Дидактический материал по русскому языку для студентов СПО
Дидактический материал по русскому языку
Ф.И.О._______________________________________Группа______________
Время выполнения работы - 30 минут.
За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл.
Укажите слово, в котором неверно выделено ударение:
А. исключИт;
Б. исчерпАв;
В. нОгтя,
Г. обеспЕчение.
Укажите ошибочное суждение:
А. В слове ЮБИЛЯР все согласные звуки мягкие.
Б. В слове СДАЧА первый звук – [з].
В. В слове ВЬЮГА количество звуков равно количеству букв.
Г. В слове ГРУЗЧИК есть звук [щ’].
Определите способ образования слова ДИРЕКТОРСКАЯ:
А. бессуффиксный;
Б. суффиксальный;
В. переход из одной части речи в другую;
Г. приставочно-суффиксальный.
В каком слове пропущена буква Е?
А. завал…нка;
Б. луж…ца;
В. великан...ще;
Г. сем...чко.
Укажите предложение, в котором выделенное слово употреблено неверно:
А. Миша разделся, бросился в ЛЕДЯНУЮ воду и сажёнками поплыл на другую сторону.
Б. Дама тоже оказалась ИСКУСНОЙ танцовщицей.
В. Пересилив себя, я опустил в воду вначале одну руку, потом другую, СТРЯХНУЛ с пальцев холодные капли и взял весло.
Г. Ночью село Маслово ничем не РАЗЛИЧАЛОСЬ от других сел.
Подберите синоним к выделенному слову АВАНГАРДНОЕ искусство:
А. господствующее;
Б. передовое;
В. высшее;
Г. лучшее.
Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:
А. Когда я думаю об экзамене, у меня душа уходит в пятки.
Б. Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
В. Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
Г. И тут моя бабушка подходит к быку, берёт его за рога и ведёт в хлев.
Укажите числительное:
А. единственный;
Б. столетие;
В. впятером;
Г. одиннадцатый.
Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.
А. вместе с детями;
Б. пара чулков;
В. самый кратчайший путь;
Г. с тремястами гектарами.
Укажите относительное прилагательное:
А. подземная дорога;
Б. жаркий день;
В. большая кружка;
Г. волчий хвост.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
А. В гостиной, кроме окон, вставляют еще стеклянную дверь, которая выходит в сад на балкон.
Б. Я пошел не по натоптанной дороге, которая выводила на улицу окольно, а напрямик, по аэродромной траве, к маячившим впереди деревьям.
В. Старый руководитель смотрел на ступеньки лестницы, по которым ушла в свою комнату Валентина Григорьевна.
Г. Тимофей стал глядеть в луговое задонье, которое открывалось с холмистых круч.
Укажите предложение с указательным местоимением:
А. Мне было грустно и странно смотреть на этого мальчика.
Б. Володин сразу узнал колонну, которая стремительно промчалась по развилке.
В. Товарищ Свиридов написал мне о ваших делах.
Г. Он [ Полевой] принес с собой солнечную свежесть улицы и ароматы голубого лета.
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени:
А. Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
Б. Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.
В. Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.
Г. Я не должна его любить, ибо я замужем.
Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые:
Молодой лис спрятался в кустах на островке (1) и из своего безопасного убежища с удовольствием наблюдал (2) как собаки (3) добежав до берега (4) потеряли след (5)носились взад (6) и вперед(7) стараясь отыскать снова (8)и (9) наконец (10) не найдя ничего (11) повернули домой.
А. 2,3,4,5,7,8,11;
Б. 1,2,3,4,5,7,8,9,10;
В. 2,3,4,5,7,8,9,10,11;
Г. 1,2,4,6,7,8,9,10.
Как называется стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления?
А. парцелляция;
Б. градация;
В. инверсия;
Г. эллипсис.
16. Разгадайте ребус. Какой способ связи используется в этом словосочетании?
Правильный ответ обведите .
1. Управление.
2. Примыкание.
3. Согласование.
17. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?
К какой части речи относятся слова ах, тпру, увы.
Неизменяемая часть речи.
Словарный состав языка.
К какой части речи относятся слова не, вот, ж?
Наш, иной, себя, этот – эти слова являются …..(какой частью речи?)
Часть речи, обозначающая действие предмета.
Часть речи, обозначающая признак предмета
По вертикали:
Потому что, как будто, но – каждое из этих слов является ...(какой частью речи?)
Система правописания слов.
Знак препинания.
Знак препинания.
Часть речи слов около, над, у.
Знак препинания.
Искусство правильно читать и писать.
Сколько? какой по счёту? – на эти вопросы отвечает ….(часть речи?)
18. От данных 10 слов образовать новые слова, состоящие из звуков данных слов, записанных в обратном порядке.
№ | Заданное слово | Слово-«перевёртыш» |
1 | лёд | |
2 | люк | |
3 | рай | |
4 | я | |
5 | торг | |
6 | лещ | |
7 | краб | |
8 | дог | |
9 | ешь | |
10 | брак |
19. К нарицательным сущ. первого столбца найдите имя собственное из второго столбца, которое само или прилагательное от которого в сочетании с определяемым нарицательным сущ. образует фразеологизм.
Кафтан Ахиллес
Конюшни Ариадна
Конь Демьян
Лампа Гордий
Ложе Мономах
Нить Прокруст
Пята Тришка
Узел Троя
Уха Филька
Шапка Авгий
Грамота Эзоп
Язык Аладин
7. Найдите четвертое лишнее:
Брожу, слежу, держу, вяжу. _____________________
И, даже, не, ли. ___________________________
Листвой, жарой, погодой, хромой. ___________________
Ночь, мышь, пень, тень. __________________________
4