Урок русского языка «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 27 March 2022

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Танаева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А. Н. Сабурова», Завьяловского района УР, имеющаяся категория – первая, запрашиваемая категория – высшая.

Предмет: Русский язык Класс: 4 УМК: «Перспективная начальная школа» Учебник: Русский язык 4 класс, часть 3. Учебник в трёх частях разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, авторы: М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т.А.Байкова – М.: Академкнига, 2017.

Тема урока: Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки для самооценки, раздаточный материал: карточки с предложениями для работы в группах, карточки для парной работы и для домашнего задания, схемы сложного предложения, памятка, досочки «Пиши-стирай», презентация, ноутбук, проектор, экран.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

В классе 24 обучающихся. Из них 13 мальчиков, 11 девочек. Один ученик по заключению ПМПК имеет статус ОВЗ (вариант 7.1). Обучающийся с данным вариантом имеет: незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности. Обучающиеся данного класса активны и подвижны. Дети хорошо работают на уроках, умеют работать в парах, в группах. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Дети знают правила поведения учащихся на уроке. Из 24 человек – 5 занимаются на высоком уровне, 16 – на среднем уровне и 3 – на низком уровне.

Учащиеся владеют:

Предметные УУД:

понимают учебную задачу урока и стремят­ся её выполнить;

умеют находить грамматическую основу предложения.

Регулятивные УУД:

формулируют тему урока при помощи учителя;

обнаруживают совместно с учителем проблему и формулируют учебную цель урока;

осуществляют самооценку.

Познавательные УУД:

ориентируются в учебнике;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

высказывают свою точку зрения;

задают вопросы, отвечают на вопросы;

умеют работать в паре, в группе.

Личностные УУД:

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.

 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

 

Вид планируемых учебных действий

 

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные

 

 

 

Различать простые и сложные предложения;

Применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.

Повышенный уровень достижений – 7 человек.

Базовый уровень достижений – 14человек.

Низкий уровень достижений – 3 человек.

Метапредметные

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

Находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Повышенный уровень достижений – 5 человек.

Базовый уровень достижений – 15 человек.

Низкий уровень достижений – 4 человек.

Регулятивные УУД

Организовывать свое рабочее место;

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

Оценивать свои достижения на уроке.

Повышенный уровень достижений – 8 человек.

Базовый уровень достижений – 11 человек.

Низкий уровень достижений – 5 человека.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других. Договариваться, и приходить к общему решению.

 

Повышенный уровень достижений – 10 человек.

Базовый уровень достижений – 11 человек.

Низкий уровень достижений – 3 человека.

Личностные

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Понимать причины успеха в учебной деятельности.

Повышенный уровень достижений – 5 человек.

Базовый уровень достижений – 15 человек.

Низкий уровень достижений – 4 человек.

 

 

 

 

 

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

I Мотивационно-целевой этап

(10мин.)

 

 

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Проверить готовность учащихся к уроку.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: беседа, наблюдение.

 

 

 

Фронтальная.

Приветствует детей, настраивает на работу и проверяет готовность к уроку.

Мотивирует на успешную работу.

 

 

 

 

 

 

 

Поприветствовать учителя и проверить, всё ли готово к уроку.

Слайд 1.

 

 

 

Учащиеся готовы к началу работы, проверяют себя, настраиваются на работу.

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: умение оценивать свою готовность.

Минутка чистописания

Повторить правописание букв.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: беседа, наблюдение, самоконтроль.

Фронтальная, индивидуальная.

Предлагает записать число, классная работа.

Предлагает исключить «лишнее», чтобы узнать, какие сочетания букв писать.

Организует минутку чистописания.

 

 

 

 

 

Слайд 2.

 

 

На слайде:

и а у но

Овладение начертаниями букв и запись их в тетрадь.

Слайд 3,4.

Записывают число, классная работа.

 

Исключают «лишнее» у , т.к. это предлог, остальное союзы.

Прописывают союзы в тетрадях.

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

уметь дифференцировать предлоги и союзы.

Регулятивные: самоконтроль за правильностью написания: формы, наклона, высоты букв.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников.

Личностные: оценить умение вырабатывать каллиграфический почерк.

Актуализация знаний

Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся.

Методы: словесные, познавательные.

Приёмы: беседа.

Фронтальная.

- Какую роль в предложении играют союзы?

- Что мы знаем о предложении?

 

Ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы:

- Союзы связывают однородные члены предложения.

-Предложения бывают по интонации: восклицательными и невосклицательными

по цели высказывания повествовательные, побудительные, вопросительные;

распространённые и нераспространённые; с однородными членами или без.

Предметные: знать признаки, характеризующие простое предложение.

Регулятивные: 

осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний.

Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга.

Постановка темы и цели урока

Создать проблемную ситуацию.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: беседа, наблюдение, сравнение, создание проблемной ситуации.

Групповая.

Проводит групповую работу:

-Выделите грамматические основы и распределите предложения на две группы.

Помогает учащимся, через проблему сформулировать тему и цель урока:

-Как можно назвать первую группу? Вторую?

- Сформулируйте тему урока?

- Поставьте цель.

Работа в группах. Распределяют предложения на две группы.

Приложение 1.

Высказывают предположения, пытаются выполнить задание:

Первая группа- предложения с одной грамматической основой, вторая- с двумя основами.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные:

умение анализировать информацию.

Регулятивные: умение ставить новую учебную цель.

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

II Ориентировочный этап

(2 мин.)

 

 

Организовать работу по поиску путей решения проблемы.

Методы: словесные.

Приёмы: беседа.

Фронтальная.

Помогает учащимся составить план решения проблемы.

Ответить на вопросы.

Высказывают предположения:

- Узнать новое.

- Применить на практике.

- Итог урока.

- Домашнее задание.

Предметные: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

III Поисково-исследовательский этап

(15мин.)

 

 

 

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

 

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: беседа, наблюдение, сравнение.

Фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему же предложения называют сложными? Предлагает уточнить в словаре значение слова «сложный».

 

 

 

Организует работу по поиску частей сложного предложения.

- Итак, давайте понаблюдаем, из каких частей состоят наши предложения.

На с. 175 учебника даны иллюстрации к нашим пословицам.

- Какие пословицы художник изобразил по частям?

- Прочитайте пословицу к картинке 2.

- Объясните смысл пословицы.

- Прочитайте ту часть пословицы, которая подходит к первой части, ко второй части картинки 2.

Демонстрирует на экране части сложного предложения.

- Почему же предложения называются сложными?

Организует наблюдение над союзами в сложном предложении.

 

 

 

 

 

На доску вывешивает наглядный материал.

Подводит детей к формулированию вывода по новой теме.

 

 

 

 

 

Учебник, с. 174.

СЛОЖНЫЙ, -АЯ,-ОЕ;

1.Состоящий из нескольких частей.

2.Трудный, запутанный.

Учебник с.175, упр.176.

t1648409424aa.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

2, Яблоко от яблони недалеко падает.

3. Лиса семерых волков проведёт.

4. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.

 

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

На карточке сложные предложения с союзами А,И,НО и без союза.

Приложение 2.

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

 

Правило в учебнике с.177.

Высказывают предположения.

 

 

Находят значения слова «сложный».

 

Сложные предложения состоят из частей.

 

Объясняют с помощью иллюстраций, какие пословицы зашифрованы в картинках (2,3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают:

Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

Объясняют значение пословицы.

Читают:

Знайка по дорожке бежит,

Читают:

а незнайка на печи лежит.

 

 

 

Делают вывод:

Сложные предложения состоят из частей.

Находят грамматические основы, показывают части сложных предложений.

Выделяют зелёной пастой союзы.

На основе наблюдения делают вывод.

Соотносят предложение со схемой, выносят на доску.

 

Делают вывод и сравнивают его с правилом в учебнике.

Самооценка.

 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, карточки.

Регулятивные: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательных задач, умение слушать мнения других, при необходимости корректировать озвученный ответ; строить высказывания, понятные для других.

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Физминутка.

Снятие физического и интеллектуального напряжения.

Метод: спортивные упражнения.

 

Фронтальная.

Организует физминутку.

Выполнить движения в соответствии с текстом.

Выполнить инструкцию на слово «пожалуйста».

Выполняют движения за учащимся по содержанию текста.

Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию.

Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

IV.Практический этап.

(10 мин.)

 

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Метод: упражнение.

Приёмы: беседа.

 

Фронтальная.


 


 


 


 


 

Индивидуальная


 


 


 

 

Организует работу по выявлению усвоения новой темы.


 


 

Организует индивидуальную работу учащихся по карточкам.

Организует проверку по эталону.

На экране задание: найти сложное предложение.

Слайд 6,7.


 


 


 

Составить из простых предложений сложные.

Слайд 8,9.

Приложение 4.


 

Проверить и оценить результат.

Самостоятельно читают предложения на слайдах, показывают на досочках номер сложного предложения.

Самостоятельно выполняют задание на карточке.

Анализируют работу и оценивают результат.

Самооценка.

Предметные: умение определять структуру предложения, находить грамматическую основу, расставлять знаки препинания.

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.

Коммуникативные: корректировать работу; излагать своё мнение.

V.Рефлексивно-оценочный этап.

(3 мин.)

Осмысление процесса и результата деятельности.

Беседа.

Фронтальная.

Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.

Организует самооценку учащихся.

Обсуждает домашнее задание и предлагает его записать.

Ответить на рефлексивные вопросы.

Слайд 10.

Оценить себя.

Записать домашнее задание.

Слайд 11.

Приложение 5.

 

Делают выводы о результатах работы на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании.

Личностные: осознание своих эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

t1648409424ab.gif

 

Слайд 2

t1648409424ac.gif

 

 

 

 

 

Слайд 3

t1648409424ad.gif

 

 

Слайд 4

t1648409424ae.gif

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

t1648409424af.gif

 

 

 

Слайд 6.

 

t1648409424ag.gif

 

 

 

Слайд 7.

 

t1648409424ah.gif

 

 

 

Слайд 8.

 

t1648409424ai.gif

 

Слайд 9.

 

t1648409424aj.gif

 

 

Слайд 10.

 

t1648409424ak.gif

 

 

 

Слайд 11.

 

t1648409424al.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.


 


 

Яблоко от яблони не далеко падает.


 


 


 

Лиса семерых волков проведёт.


 


 


 

Ласточка день начинает,

а соловей кончает.


 

Приложение 2.

Прочитайте предложения. В каждом предложении покажите части, грамматическую основу. Выделите союз. Сделайте вывод.


 

Глаза страшат, а руки делают.

Гром грохотал, но дождь не начинался.

Пригрело солнышко, и снег растаял.

Собака лает, соловей молчит.


 

Вывод: Между частями сложного предложения стоят союзы ______________и всегда запятая.


 

 

Прочитайте предложения. В каждом предложении покажите части, грамматическую основу. Выделите союз. Сделайте вывод.


 


 

Глаза страшат, а руки делают.

Гром грохотал, но дождь не начинался.

Пригрело солнышко, и снег растаял.

Собака лает, соловей молчит.


 

Вывод: Между частями сложного предложения стоят союзы ______________и всегда запятая.

Прочитайте предложения. В каждом предложении покажите части, грамматическую основу. Выделите союз. Сделайте вывод.


 

Глаза страшат, а руки делают.

Гром грохотал, но дождь не начинался.

Пригрело солнышко, и снег растаял.

Собака лает, соловей молчит.


 

Вывод: Между частями сложного предложения стоят союзы ______________и всегда запятая.

 

Прочитайте предложения. В каждом предложении покажите части, грамматическую основу. Выделите союз. Сделайте вывод.


 

Глаза страшат, а руки делают.

Гром грохотал, но дождь не начинался.

Пригрело солнышко, и снег растаял.

Собака лает, соловей молчит.


 

Вывод: Между частями сложного предложения стоят союзы ______________и всегда запятая.

.

Приложение 3.

[t1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gif ],а[ ].

t1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gif[ ],и[ ].

[t1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gif ],но[ ].

t1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gift1648409424am.gif[ ] , [ ].


 


 


 


 

Приложение 4.


 

Карточка

Составьте из простых предложений сложные с союзами И, А, НО.

Запиши в тетрадь.

 

Наступила весна.

На пригорках показались подснежники.

Ребята собирались в лес.

Им помешал дождь.

 

 


 

 


 


 

Приложение 5.

 

Домашнее задание.

 

Карточка 1

Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу.

Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

 

Карточка 2

Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

 

 

Домашнее задание.

 

Карточка 1

Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу.

Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

 

Карточка 2

Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.