Технологическая карта урока русского языка по теме «Простые и сложные предложения» (3 класс)

4
1
Материал опубликован 30 November 2018

Автор: Бруннер Анна Олеговна

Руководитель: Фарафонова Е.С.

Место работы: студентка Нижнетагильского педагогического колледжа №1

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока

Простые и сложные предложения.

Место урока в разделе

Раздел «Предложение», урок № 10.

Тип урока

Урок открытия «нового» знания.

Цели урока

Создать условия для формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры.

Задачи урока

Образовательная: познакомить с понятием сложного предложения, научить различать простое и сложное предложение и познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении.

Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи;

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе; воспитывать интерес к учебе, предмету.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится: обучающиеся научаться различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях. Составлять сложные предложения.

Учащийся научится:

Познавательные УУД

Учащийся получит возможность научиться: выделять и обрабатывать необходимую информацию из текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться: контролировать свою деятельность, планировать ход решения.

Учащийся получит возможность формирования:

выполнять задания творческого и поискового характера; слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник русского языка 3 класс 1 часть УМК «Школа России» авторы: Канакина В.П.,

Горецкий В.Г.

Раздаточный материал, карточка с индивидуальным заданием.

Проектор, интерактивная доска, презентация.

Межпредметные связи

Окружающий мир и литературное чтение.

Организация пространства

Парты стоят традиционно, обучающиеся сидят по 2 человека за партой.

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивационный этап

-Создает эмоционально-положительный настрой на уроке. (фронтальная работа)

-Проверка готовности обучающихся к уроку.

-Приветствуют учителя.

-Проверяют готовность к уроку.

 

Личностные:

-самоопределение,

смыслообразование.

Познавательные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

-Организует выполнение словарного диктанта с расставлением ударений в словах. (фронтальная и индивидуальная)

-Организует самопроверку в парах по эталону представленному на доске. ( парная)

-Проводит опрос по прошлой теме «Распространенные и нераспространенные члены предложения» (фронтальный).

-Пишут диктант, выделяют ударение.

-Меняются тетрадями и осуществляют самопроверку.

-Отвечают на вопросы по поднятой руке.

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Познавательные: мыслительные операции, извлечение необходимой информации, использование знаково-символических средств.

Регулятивного: осознанное и произвольное построения речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

-Выявляет затруднения с помощью проблемного вопросы (фронтальная работа)

По какому признаку предложения бывают простые и сложные?

- Почему вы не можете ответить на этот вопрос?

- Какая возникла проблема?

-Попробуйте предположить, какие предложения называются простыми, а какие сложными?

Как их отличить?

-Затрудняются в ответе.

-Определяют проблему.

-Высказывают предположения.

-Отвечают на вопросы,

аргументируют,

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

Познавательные:

- анализ, обобщение;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- структурирование знаний;

- определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- умение выслушивать ответы своих сверстников.

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Составляет план урока совместно с обучающимися (фронтальная)

1) Решить проблему – узнать какое предложение называется простым, а какое сложным

2)Научиться применят новые знания.

- Давайте попробуем сформулировать цель урока.

-Запишем тему урока. Как она звучит?

-Составляют план деятельности.

-Формулируют тему и цель урока.

-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные:

- анализ, обобщение;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- умение выслушивать ответы своих сверстников.

- разрешение конфликтов.

Реализация выбранного плана по решению затруднения. Открытие нового знания.

Организует диалог с обучающимися (фронтально), построенный на аналогичном сравнении.

-Вспомните, в русском языке нам встречалось понятие сложное?

Приведите примеры сложных слов.

Почему эти слова называются сложными?

Сравните два кубика: игральный кубик и кубик- Рубика.

Какой из них можно назвать простым, а какой сложным? Почему?

-Сделайте вывод о сложных предметах и перенесите его для формулировки темы урока.

Организует работу с учебником для знакомства с новым понятием.

-Откройте учебник на стр. 31 и прочтите правила. Определяют по правилу, какое предложения называется простым, а какое сложным.

- Выполнение упражнение

49 на стр. 32 совместно с учителем. Упражнение направлено на применение новых знаний.

-Сделайте вывод по выполненному упражнению и прочитайте памятку на стр.32, объясните ее.

-Задаются вопросы по прочитанной памятке из учебника.

-Отвечают на вопросы, приводят примеры сложных слов.

-Делают выводы, соотносят их с темой урока.

-Читают памятку на стр.31 и отвечают на вопросы, рассказывают своими словами содержание прочитанного.

-Выполняют упражнение в тетради с комментированием.

-Делают вывод по выполненному упражнению.

-Отвечают на вопросы.

-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные: смыслообразование

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные:

- анализ, обобщение, сравнение, классификация.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

- познавательная инициативность.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- использование критериев для обоснования своего мнения;

- достижение договоренностей и согласование общего решения

Первичное закрепление нового знания.

- Организует работу по карточкам № 1 (индивидуально) (см. приложение №1). Упражнение направлено на применение новых знаний, где обучающиеся выделяют грамматическую основу, определяют сложное и простое предложение, определяют почему в некоторых предложениях ставится запятая.

-Чтение задания и объяснение его выполнения.

-Проверка упражнения по поднятой руке (фронтальный) по выполненному упражнению, вывод.

-Проводит физминутку.

-А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели и за дело.

-Выполняют самостоятельно упражнение на карточке, читают задание. (см. приложение №1)

-Проверяют правильность выполненного упражнения.

-выполняют физминутку.

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные: смыслообразование

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные:

- анализ, обобщение, сравнение, классификация.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- установление причинно-следственных связей.

- построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

- познавательная инициативность.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- использование критериев для обоснования своего мнения;

- достижение договоренностей и согласование общего решения

Включение в систему знаний и умений.

Самостоятельная работа

-Выполнение задания на карточке в парах (парная), (см. приложение №2). Задание распределено по рядам. У каждого ряда есть свой набор слов, из которых им нужно составить предложение и определить какое она (простое или сложное), выделить грамматическую основу и объяснить расстановку знаков препинания.

-Проверка выполнения в парах ( с каждого ряда спрашиваю 1-2 пары).

- Запись домашнего задания учебник стр. 32 упр. 51

-Выполняют задание в парах (см. приложение №2), записывают составленное предложение в тетрадь, выделяют грамматическую основу предложения, в сложном предложении ставят разделительный знак.

-Проверяют задание совместно с учителем.

-Открывают дневник и записывают домашнее задание.

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные:

- анализ, обобщение, сравнение, классификация.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- установление причинно-следственных связей;

- выведение следствий.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Осуществляет рефлексию результатов деятельности.

- Как на письме разделяются части сложного предложения?

-Какую цель деятельности на уроке мы ставили?

-Удалось ли нам ее достигнуть?

Продолжите предложения:

Я узнал на уроке …

Я хотел бы себя похвалить за …

Я затруднялся в …

Больше всего мне понравилось…


 

-Отвечают на вопросы, определяют достигнута ли цель урока.

-Продолжают предложение по поднятой руке.

-Создать условия для анализа учащимися собственной деятельности, результата работы, выявления причины неудач (если таковые есть.); проанализировать работу каждого ученика и дать оценку.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Карточка

Прозвенел звонок с урока.

Ребята выбежали на перемену.

Началась весёлая игра.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Карточка

1.

Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?

появиться, на, хмурые, небо, тучи.

2.

Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?

по, дождик, крыши, холодный, застучать

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок. Когда ученики меняются тетрадями - это взаимопроверка.

30 November 2018