12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кособродова Марина Ивановна168
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
5

Урок русского языка в 4 классе «Простые и сложные предложения»



Урок русского языка в 4 классе «Простые и сложные предложения» (обобщающий)

Образовательная система «Школа 2100»

Цель: Обобщить знания детей о простом и сложном предложениях.

Задачи:/data/files/a1518534504.pptx (Презентация к уроку «Простые и сложные предложения»)

Регулятивные:

- развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.

Познавательные:

- Упражнять в распознавании простых и сложных предложений,

использовать их в устной и письменной речи.

Коммуникативные:

- развивать умения устной монологической речи, письменного связного высказывания с использованием изученных конструкций - сложных предложений и предложений (частей) с однородными членами

-развивать умение сотрудничества при работе в парах

Оборудование:

Презентация, карточки для самостоятельной работы;

Детям: словари, сигнальные карточки, набор цифр 1, 2,3,4.

Ход урока.

Организационный момент ( Слайд 2)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь

Урок русского языка

2. Подготовка обучающихся к сознательному усвоению материала

2.1Минутка чистописания

Откройте тетради . Минутка чистописания. Подготовим пальчики ( Слайд 3)

(физминутка)

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

( Слайд 4)- Найдите закономерность и определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания ( буква с)

1 2 Работа в парах: Дети шепчут ответ на ушко друг другу. Начинает шептать 1 вариант, а в дальнейшем - меняются ролями.

А В Ж И ? У

Б З Т

-Почему эта буква?

2 1

-Писать её будем в соединении с буквами, которые в предложении могут быть союзами. Какие это буквы? (а, и) 1 2

-Назовите эти соединения ( си, са, ас, ис) 2 1

Показ написания учителем на доске, проговаривая вид соединения.

-Напишите эти соединения до конца строки, соблюдая закономерность

-Под самыми красивыми слогами поставьте точку

2.2 Словарная работа. ( Слайд 5)

-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом

р б с е е р о

-Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, и вы узнаете слово из словаря.

Какое это слово? ( Серебро)

-Запишите его. Прокомментируйте.

- Кто знает, что означает слово? ( металл)

- Теперь давайте посмотрим значение этого слова в словаре. В каком? (Работа с толковым словарем.)

Серебро: 1. Драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета

2.Изделия из такого металла ( столовое серебро)

3.Мелкие разменные монеты (Дать сдачи серебром)

4.Посеребрённые нити. (Шить серебром)

Итак, общий признак – серовато-белый цвет и что-то блестящее

Существует переносное значение слова( Слайд 6)

1.Серебро на висках

Это что?

Почему седины называют серебром? (сероватые, блестящие)

2.Серебряный голос .Это какой? ( мелодичный, красивый)

- Посмотрите, как много значений у одного слова. Значит оно какое? (Слайд 7)

( многозначное)

Аукцион слов

-Образуйте однокоренные слова к новому слову

(Серебряный, серебрится, серебрить, посеребрил, высеребрить, серебряник, серебристый)

-Запишите в тетрадь 5-6 понравившихся слов

-Выделите корень. (Слайд 8)

-Ребята, как вы думаете, что может серебриться или быть серебряным в прямом значении? ( брошка, монета ит.д.)

-А в переносном значении? (луна, роса, снег, иней, облака, река, туман (сероватый, блестящий)

звон, голос (красивый, мелодичный)

-Устно составьте словосочетания

с данными предметами и родственными словами к слову серебро

Переходим к работе над предложением.

- Устно составьте простое предложение с одним из своих словосочетаний.

(Луна посеребрила верхушки елей.

На траве сверкала и серебрилась роса.

По синему небу плыли серебристые облака.

Над полем плыл серебряный звон колоколов.)

2.3 Повторение

-Какие виды предложений по структуре мы ещё знаем? .(1 2)

Как их различить? .(2 1) ( Слайд 9)

3.Тема, целеполагание (Слайд 10)

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (1 2)

(тема: простые и сложные предложения )

-В чём будем упражняться? (2 1)

(распознавать простое и сложное предложения)

- Зачем?

(Чтобы грамотно оформлять их на письме)

-Почему важно говорить и писать грамотно?

(Чтобы нас понимали)

4. Закрепление и обобщение усвоенного материала

4.1 Физминутка ( Слайд 11)Игра «Определи предложение по структуре» ( показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.

Около дома утопали в серебре тополя.

На серебряном блюде лежали яблоки.

Месяц посеребрит, а красно солнышко позолотит.

Серебряный голос соловья звучал в ночи.

4.2 Самостоятельная работа ( Слайд 12)

-Выберите 2-3 схемы и составьте к ним предложения на тему «Снег».

Не забывайте про наше новое слово.

- Чтобы вам было легче, вспомните, что может делать снег?( Кружиться, серебриться, падать, искриться и т.д.)

-Красивой нашу речь делают имена прилагательные. Давайте вспомним, какой может быть снег? (пушистый, колючий, белый, мокрый и т.д.)

- А теперь приступайте к заданию.

1) [ = - ]. 1 балл

2)[ - = и ]. 2 балла

3)[ - и ].

=

=

 

 

-

-

 

 

4)[ = и ]

5)[ - =], и [ = - ]. 3 балла

6)[ - =], а [ = - ].

7)[ - =], но [ = - ].

Проверка самостоятельной работы.

-Сколько баллов удалось тебе набрать?

- Назови номер схемы и зачитай самое интересное предложение.

( ученик называет № схемы и зачитывает предложение, а остальные проверяют сигнальными карточками соответствие предложения схеме)

-Обратите внимание на схемы № 2,3,4 и 5.

Почему в схеме №5 перед союзом и стоит запятая, а в остальных случаях нет?( Запятая ставится, если предложение сложное, т.к она разделяет на письме два простых предложения)

4.3 Творчество

Гимнастика для глаз

А)-Сейчас вы напишите мини-сочинение, используя ранее подобранные словосочетания и предложения, помня о правиле постановки запятой .(Слайд 13) Послушайте начало:

Снег старательно украшал сосны в лесу. На каждую иголочку он подвешивал снежинку-серёжку. Солнечный луч на миг озарил снежинки….

- Пофантазируйте и напишите, что мог увидеть солнечный луч. Завершите текст 2-3 предложениями. Они могут быть как простыми, так и сложными. Не забывайте о запятых.

Б) Сильным детям предлагается поработать со стихотворением

-Закончи стихотворение

Скоро закружат метели,

Ляжет снег на ветви ели…

Зачитайте получившиеся тексты.

5. Итог. Рефлексия ( Слайд 14)

Давайте подведём итог

Каким же был для вас урок?

Приготовьте и поднимите карточку с номером.

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться

- Спасибо за работу. Урок окончен. Сдайте, пожалуйста, тетради. За мини-сочинение каждый получит отметку.

(Слайд 15)

Автор: Кособродова Марина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №86 города Екатеринбурга, 1 квалификационная категория

Литература :

1)Г.А.Бакунина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

2)В.А.Синицын. Путь к слову. – М: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Ильина Оксана Геннадьевна, 23.03.18 в 14:36 0Ответить Пожаловаться
Марина Ивановна,спасибо за интересную разработку урока!
Кособродова Марина Ивановна, 05.04.18 в 21:50 0Ответить Пожаловаться
Вам спасибо, Оксана Геннадьевна . Очень рада , что вам понравилось
Алина Яковлевна Корогод, 15.04.18 в 18:16 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Урок очень качественный!
Алина Яковлевна Корогод, 18.04.18 в 18:58 0Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ!!!

Отредактировано 18-04-2018 18:58

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.