, интерактивная доска, презентация. |
|||||||
Межпредметные связи |
Окружающий мир и литературное чтение. |
||||||||
Организация пространства |
Парты стоят традиционно, обучающиеся сидят по 2 человека за партой. |
||||||||
Этапы урока |
|||||||||
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||||
Предметные |
УУД |
||||||||
Мотивационный этап |
-Создает эмоционально-положительный настрой на уроке. (фронтальная работа) -Проверка готовности обучающихся к уроку. |
-Приветствуют учителя. -Проверяют готовность к уроку. |
Личностные: -самоопределение, смыслообразование. Познавательные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия |
-Организует выполнение словарного диктанта с расставлением ударений в словах. (фронтальная и индивидуальная) -Организует самопроверку в парах по эталону представленному на доске. ( парная) -Проводит опрос по прошлой теме «Распространенные и нераспространенные члены предложения» (фронтальный). |
-Пишут диктант, выделяют ударение. -Меняются тетрадями и осуществляют самопроверку. -Отвечают на вопросы по поднятой руке. |
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; |
Познавательные: мыслительные операции, извлечение необходимой информации, использование знаково-символических средств. Регулятивного: осознанное и произвольное построения речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. |
|||||
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. |
-Выявляет затруднения с помощью проблемного вопросы (фронтальная работа) – По какому признаку предложения бывают простые и сложные? - Почему вы не можете ответить на этот вопрос? - Какая возникла проблема? -Попробуйте предположить, какие предложения называются простыми, а какие сложными? – Как их отличить? |
-Затрудняются в ответе. -Определяют проблему. -Высказывают предположения. -Отвечают на вопросы, аргументируют, |
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; |
Познавательные: - анализ, обобщение; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - структурирование знаний; - определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - умение выслушивать ответы своих сверстников. |
|||||
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. |
– Составляет план урока совместно с обучающимися (фронтальная) 1) Решить проблему – узнать какое предложение называется простым, а какое сложным 2)Научиться применят новые знания. - Давайте попробуем сформулировать цель урока. -Запишем тему урока. Как она звучит? |
-Составляют план деятельности. -Формулируют тему и цель урока. |
-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; -овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. |
Личностные: смыслообразование. Познавательные: - анализ, обобщение; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - умение выслушивать ответы своих сверстников. - разрешение конфликтов. |
|||||
Реализация выбранного плана по решению затруднения. Открытие нового знания. |
–Организует диалог с обучающимися (фронтально), построенный на аналогичном сравнении. -Вспомните, в русском языке нам встречалось понятие сложное? – Приведите примеры сложных слов. – Почему эти слова называются сложными? – Сравните два кубика: игральный кубик и кубик- Рубика. – Какой из них можно назвать простым, а какой сложным? Почему? -Сделайте вывод о сложных предметах и перенесите его для формулировки темы урока. Организует работу с учебником для знакомства с новым понятием. -Откройте учебник на стр. 31 и прочтите правила. Определяют по правилу, какое предложения называется простым, а какое сложным. - Выполнение упражнение № 49 на стр. 32 совместно с учителем. Упражнение направлено на применение новых знаний. -Сделайте вывод по выполненному упражнению и прочитайте памятку на стр.32, объясните ее. -Задаются вопросы по прочитанной памятке из учебника. |
-Отвечают на вопросы, приводят примеры сложных слов. -Делают выводы, соотносят их с темой урока. -Читают памятку на стр.31 и отвечают на вопросы, рассказывают своими словами содержание прочитанного. -Выполняют упражнение в тетради с комментированием. -Делают вывод по выполненному упражнению. -Отвечают на вопросы. |
-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Личностные: смыслообразование - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: - анализ, обобщение, сравнение, классификация. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - установление причинно-следственных связей. Регулятивные: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. - познавательная инициативность. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - использование критериев для обоснования своего мнения; - достижение договоренностей и согласование общего решения |
|||||
Первичное закрепление нового знания. |
- Организует работу по карточкам № 1 (индивидуально) (см. приложение №1). Упражнение направлено на применение новых знаний, где обучающиеся выделяют грамматическую основу, определяют сложное и простое предложение, определяют почему в некоторых предложениях ставится запятая. -Чтение задания и объяснение его выполнения. -Проверка упражнения по поднятой руке (фронтальный) по выполненному упражнению, вывод. -Проводит физминутку. -А теперь, ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели и за дело. |
-Выполняют самостоятельно упражнение на карточке, читают задание. (см. приложение №1) -Проверяют правильность выполненного упражнения. -выполняют физминутку. |
-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; |
Личностные: смыслообразование - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: - анализ, обобщение, сравнение, классификация. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - установление причинно-следственных связей. - построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. - познавательная инициативность. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - использование критериев для обоснования своего мнения; - достижение договоренностей и согласование общего решения |
|||||
Включение в систему знаний и умений. Самостоятельная работа |
-Выполнение задания на карточке в парах (парная), (см. приложение №2). Задание распределено по рядам. У каждого ряда есть свой набор слов, из которых им нужно составить предложение и определить какое она (простое или сложное), выделить грамматическую основу и объяснить расстановку знаков препинания. -Проверка выполнения в парах ( с каждого ряда спрашиваю 1-2 пары). - Запись домашнего задания учебник стр. 32 упр. 51 |
-Выполняют задание в парах (см. приложение №2), записывают составленное предложение в тетрадь, выделяют грамматическую основу предложения, в сложном предложении ставят разделительный знак. -Проверяют задание совместно с учителем. -Открывают дневник и записывают домашнее задание. |
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: - анализ, обобщение, сравнение, классификация. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - установление причинно-следственных связей; - выведение следствий. Регулятивные: - контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. |
|||||
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. |
Осуществляет рефлексию результатов деятельности. - Как на письме разделяются части сложного предложения? -Какую цель деятельности на уроке мы ставили? -Удалось ли нам ее достигнуть? Продолжите предложения: Я узнал на уроке … Я хотел бы себя похвалить за … Я затруднялся в … Больше всего мне понравилось…
|
-Отвечают на вопросы, определяют достигнута ли цель урока. -Продолжают предложение по поднятой руке. |
-Создать условия для анализа учащимися собственной деятельности, результата работы, выявления причины неудач (если таковые есть.); проанализировать работу каждого ученика и дать оценку. |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Карточка
Прозвенел звонок с урока.
Ребята выбежали на перемену.
Началась весёлая игра.
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Карточка
1.
Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?
появиться, на, хмурые, небо, тучи.
2.
Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?
по, дождик, крыши, холодный, застучать
Шалагинова Ольга Владимировна