Урок русского языка в 4 классе «Простые и сложные предложения»
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка в 4 классе «Простые и сложные предложения» (обобщающий)
Образовательная система «Школа 2100»
Цель: Обобщить знания детей о простом и сложном предложениях.
Задачи:/data/files/a1518534504.pptx (Презентация к уроку «Простые и сложные предложения»)
Регулятивные:
- развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.
Познавательные:
- Упражнять в распознавании простых и сложных предложений,
использовать их в устной и письменной речи.
Коммуникативные:
- развивать умения устной монологической речи, письменного связного высказывания с использованием изученных конструкций - сложных предложений и предложений (частей) с однородными членами
-развивать умение сотрудничества при работе в парах
Оборудование:
Презентация, карточки для самостоятельной работы;
Детям: словари, сигнальные карточки, набор цифр 1, 2,3,4.
Ход урока.
Организационный момент ( Слайд 2)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь
Урок русского языка
2. Подготовка обучающихся к сознательному усвоению материала
2.1Минутка чистописания
Откройте тетради . Минутка чистописания. Подготовим пальчики ( Слайд 3)
(физминутка)
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
( Слайд 4)- Найдите закономерность и определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания ( буква с)
1 2 Работа в парах: Дети шепчут ответ на ушко друг другу. Начинает шептать 1 вариант, а в дальнейшем - меняются ролями.
А В Ж И ? У
Б З Т
-Почему эта буква?
2 1
-Писать её будем в соединении с буквами, которые в предложении могут быть союзами. Какие это буквы? (а, и) 1 2
-Назовите эти соединения ( си, са, ас, ис) 2 1
Показ написания учителем на доске, проговаривая вид соединения.
-Напишите эти соединения до конца строки, соблюдая закономерность
-Под самыми красивыми слогами поставьте точку
2.2 Словарная работа. ( Слайд 5)
-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом
р б с е е р о
-Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, и вы узнаете слово из словаря.
Какое это слово? ( Серебро)
-Запишите его. Прокомментируйте.
- Кто знает, что означает слово? ( металл)
- Теперь давайте посмотрим значение этого слова в словаре. В каком? (Работа с толковым словарем.)
Серебро: 1. Драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета
2.Изделия из такого металла ( столовое серебро)
3.Мелкие разменные монеты (Дать сдачи серебром)
4.Посеребрённые нити. (Шить серебром)
Итак, общий признак – серовато-белый цвет и что-то блестящее
Существует переносное значение слова( Слайд 6)
1.Серебро на висках
Это что?
Почему седины называют серебром? (сероватые, блестящие)
2.Серебряный голос .Это какой? ( мелодичный, красивый)
- Посмотрите, как много значений у одного слова. Значит оно какое? (Слайд 7)
( многозначное)
Аукцион слов
-Образуйте однокоренные слова к новому слову
(Серебряный, серебрится, серебрить, посеребрил, высеребрить, серебряник, серебристый)
-Запишите в тетрадь 5-6 понравившихся слов
-Выделите корень. (Слайд 8)
-Ребята, как вы думаете, что может серебриться или быть серебряным в прямом значении? ( брошка, монета ит.д.)
-А в переносном значении? (луна, роса, снег, иней, облака, река, туман (сероватый, блестящий)
звон, голос (красивый, мелодичный)
-Устно составьте словосочетания
с данными предметами и родственными словами к слову серебро
Переходим к работе над предложением.
- Устно составьте простое предложение с одним из своих словосочетаний.
(Луна посеребрила верхушки елей.
На траве сверкала и серебрилась роса.
По синему небу плыли серебристые облака.
Над полем плыл серебряный звон колоколов.)
2.3 Повторение
-Какие виды предложений по структуре мы ещё знаем? .(1 2)
Как их различить? .(2 1) ( Слайд 9)
3.Тема, целеполагание (Слайд 10)
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (1 2)
(тема: простые и сложные предложения )
-В чём будем упражняться? (2 1)
(распознавать простое и сложное предложения)
- Зачем?
(Чтобы грамотно оформлять их на письме)
-Почему важно говорить и писать грамотно?
(Чтобы нас понимали)
4. Закрепление и обобщение усвоенного материала
4.1 Физминутка ( Слайд 11)Игра «Определи предложение по структуре» ( показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)
Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.
Около дома утопали в серебре тополя.
На серебряном блюде лежали яблоки.
Месяц посеребрит, а красно солнышко позолотит.
Серебряный голос соловья звучал в ночи.
4.2 Самостоятельная работа ( Слайд 12)
-Выберите 2-3 схемы и составьте к ним предложения на тему «Снег».
Не забывайте про наше новое слово.
- Чтобы вам было легче, вспомните, что может делать снег?( Кружиться, серебриться, падать, искриться и т.д.)
-Красивой нашу речь делают имена прилагательные. Давайте вспомним, какой может быть снег? (пушистый, колючий, белый, мокрый и т.д.)
- А теперь приступайте к заданию.
1) [ = - ]. 1 балл
2)[ - = и ]. 2 балла
3)[ - и ].
=
=
-
-
4)[ = и ]
5)[ - =], и [ = - ]. 3 балла
6)[ - =], а [ = - ].
7)[ - =], но [ = - ].
Проверка самостоятельной работы.
-Сколько баллов удалось тебе набрать?
- Назови номер схемы и зачитай самое интересное предложение.
( ученик называет № схемы и зачитывает предложение, а остальные проверяют сигнальными карточками соответствие предложения схеме)
-Обратите внимание на схемы № 2,3,4 и 5.
Почему в схеме №5 перед союзом и стоит запятая, а в остальных случаях нет?( Запятая ставится, если предложение сложное, т.к она разделяет на письме два простых предложения)
4.3 Творчество
Гимнастика для глаз
А)-Сейчас вы напишите мини-сочинение, используя ранее подобранные словосочетания и предложения, помня о правиле постановки запятой .(Слайд 13) Послушайте начало:
Снег старательно украшал сосны в лесу. На каждую иголочку он подвешивал снежинку-серёжку. Солнечный луч на миг озарил снежинки….
- Пофантазируйте и напишите, что мог увидеть солнечный луч. Завершите текст 2-3 предложениями. Они могут быть как простыми, так и сложными. Не забывайте о запятых.
Б) Сильным детям предлагается поработать со стихотворением
-Закончи стихотворение
Скоро закружат метели,
Ляжет снег на ветви ели…
Зачитайте получившиеся тексты.
5. Итог. Рефлексия ( Слайд 14)
Давайте подведём итог
Каким же был для вас урок?
Приготовьте и поднимите карточку с номером.
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться
- Спасибо за работу. Урок окончен. Сдайте, пожалуйста, тетради. За мини-сочинение каждый получит отметку.
(Слайд 15)
Автор: Кособродова Марина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №86 города Екатеринбурга, 1 квалификационная категория
Литература :
1)Г.А.Бакунина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
2)В.А.Синицын. Путь к слову. – М: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996
Ильина Оксана Геннадьевна
Кособродова Марина Ивановна
Алина Яковлевна Корогод
Алина Яковлевна Корогод
Кособродова Марина Ивановна