Интегрированный урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России»

7
2
Материал опубликован 17 March 2019 в группе

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цель: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное», развивать умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Формируемые УУД:

п. – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

к. – владение монологической и диалогической формами речи при ответе и выполнении заданий в соответствии с нормами родного языка;

р.- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы, листки с заданиями для групповой работы
 

Ход урока

1 Организация деятельности учащихся.

Приветствие. Проверка готовности рабочего места.

2. Элемент чистописания

1 строка Жлж Жмж …. ожожож

2 строка животное рыжая желторотые

- Определите «лишнее» слово. Оно поможет определить дополнительную тему нашего урока. («Царство «Животные»)

В нашем мире огромное количество видов животных. От самого маленького насекомого до самого большого млекопитающего кита каждое животное имеет свой уникальный набор характеристик и интересных фактов, о которых мы не знаем. Сегодня я хочу представить вам некоторые из самых поразительных, удивительных и интересных фактов о животных, о которых вы, возможно, никогда не знали.

- Определите букву для чистописания. Она записывает согласный, парный, звонкий звук.

3. Целеполагание. Самоопределение деятельности

- Настало время определить основную тему нашего урока, а помогут нам в этом два оставшихся слова, записанных на второй строке чистописания.

- Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте задачи нашего урока.

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, правописании безударных падежных окончаний, обобщим все наши знания.)

3. Прием «Кластер»  (что знаем об имени прилагательном) Слайд

Я знаю, я умею, я могу.

На начало урока

На конец урока

1

Я знаю, что такое имена прилагательные.

   

2

Я знаю, какую роль прилагательное играет в словосочетании

   

3

Я умею находить прилагательные в предложении.

   

4

Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении.

   

5

Я знаю, как проверить написание окончания прилагательного

   

4. Актуализация знаний (в парах). Проверка - слайд

Имя прилагательное обозначает признак предмета. (да)

В предложении имя прилагательное является определением. (да)

Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам (в ед. ч) (да)

Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)

Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное. (нет)

Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного. (да)

- Давайте обобщим выполненную работу (Слайд)


 

Прилагательное

Обозначает признак предмета

В словосочетании прилагательное является зависимым словом

В предложении является определением

Изменяется по числам, родам, падежам

Число, род, падеж прилагательного зависит от числа, рода, падежа существительного

В предложении прилагательное является определением


 

5 Физминутка

Гимнастика для активизации деятельности головного мозга.
Гимнастика для снятия мышечного напряжения.

– Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского, женского и среднего рода. Если словосочетания мужского рода – хлопаете, женского рода – топаете.

Снежный барс, северный попугайчик (клест), речная лошадь (гиппопотам), большая черепаха (слоновая), речной инженер (бобр), юркая мышка, пустынный крокодил (варан), пернатая кошка (сова), лесной полицейский


 

Викторина:

- Какую птицу называют северным попугайчиком? (Клеста) Слайд

- У какого животного второе название «речная лошадь»? (Гиппопотам) Слайд

- Какая черепаха является самой большой? (Слоновая) Слайд

- Какое животное – речной инженер? (Бобр) Слайд

- Какое животное называют пустынным крокодилом? (Варана) Слайд

- Какое животное называют пернатой кошкой? (Сову) Слайд

- Какую птицу называют лесным полицейским? (Сойку) Слайд

6. Упражнение в определении числа и рода прилагательных. Работа в парах. Слайд для самопроверки.


 

- Подчеркните прилагательные м.р. в Д.п. и Р.п. (по земному шару, небольшого роста).

- Значение каких слов непонятно? (Бархат – см. словарь) Слайд


 

Лиса – дикое животное. Среди лис много разновидностей. Самая популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.

Лиса обыкновенная — этот вид чаще всего встречается в лесах России, поэтому неудивительно, что про этого умного и хитрого зверя придумано много народных сказок, былин и песен. Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее чёрные сапожки. Шерсть бархатная, рыжая. Хвост пушистый. Грудка белая. Ушки острые. Глазки у неё зоркие, а зрачки, как у кошки.

       Питается лисичка мышами, не брезгует кузнечиками. Лиса хитрая, умеет запутывать следы. Она - хороший пловец.

- Что узнали интересного о лисе?

- 1 вариант: Назовите прилагательные с проверяемыми безударными гласными в корне (земному).

- 2 вариант: Назовите существительные, в которых парные согласные в корне (на лапках, сапожки, грудка)

Информационная минутка

Лисицы, как известно, очень дружелюбны и любопытны. Они любят играть между собой, а также с другими животными, такими как кошки и собаки. Также лисы обожают шарики, которые они часто воруют с полей для гольфа.
Несмотря на то, что лисы – дикие животные, у них очень хорошие отношения с людьми. В 2011 году исследователи обнаружили могилу, которая находилась на кладбище в Иордании и датируется более 16500 летним возрастом. Археологи обнаружили в могиле останки человека и его домашнего животного – лисицы. Это было 4000 лет до того, как первый известный человек и собака были похоронены вместе.

 

Упражнение в проверке окончаний прилагательных.

- Определите задачи следующего этапа урока:

Гиган?ск.. кальмара, хорош.. память, быстр… рыбой, хл.потлив.. пчелке, с ранн.. пташкой.

- Верно ли утверждение:

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит и в вое, и на земле,

стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

- Как проверить написание окончания прилагательного? Слайд

Чтобы правильно писать безударные окончания имён прилагательных, надо:

1 шаг. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное.

2 шаг. Поставить вопрос от существительного к прилагательному .

3 шаг. По окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

- Проверьте окончания прилагательных.

- Запишите пары. Все ли они являются с/с?

- Как вы думаете, у гигантского кальмара большие глаза? Слайд

Глаз гигантского кальмара размером с баскетбольный мяч. Сфотографировать живого гигантского кальмара люди сумели только в 2006 году. Живут эти полутонные чудовища на глубине от 200 метров до километра.

- У каких животных очень хорошая память? Слайд

Лошади имеют хорошую память, они могут  помнить вещи, людей, которых они встречали, а также навыки которыми владели несколько лет назад.

- Какая рыба – самая быстрая? Слайд

Рыба-парусник является самой быстрой рыбой и достигает скорости 115 км/час.

Слайд

- Интересно о пчелах. В течение жизни хлопотливая пчёлка производит одну двенадцатую чайной ложечки мёда. Жужжание пчелы производится четырьмя крыльями, которые делают по 11 400 взмахов в минуту. Скорость полёта пчелы – 25 километров в час. За один раз пчела посещает около 75 пахучих цветков.

 

Самостоятельная работа. Фронтальная проверка

1 уровень. Записать пары, вставить пропущенные окончания, подчеркнуть лишнюю пару.

В кромешн… т.мноте, пить с.лён.. воду, на син.. кровь

Интересные факты:

Скорпионы светятся в темноте. Чайки могут пить соленую воду. У них есть специальные железы, которые удаляют лишнюю  соль из организма. Омары имеют синюю кровь.
 

2 уровень Фразеологический зверинец (подобрать к прилагательным подходящие по смыслу синонимы.

 

*** Кошачь… похо.кой - …, медвеж… услуга- …, с львин.. долей –…,

Кошачья походка

Грациозная, мягкая

Интересное о кошках

18 из 24 часов кошки спят. Получается, 9-летний кот за всю свою жизнь бодрствовал лишь 3 года.

Нормальная температура для тела кошки — 38 градусов по Цельсию.

Домашняя кошка может развить скорость до 50 км в час.

 

Медвежья услуга
Услуга, приносящая вред вместо пользы. Выражение основано на сюжете басни И.А.Крылова «Пустынник и Медведь», в которой Медведь, желая избавить Пустынника от комара, бьет его по голове и убивает не только комара, но и самого Пустынника.

Львиная доля

Значительная часть чего-либо. Выражение заимствовано из басни Эзопа «Лев, лисица и орел», в которой Лев забрал себе основную часть добычи.

9. Орфографический диктант. Гости из сказок. Взаимопроверка. Слайд

Злого коршуна, лебедь белую, в лягушачьей коже, к ученому коту, от слепого крота, благодаря быстрой ласточке.

- Из каких сказок пришли эти герои?

( «Сказка о царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Руслан и Людмила», «Дюймовочка»)
 

10. Письмо с комментированием

- Знаете ли вы народные приметы, связанные с животными?

Грачи возвращаются домой за месяц до того, как снег растает.

Если появились ласточки – скоро быть первой весенней грозе.

Птицы собираются на верхних ветках деревьев к потеплению.

Кошки предсказывают наступление морозов, если:

прячут нос в шерсти,

закрывают нос лапой.

Наступление ненастья предсказывает вездесущий воробей.

Факты:

Зимой воробьи закапываются в солому перед метелью. Когда воробьи купаются в пыли или чирикают – будет скоро дождь.

11. Морфологический анализ вездесущий.

12. Составление текстов.

Некоторые ученые считают, что слово воробей восходит к древней основе - вор-. Наверное, воробей получил свое имя за то, что издавна вертелся около человеческого жилья, на воротах и заборах сидел.

- Продолжим разговор о воробьях, составив небольшие тексты:

1 микрогруппа – описание воробья

2 микрогруппа – повествование по плану:

А) Поведение, повадки

Б) Чем питается

В) Где живет

Г) Как ведет себя в минуты опасности

3 микрогруппа - рассуждение на тему «Почему воробьи остаются зимовать в городе?»

- Какую роль в речи выполняют прилагательные?

(делают речь богаче, красивее, точнее)

Дополнительно: Вставить пропущенные буквы

Японские макаки научились покупать товары из торгов… автоматов.

В отличие от сухопутн… черепах, морск…  не втягивают головы в панцирь.

Губки создают свои собственн… специальн… химическ… вещества, выделяемые в воде для защиты от хищников.

Щупальца гигантск… арктическ… медузы могут достигать 36,6 метра.

 

Рев взросл… льва настолько громк…, что его можно услышать на расстоянии до 8 км.

 

13. Синквейн

- одно существительное, выражающее тему,

- два глагола, описывающие действия в рамках темы,

- три прилагательных, описывающих дополнительную тему урока
 

14. Рефлексия

Мизинец.

Я повторил…

Безымянный

Я умею…

Средний

Что я расскажу родителям?

Укзательный

Какое у меня настроение?

Большой

Мне понравилось …
 

На дом: с. 48, № 104

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень разнообразный урок! Дети много чего узнают интересного, а ещё и тему повторят.

17 March 2019

Ольга Игоревна, я Вам очень благодарна. Для меня важна Ваша оценка!

17 March 2019