12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11482
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Дидактический материал к урокам русского языка

по теме «Словосочетание» в 8 классе

Пояснительная записка

Учебный предмет – русский язык

Класс – 8

Данный материал может быть использован на уроках изучения нового материала, а также на этапе отработки умений и навыков.

Дидактический материал включает:

- опорные схемы по теме «Словосочетание»,

- карточки с практическими заданиями,

- интерактивное упражнение-пазл «Угадай-ка!», созданное при помощи конструктора LеarningApps.

Использованный УМК:

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.Я. и др. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ 3- изд. – М.: Просвещение, 2021.


В условиях современной школы большое внимание уделяется использованию наглядности в обучении. Учебный процесс должен развивать интеллект учащихся, их эмоциональную сферу, формировать мотивы учения. В этом аспекте важными являются наглядные методы обучения, которые способствуют повышению эффективности обучения.

Среди средств наглядности, используемых на уроках русского языка, следует выделить опорные схемы. Схемы представляют собой теоретический материал в виде графического изображения в упрощенно-обобщенном виде, зрительно подчеркивающем соотношение изучаемых явлений. В процессе работы по опорным схемам следует учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность прочитать, расшифровать и воспроизвести заложенную в ней информацию.

Опорная схема требует от учащихся самостоятельного рассуждения и приводит к обобщению, установлению взаимосвязи между явлениями, позволяет систематизировать и обобщать изучаемый материал. Работа по схемам активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает более глубокому пониманию и запоминанию теоретического материала, а не его «зазубриванию».

Постоянная работа по схемам, самостоятельное их составление приводит к тому, что учащиеся могут, пользуясь опорой, логично и связно изложить учебный материал.

Приведу пример использования опорных схем при изучении темы «Словосочетание» в 8 классе.

Теоретический материал «Строение и грамматическое строение словосочетаний» можно представить в виде опорных схем:





Для отработки умения находить словосочетания и различать их типы учащимся можно предложить задание следующего характера:

Карточка 1.

Выпишите словосочетания, выделите в них главное и зависимое слово; определите тип словосочетаний.

Хрустальная ваза, читать газету, газеты и журналы, талантливый актёр, наступила осень, поздняя осень, построить дом, строительство здания, по-осеннему холодный, несмотря на болезнь, мой товарищ, поездка в горы, поступил не по-товарищески.


Тема «Типы связи слов в словосочетании» часто вызывает у учащихся затруднения. Приведённая ниже опорная схема поможет учащимся разобраться в сложном теоретическом материале и запомнить типы связи слов в словосочетании.




Карточка 2.

Определите способы связи слов в словосочетаниях.

Работать над ошибками, увлекательное путешествие, чтение книги, поздно вернулся, шелест листвы, шесть книг, встретиться в библиотеке, цветущая сирень, разговаривать сидя, хитро улыбаясь, задорный смех, читающий книгу, задорно смеяться.


Обращение к опорной схеме уместно на всех этапах обучения: при объяснении материала и введения новых языковых понятий, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. С опорной схемой учащиеся могут работать как на уроке, так и при выполнении тренировочных заданий дома.

Использование опорных схем помогает увеличить объём изучаемого на уроке материала, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы, они легче воспринимают и усваивают учебный материал.

Сегодня трудно представить урок без применения ИКТ.

Использование интерактивных упражнений на уроках русского языка также реализует принцип наглядности в обучении, позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать учебный процесс, совершенствовать контроль знаний, повысить эффективность урока. Учащиеся проявляют заинтересованность к изучаемому материалу, активно включаются в учебный процесс.

При изучении темы «Типы связи слов в словосочетании» предлагаю учащимся интерактивное упражнение-пазл «Угадай-ка!».

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/display?v=poig5r0v501

Задание: соотнесите словосочетания и их типы связи.

В задании подобраны словосочетания на тему «Осень», выбрана соответствующая иллюстрация для пазла. Если учащийся правильно определяет тип связи слов в словосочетании, пазл открывается.


Если учащийся делает неверный выбор ответа, выходит предупреждение о неправильном ответе и учащемуся предлагается попытка выполнить предложенное задание ещё раз.

При верном выполнении задания собирается пазл-картинка:

t1637272608ay.png

По окончании выполнения интерактивного упражнения можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру «Унылая пора! Очей очарованья!» с использованием словосочетаний из упражнения (возможно в качестве домашнего задания).

Представленный дидактический материал к урокам русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание» способствует достижению планируемых предметных результатов:

- формированию умений выделять главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях; группировать словосочетания по заданным признакам;

- развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции;

- формированию навыков контроля и самоконтроля;

- воспитанию интереса к русскому языку.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.