Урок русского языка «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях» (4 класс)
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Танаева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А. Н. Сабурова», Завьяловского района УР, имеющаяся категория – первая, запрашиваемая категория – высшая.
Предмет: Русский язык Класс: 4 УМК: «Перспективная начальная школа» Учебник: Русский язык 4 класс, часть 3. Учебник в трёх частях разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, авторы: М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т.А.Байкова – М.: Академкнига, 2017.
Тема урока: Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки для самооценки, раздаточный материал: карточки с предложениями для работы в группах, карточки для парной работы и для домашнего задания, схемы сложного предложения, памятка, досочки «Пиши-стирай», презентация, ноутбук, проектор, экран.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
В классе 24 обучающихся. Из них 13 мальчиков, 11 девочек. Один ученик по заключению ПМПК имеет статус ОВЗ (вариант 7.1). Обучающийся с данным вариантом имеет: незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности. Обучающиеся данного класса активны и подвижны. Дети хорошо работают на уроках, умеют работать в парах, в группах. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Дети знают правила поведения учащихся на уроке. Из 24 человек – 5 занимаются на высоком уровне, 16 – на среднем уровне и 3 – на низком уровне.
Учащиеся владеют:
Предметные УУД:
понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить;
умеют находить грамматическую основу предложения.
Регулятивные УУД:
формулируют тему урока при помощи учителя;
обнаруживают совместно с учителем проблему и формулируют учебную цель урока;
осуществляют самооценку.
Познавательные УУД:
ориентируются в учебнике;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
высказывают свою точку зрения;
задают вопросы, отвечают на вопросы;
умеют работать в паре, в группе.
Личностные УУД:
отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений результатов обучения |
|
Предметные
|
Различать простые и сложные предложения; Применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях. |
Повышенный уровень достижений – 7 человек. Базовый уровень достижений – 14человек. Низкий уровень достижений – 3 человек. |
|
Метапредметные |
Познавательные УУД |
Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; Находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
Повышенный уровень достижений – 5 человек. Базовый уровень достижений – 15 человек. Низкий уровень достижений – 4 человек. |
Регулятивные УУД |
Организовывать свое рабочее место; Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; Планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; Оценивать свои достижения на уроке. |
Повышенный уровень достижений – 8 человек. Базовый уровень достижений – 11 человек. Низкий уровень достижений – 5 человека. |
|
Коммуникативные УУД |
Слушать и понимать речь других. Договариваться, и приходить к общему решению.
|
Повышенный уровень достижений – 10 человек. Базовый уровень достижений – 11 человек. Низкий уровень достижений – 3 человека. |
|
Личностные |
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Понимать причины успеха в учебной деятельности. |
Повышенный уровень достижений – 5 человек. Базовый уровень достижений – 15 человек. Низкий уровень достижений – 4 человек. |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность ученика |
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
|
I Мотивационно-целевой этап (10мин.)
|
Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу. Проверить готовность учащихся к уроку. |
Методы: словесные, наглядные, практические. Приёмы: беседа, наблюдение.
|
Фронтальная. |
Приветствует детей, настраивает на работу и проверяет готовность к уроку. Мотивирует на успешную работу.
|
Поприветствовать учителя и проверить, всё ли готово к уроку. Слайд 1.
|
Учащиеся готовы к началу работы, проверяют себя, настраиваются на работу. Самооценка.
|
Регулятивные: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: умение оценивать свою готовность. |
Минутка чистописания |
Повторить правописание букв. |
Методы: словесные, наглядные, практические. Приёмы: беседа, наблюдение, самоконтроль. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Предлагает записать число, классная работа. Предлагает исключить «лишнее», чтобы узнать, какие сочетания букв писать. Организует минутку чистописания.
|
Слайд 2.
На слайде: и а у но Овладение начертаниями букв и запись их в тетрадь. Слайд 3,4. |
Записывают число, классная работа.
Исключают «лишнее» у , т.к. это предлог, остальное союзы. Прописывают союзы в тетрадях. Самооценка.
|
Познавательные: уметь дифференцировать предлоги и союзы. Регулятивные: самоконтроль за правильностью написания: формы, наклона, высоты букв. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников. Личностные: оценить умение вырабатывать каллиграфический почерк. |
|
Актуализация знаний |
Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся. |
Методы: словесные, познавательные. Приёмы: беседа. |
Фронтальная. |
- Какую роль в предложении играют союзы? - Что мы знаем о предложении?
|
Ответить на вопросы. |
Отвечают на вопросы: - Союзы связывают однородные члены предложения. -Предложения бывают по интонации: восклицательными и невосклицательными по цели высказывания повествовательные, побудительные, вопросительные; распространённые и нераспространённые; с однородными членами или без. |
Предметные: знать признаки, характеризующие простое предложение. Регулятивные: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний. Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга. |
|
Постановка темы и цели урока |
Создать проблемную ситуацию. |
Методы: словесные, наглядные, практические. Приёмы: беседа, наблюдение, сравнение, создание проблемной ситуации. |
Групповая. |
Проводит групповую работу: -Выделите грамматические основы и распределите предложения на две группы. Помогает учащимся, через проблему сформулировать тему и цель урока: -Как можно назвать первую группу? Вторую? - Сформулируйте тему урока? - Поставьте цель. |
Работа в группах. Распределяют предложения на две группы. Приложение 1. |
Высказывают предположения, пытаются выполнить задание: Первая группа- предложения с одной грамматической основой, вторая- с двумя основами. Формулируют тему и цель урока. |
Познавательные: умение анализировать информацию. Регулятивные: умение ставить новую учебную цель. Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. |
|
II Ориентировочный этап (2 мин.)
|
Организовать работу по поиску путей решения проблемы. |
Методы: словесные. Приёмы: беседа. |
Фронтальная. |
Помогает учащимся составить план решения проблемы. |
Ответить на вопросы. |
Высказывают предположения: - Узнать новое. - Применить на практике. - Итог урока. - Домашнее задание. |
Предметные: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. Коммуникативные: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. |
|
III Поисково-исследовательский этап (15мин.)
|
|
Организовать осмысленное восприятие новой информации.
|
Методы: словесные, наглядные, практические. Приёмы: беседа, наблюдение, сравнение. |
Фронтальная.
Парная.
|
- Почему же предложения называют сложными? Предлагает уточнить в словаре значение слова «сложный».
Организует работу по поиску частей сложного предложения. - Итак, давайте понаблюдаем, из каких частей состоят наши предложения. На с. 175 учебника даны иллюстрации к нашим пословицам. - Какие пословицы художник изобразил по частям? - Прочитайте пословицу к картинке 2. - Объясните смысл пословицы. - Прочитайте ту часть пословицы, которая подходит к первой части, ко второй части картинки 2. Демонстрирует на экране части сложного предложения. - Почему же предложения называются сложными? Организует наблюдение над союзами в сложном предложении.
На доску вывешивает наглядный материал. Подводит детей к формулированию вывода по новой теме.
|
Учебник, с. 174. СЛОЖНЫЙ, -АЯ,-ОЕ; 1.Состоящий из нескольких частей. 2.Трудный, запутанный. Учебник с.175, упр.176.
1.Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. 2, Яблоко от яблони недалеко падает. 3. Лиса семерых волков проведёт. 4. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
Слайд 5.
На карточке сложные предложения с союзами А,И,НО и без союза. Приложение 2.
Приложение 3.
Правило в учебнике с.177. |
Высказывают предположения.
Находят значения слова «сложный».
Сложные предложения состоят из частей.
Объясняют с помощью иллюстраций, какие пословицы зашифрованы в картинках (2,3).
Читают: Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. Объясняют значение пословицы. Читают: Знайка по дорожке бежит, Читают: а незнайка на печи лежит.
Делают вывод: Сложные предложения состоят из частей. Находят грамматические основы, показывают части сложных предложений. Выделяют зелёной пастой союзы. На основе наблюдения делают вывод. Соотносят предложение со схемой, выносят на доску.
Делают вывод и сравнивают его с правилом в учебнике. Самооценка.
|
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, карточки. Регулятивные: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач, умение слушать мнения других, при необходимости корректировать озвученный ответ; строить высказывания, понятные для других. Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Физминутка. |
Снятие физического и интеллектуального напряжения. |
Метод: спортивные упражнения.
|
Фронтальная. |
Организует физминутку. |
Выполнить движения в соответствии с текстом. Выполнить инструкцию на слово «пожалуйста». |
Выполняют движения за учащимся по содержанию текста. |
Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию. Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. |
|
IV.Практический этап. (10 мин.)
|
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. |
Метод: упражнение. Приёмы: беседа.
|
Фронтальная.
Индивидуальная
|
Организует работу по выявлению усвоения новой темы.
Организует индивидуальную работу учащихся по карточкам. Организует проверку по эталону. |
На экране задание: найти сложное предложение. Слайд 6,7.
Составить из простых предложений сложные. Слайд 8,9. Приложение 4.
Проверить и оценить результат. |
Самостоятельно читают предложения на слайдах, показывают на досочках номер сложного предложения. Самостоятельно выполняют задание на карточке. Анализируют работу и оценивают результат. Самооценка. |
Предметные: умение определять структуру предложения, находить грамматическую основу, расставлять знаки препинания. Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы. Коммуникативные: корректировать работу; излагать своё мнение. |
|
V.Рефлексивно-оценочный этап. (3 мин.) |
Осмысление процесса и результата деятельности. |
Беседа. |
Фронтальная. |
Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы. Организует самооценку учащихся. Обсуждает домашнее задание и предлагает его записать. |
Ответить на рефлексивные вопросы. Слайд 10. Оценить себя. Записать домашнее задание. Слайд 11. Приложение 5.
|
Делают выводы о результатах работы на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Записывают домашнее задание. |
Познавательные: осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. Личностные: осознание своих эмоций. |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Приложение 1.
Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Лиса семерых волков проведёт.
Ласточка день начинает,
а соловей кончает.
Приложение 2.
Прочитайте предложения. В каждом предложении покажите части, грамматическую основу. Выделите союз. Сделайте вывод.
Глаза страшат, а руки делают. Гром грохотал, но дождь не начинался. Пригрело солнышко, и снег растаял. Собака лает, соловей молчит.
Вывод: Между частями сложного предложения стоят союзы ______________и всегда запятая.
|
Прочитайте предложения. В каждом предложении покажите части, грамматическую основу. Выделите союз. Сделайте вывод.
Глаза страшат, а руки делают. Гром грохотал, но дождь не начинался. Пригрело солнышко, и снег растаял. Собака лает, соловей молчит.
Вывод: Между частями сложного предложения стоят союзы ______________и всегда запятая. |
Прочитайте предложения. В каждом предложении покажите части, грамматическую основу. Выделите союз. Сделайте вывод.
Глаза страшат, а руки делают. Гром грохотал, но дождь не начинался. Пригрело солнышко, и снег растаял. Собака лает, соловей молчит.
Вывод: Между частями сложного предложения стоят союзы ______________и всегда запятая.
|
Прочитайте предложения. В каждом предложении покажите части, грамматическую основу. Выделите союз. Сделайте вывод.
Глаза страшат, а руки делают. Гром грохотал, но дождь не начинался. Пригрело солнышко, и снег растаял. Собака лает, соловей молчит.
Вывод: Между частями сложного предложения стоят союзы ______________и всегда запятая. |
.
Приложение 3.
[ ],а[ ].
[ ],и[ ].
[ ],но[ ].
[ ] , [ ].
Приложение 4.
Карточка
Составьте из простых предложений сложные с союзами И, А, НО.
Запиши в тетрадь.
Наступила весна. |
На пригорках показались подснежники. |
Ребята собирались в лес. |
Им помешал дождь. |
Приложение 5.
Домашнее задание.
Карточка 1 Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу. Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.
Карточка 2 Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.
|
Домашнее задание.
Карточка 1 Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу. Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.
Карточка 2 Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.
|