12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анпилогова Любовь Николаевна703
" Сейте разумное, доброе, вечное" Учитель
Россия, Воронежская обл., село Лозовое
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

МКОУ « Лозовская НОШ – ДС» Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

Дидактический материал по теме « Части речи» 3 класс УМК « Школа России»

Автор: учитель начальных классов Анпилогова Л.Н.

Наличие карточек с заданиями различной трудности позволяет дифференцировать самостоятельную работу учащихся.Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся на всех этапах усвоения учебного материала. Виды упражнений по правописанию частей речи, их последовательность и степень повторяемости соответствует особенностям изучаемого материала. Задания при объяснении нового материала имеют поисковой характер, указывается последовательность умственных действий. Кроме основного задания по новому материалу, в карточке предлагаются задания для повторения пройденного и для подготовки учащихся к усвоению последующего материала.

Карточка № 1

1. Выпиши в два столбика слова: рабочий, пенал, лесник, карта, маляр, ученик, дерево, стул, директор, учительница, открытка.

1 (кто?) 2 (что?)

2. Допиши предложения.

Детей учит (кто?) …….

Больных лечит (кто?) …… .

Ученик читает (что?) …… .

Мама варит (что?) …… .

3. Измени слово СЕСТРА по образцу:

мама – (о ком?) о маме – (для кого?) для мамы.

Окончания подчеркни.

4. Прочитай, выбери из скобок и вставь нужный предлог.

Стол, …столом, … стола (за, у)

Урок, … уроком, …уроке (перед, на)

Окно, … окна, … окном (у, под)

Река, …реке, …реки (в, от)

5. Подбери к слову ВЕСНА слова, отвечающие на вопрос какая?

Образец: погода (какая?) теплая, солнечная, приветливая.

Весна (какая?) ….., ….., ….. .

6. Прочитай. Найди ошибку. Напиши правильный вариант словосочетания.

Кто? что делает?

Собака мычит

Карточка №2

Измени слова по образцу, используя предлоги.

Образец: мама – (о ком?) о маме - (у кого?) у мамы

Сестра - ……. - ……

Брат - ……. - ……

Отец - ……. - …….

2.Измени слово ДЕРЕВО, используя предлоги: перед, около, за, у, к, с, над.

3.Исправь ошибку. Напиши правильный вариант предложения.

Портной (что делает?) готовит.

Врач (что делает?) продаёт.

Учитель (что делает?) чинит.

Продавец ( что делает?) лечит.

Сапожник (что делает?) учит.

Повар (что делает?) шьёт.

4.Измени слова СТРОИТЬ, РИСОВАТЬ, БЕЖАТЬ, КРИЧАТЬ, ВАРИТЬ по образцу:

Что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать

5. Выпишите пары существительных, близких по значению.

Образец. Сумерки и мрак.

Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.

                                              Карточка № 3

Какая часть речи отвечает на вопросы кто? и что?

  1. Прочитай текст.

Летом у папы и мамы был отпуск. Мы ездили в Ялту. Там я видел корабли и маяк.

  1. Выпиши из текста имена существительные вместе с предлогом, определи и обозначь в скобках их род и число.


 

2.Прочитай слова: Ученица, Лида, Карта, костя, Москва, Село, Воронеж.

Найди и исправь ошибки. Запиши слова правильно. Придумай три предложения с данными словами, используя предлоги: У, С, ЗА.


 

3.Какая часть речи обозначает действия предмета?

Задай вопрос к данным словам по образцу: дождь (что сделал?) полил

Ручей (…..?) побежал ночь (……?) наступила

Солнце (…..?) взошло небо (……?) просияло


 

4. Измени слова в соответствии с вопросами:

что делать? Что делает? Что сделал? Что будет делать?

Думать …….. …….. ……..

Смотреть ……. ……. …….

Кидать ……. ……. …….

Плясать ……. ……. …….

Летать ……. …… …….

Бегать ……. ……. ………

5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.


Образец. Туча (какая?) чёрная.


Тёмная туча закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге.

Затрепетали листья на осинках. Ударил сильный гром. Вспыхнула яркая молния. Крупные капли дождя упали на землю.

                                                               Карточка 4

1.Подбери к данным словам слова, обозначающие признак предмета.

Образец: лето (какое?) жаркое.

Облако ……

Лес ……

Земля ……

2. Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.

Солнце (осветить) поляну.

2.Речка (сверкать) на солнце.

3.Ласточки весело (щебетать).

3.Поставь вопрос к словам, обозначающим признак предмета.

Образец: море (какое?) синее.

Зима (…..?) холодная

Трава (……?) сочная

Стул (……?) деревянный

Дуб (……?) высокий

Музыка (……?) громкая

Кони (……?) быстрые

Поле (……?) широкое

4.Поставь вопрос к словам в скобках.

Образец: В лесу звери (что делают?) готовятся к зиме.

( Ёжик) несёт грибы на спинке.

(Серый) зайка надевает новую шубку.

Медведь (готовит) себе берлогу.

5. Напиши имена своих товарищей в алфавитном порядке и составь небольшие предложения о том, что делает каждый из них.

Образец: Таня (что делает?) читает книгу.

Вася (что делает?) делает уроки

6. Из данных слов составьте предложения .

Сегодня, ярко, ребята, весёлые, светит, играют, выпал, в снежки, наступила, долгожданная, снег, солнце, пушистый, на дворе, зима.

Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.


 

Используемая литература

1.Журнал « Начальная школа» № 6 1987 г

2.« Сборник упражнений по русскому языку для самостоятельных работ в малокомплектной школе. Начальные классы» М, Просвещение,1985 г

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.