12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савченко Наталья Николаевна300
Россия, Краснодарский край, Краснодар
3

Дидактический материал к урокам обучения грамоте по программе «Перспектива» к прописям Л.Ф. Климановой, А.В. Абрамова, Л.Н. Борейко «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит (в 2-х частях), «Пиши красиво»

Пояснительная записка

Автор: Савченко Наталья Николаевна, учитель начальных классов высшей категории, МБОУ гимназии № 88 г.Краснодара Краснодарского края

Класс: 1

Предмет: Обучение грамоте

УМК «Перспектива»

Заголовок: Дидактический материал к урокам обучения грамоте по программе «Перспектива» к прописям Л.Ф. Климановой, А.В. Абрамова, Л.Н. Борейко «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит (в 2-х частях), «Пиши красиво»

Тезис: Данный материал разработан для первого этапа общего курса непрерывной подготовки к изучению русского языка в образовательном комплексе «Перспектива». Использование пособия в учебном процессе поможет учителю сэкономить время подготовки к урокам письма, а первоклассникам даст дополнительную тренировку в написании букв, слов, предложений, обеспечит развитие мелких мышц руки. Дидактический материал предназначен для использования на основных и дополнительных занятиях с первоклассниками в урочное и внеурочное время.

Дидактический материал:

Не ранее, чем со 2-й недели сентября можно прописывать учащимся в отдельные тетради в косую линию 1-2 строчки следующих элементов для формирования навыков правильного ориентирования в тетради. Работа проводится по усмотрению учителя и в зависимости от подготовки учеников.

Пропись «Рисуй, думай, рассказывай»

С. 3 – 23

Прописываем элементы букв.

/ / / / /

˄˅ ˄˅ ˄˅

OOOOO

//•//•//

∩∩∩∩∩

/-/-/-/-/-

≈≈≈≈≈

ↄↄↄↄↄ

ﻝ ﻝ ﻝ ﻝ ﻝ

│││││

ՐՐՐՐՐ

ﺡ ﺡ ﺡ ﺡ ﺡ

÷ ÷ ÷ ÷ ÷

~~~~~~

ǂ ǂ ǂ ǂ ǂ ǂ ǂ

̷̷ ̸ ̸ ̷ ̸̸ ̸ ̷ ̷ ̸ ̸ ̷ ̷ ̸ ̸ ̷

××××××

̿ ͇ ̿ ͇ ̿ ͇

ϴ ϴ ϴ ϴ ϴ

յ յ յ յ յ յ յ

Элементы имеют различные вариации, возможны и другие их формы.

t1612599149aa.png

t1612599149ab.png

t1612599149ac.png

t1612599149ad.png





t1612599149ae.png

t1612599149af.pngt1612599149ag.png


t1612599149ah.png




t1612599149ai.png


t1612599149aj.png

С. 24-53

Прописываем изучаемые печатные буквы, рисуем формы для штриховки.

При штриховке первоначально внимание ребёнка обращается только на то, чтобы линии ребенка не пересекали линии контура. На втором этапе учитель следит за плотностью штриховки, указывая на «рыхлость» штриховки, незаштрихованные места. На третьем этапе отрабатывается навык выдерживания направления штриховки: горизонтально, вертикально или наклонно.

Шаблоны для штриховки имеют различные вариации, здесь они показаны для примера.


t1612599149ak.jpg

С. 54 – 63

Дублируем элементы из прописи, которые вызвали наибольшие затруднения у учащихся.

Пропись «Мой алфавит. Часть 1»

С. 4-5. Повторение

│ │ │ │

O O O O

С. 6-7. Буква А.

А А А А А

а а а а а

Аа Аа Аа

С. 8-9. Буква О.

О О О О О

о о о о о

Оо Оо Оо

С. 10-11. Буква У.

У У У У У

у у у у у

ау ау ау ау

оа оа оа оа

С.12-13. Буква И.

И И И И И

и и и и и

Аа Аа Аа

Уу Уу Уу

С.14-15. Буква ы, строчная э.

ы ы ы ы ы

э э э э э э

уэ уэ уэ уэ

аи аи аи аи

С. 16-17. Буква Э.

Э Э Э Э Э

э э э э э

Уа Уа Уа Уа

ы и ы и ы и

С.18-19. Повторение.

Аа Аа Аа Аа

Оо Оо Оо Оо

Уу Уу Уу Уу

Ээ Ээ Ээ Ээ

С.21-21. Буква М.

м м м м м

М М М М М

мама мама

ум ум ум

С.22-23. Буква С.

с с с с с

С С С С С

усы усы усы

У Симы оса.

С. 24-25. Буква Н.

н н н н н

Н Н Н Н Н

Нона Нона

Нина у осины.

С.26-27. Буква Л.

л л л л л

Л Л Л Л Л

Алла Алла

Лина Лина

У Лили лимон.

С. 28-29. Повторение.

Мила Мила

Анна Анна

Наум Наум

Нил Нил

У нас ананас.

С. 30-31. Буква Т.

т т т т т

Т Т Т Т Т

Антон Антон

стул стул

У Тани лото.

С. 32-33. Повторение.

Тт Тт Тт

мост мост

Тина Тина

Тит Тит

Тут сом и налим.

С. 34-35. Буква К.

к к к к к

К К К К К

кант кант

Костик Костик

У канала мост.

С. 36-37. Повторение.

Кк Кк Кк

кот кот

камин камин

Камила Камила

У Кати кактус.

С. 38-39. Повторение.

носы носы

коты коты

Лука Лука

Тима Тима

У Оли кукла.

С. 40-41. Повторение.

танк танк

калина калина

Алик Алик

Инна Инна

У Насти скакалка.

С.42-43. Буква Р.

р р р р р

Р Р Р Р Р

раки раки

Руслан Руслан

У Риты астра.

С. 44-45. Буква В.

в в в в в

В В В В В

воск воск

Васса Васса

Вова рисовал сову.

С.46-47. Повторение.

Римма Римма

Виктор Виктор

слова слова

роса роса

Виталик ловит ворон.

С. 48-49. Буква П.

п п п п п

П П П П П

папа папа

Полина Полина

У Потапа панама.

С. 50-51. Буква Г.

г г г г г

Г Г Г Г Г

Гита Гита

гром гром

Гуси на лугу.

С. 52-53. Повторение.

голос голос

голова голова

Густав Густав

Гога Гога

У Гарри парик.

С. 54-55. Буква Е.

е е е е е

Е Е Е Е Е

песни песни

Ева Ева

Тут высокие ели.

С.56-57. Буква Ё.

ё ё ё ё ё

Ё Ё Ё Ё Ё

рёв рёв

Ёлки Ёлки

Егор украсил ёлку.

С. 58-59. Повторение.

пенёк пенёк

вёсла вёсла

нёс нёс

Енот Енот

Пётр Лере пёк пирог.

С. 60-61. Повторение.

Волга Волга

река река

Нева Нева

ветер ветер

В России много рек.

С. 62-63. Повторение.

Тёма Тёма

Елена Елена

Вера Вера

снег снег

У утки утёнок.

Пропись «Мой алфавит. Часть 2»

С. 4-5. Буква Б.

б б б б б

Б Б Б Б Б

бублик бублик

Булат Булат

Мне купили барабан.

С. 6-7. Повторение, строчная з.

Борис Борис

буквы буквы

з з з з з

зонт зонт

В зоопарке зебры.

С. 8-9. Буква З.

З З З З З

Злата Злата

Зз Зз Зз

зима зима

У Зои была коза.

С. 10-11. Повторение.

Зина Зина

Сима Сима

балка балка

палка палка

Зимним утром был мороз.

С. 12-13. Буква Д.

д д д д д

Д Д Д Д Д

дудка дудка

Дон Дон

Дрозды на дереве.

С. 14-15. Повторение, строчная ж.

ж ж ж ж ж

ножи ножи

Демид Демид

дед дед

В живом уголке жаба.

С. 16-17. Буква Ж.

Ж Ж Ж Ж Ж

Жж Жж Жж

ёжик ёжик

Жан Жан

Жук живёт в саду.

С. 18-19. Повторение.

Жж Жж Жж

снежок снежок

Жак Жак

пружина пружина

Бобик сторожит двор.

С. 20-21. Буква Я.

я я я я я

Я Я Я Я Я

язык язык

Яков Яков

Рая собирала ягоды.

С. 22-23. Повторение.

Яя Яя Яя

Ядвига Ядвига

мята мята

змея змея

Зяблик на рябине.

С. 24-25. Повторение.

Оля Оля

Зоя Зоя

баян баян

дядя дядя

Япония и Россия дружны.

С. 26-27. Буква Х.

х х х х х

Х Х Х Х Х

хохот хохот

Харитон Харитон

Хлеб пекут из муки.

С. 28-29. Мягкий знак.

ь ь ь ь ь

ы ы ы ы ы

ель ель

сыр сыр

Дарья рисует в альбоме.

С. 30-31. Повторение.

лень лень

пень пень

конь конь

лань лань

Снег падает хлопьями.

С. 32-33. Буква Й.

й й й й й

Й Й Й Й Й

мой мой

Йог Йог

Мы испекли каравай.

С. 34-35. Повторение.

Йй Йй Йй

пой пой

играй играй

знай знай

Зайку бросила хозяйка.

С. 36-37. Буква Ю.

ю ю ю ю ю

Ю Ю Ю Ю Ю

юнга юнга

Юнона Юнона

Юля любит клюкву.

С. 38-39. Повторение.

Юю Юю Юю

клюв клюв

пою пою

Юлия Юлия

В юрте уют.

С. 40-41. Буква Ш.

ш ш ш ш ш

Ш Ш Ш Ш Ш

шмель шмель

Шарик Шарик

Шура играет в шашки.

С. 42-43. Повторение.

Шш Шш Шш

шуба шуба

шуруп шуруп

Штаб Штаб

Шапкой снега укрыт лес.

С. 44-45. Буква Ч.

ч ч ч ч ч

Ч Ч Ч Ч Ч

час час

Число Число

Чашка с чаем на столе.

С. 46-47. Буква Щ.

щ щ щ щ щ

Щ Щ Щ Щ Щ

щавель щавель

Щенок Щенок

Щука и лещ в реке.

С. 48-49. Повторение.

Щщ Щщ Щщ

роща роща

щурок щурок

щель щель

Я чищу апельсин.

С. 50-51. Буква Ц.

ц ц ц ц ц

Ц Ц Ц Ц Ц

цель цель

Царь Царь

Я люблю аромат цветов.

С. 52-53. Буква Ф.

ф ф ф ф ф

Ф Ф Ф Ф Ф

фазан фазан

Фаина Фаина

Фикус и фиалка зацвели.

С. 54-55. Повторение.

Фф Фф Фф

фара фара

факел факел

Фёкла Фёкла

Флокс растёт на клумбе.

С. 56-57. Повторение, твёрдый знак.

ъ ъ ъ ъ ъ

ь ь ь ь ь

ы ы ы ы ы

съезд съезд

К школе подъехал автобус.

С. 58-59. Разделительные ь и ъ знаки.

подъём подъём

листья листья

подъезд подъезд

перья перья

На улице вьётся вьюга.

С. 60-61. Повторение.

цапля цапля

фокус фокус

деревья деревья

съехал съехал

Вася съел варенье.

С. 62-63. Повторение.

мальчик мальчик

сталь сталь

друзья друзья

подъём подъём

У нас дружная семья.

Пропись «Пиши красиво»

В прописи «Пиши красиво» в углу страниц обозначены элементы букв, над которыми ведётся работа на данном этапе. Это существенно облегчает подготовку учителя к уроку. Далее приведены материалы, которые можно использовать следующим образом: запись предложения, составление схемы предложения, составление схем слов (по выбору учителя).

Загадки.

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

С бородой родится, никто не дивится. (козёл)

Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки. (цыплёнок)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)

Хвост крючком, нос пятачком. (поросёнок)

Кто родится с усами? (котенок)

Мохнатенька, усатенька, сядет – песенки поёт. (кошка)

Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (лиса)

В гору бегом, а с горы кувырком. (заяц)

Щиплет за пятки – беги без оглядки. (гусь)

Не маляр, не плотник, лесной работник. (дятел)

На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)

Кто на себе свой дом носит? (улитка)

Кто над нами вверх ногами? (муха)

Не птичка, а с крыльями. (бабочка)

Пословицы и поговорки.

Всякому мила своя сторона.

Декабрь год кончает – зиму начинает.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Апрель с водой – май с травой.

От искры – пожар, от дождя – наводнение.

Река своего русла не теряет.

Сколько река не петляет, всё равно в море попадает.

Не будет воды, не будет и травы.

Облако не движется против ветра.

Коли в январе март, бойся в марте января.

Не может роса соперничать с солнцем.

Береги нос в большой мороз.

Не всё ненастье, проглянет и солнышко.

Без травы нет скота, без скота нет пищи.

И пыль может образовать горы.

С ветром пришло, и на ветер уйдёт.

На небе нет туч – не пойдёт дождь.

В марте и сзади и спереди зима.

Глубокая река течёт без шума.

​​​​​​​ Список использованной литературы:

В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. Читаем сами: Учебное пособие для учащихся. – М. Просвещение, 1991.

О.Е. Жиренко, Т.М. Лукина. Тренажёр по чистописанию: Учебное пособие для учителей и учащихся. – М. Вако, 2020.

Прописи «Готовим руку к письму. Каллиграфический тренажёр»: Учебное пособие для учащихся. –Харьков, 2016.

В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. Пропись для 1 класса: Учебное пособие в 2-х частях. – М. Просвещение, 1992.

Л.Ф. Климанова, А.В. Абрамов, Л.Н. Борейко «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит (в 2-х частях), «Пиши красиво». –М. Просвещение, 2011.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.