Интегрированный урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России»
Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Цель: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное», развивать умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Формируемые УУД:
п. – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
к. – владение монологической и диалогической формами речи при ответе и выполнении заданий в соответствии с нормами родного языка;
р.- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы, листки с заданиями для групповой работы
Ход урока
1 Организация деятельности учащихся.
Приветствие. Проверка готовности рабочего места.
2. Элемент чистописания
1 строка Жлж Жмж …. ожожож
2 строка животное рыжая желторотые
- Определите «лишнее» слово. Оно поможет определить дополнительную тему нашего урока. («Царство «Животные»)
В нашем мире огромное количество видов животных. От самого маленького насекомого до самого большого млекопитающего кита каждое животное имеет свой уникальный набор характеристик и интересных фактов, о которых мы не знаем. Сегодня я хочу представить вам некоторые из самых поразительных, удивительных и интересных фактов о животных, о которых вы, возможно, никогда не знали.
- Определите букву для чистописания. Она записывает согласный, парный, звонкий звук.
3. Целеполагание. Самоопределение деятельности
- Настало время определить основную тему нашего урока, а помогут нам в этом два оставшихся слова, записанных на второй строке чистописания.
- Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте задачи нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, правописании безударных падежных окончаний, обобщим все наши знания.)
3. Прием «Кластер» (что знаем об имени прилагательном) Слайд
№ |
Я знаю, я умею, я могу. |
На начало урока |
На конец урока |
1 |
Я знаю, что такое имена прилагательные. |
||
2 |
Я знаю, какую роль прилагательное играет в словосочетании |
||
3 |
Я умею находить прилагательные в предложении. |
||
4 |
Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении. |
||
5 |
Я знаю, как проверить написание окончания прилагательного |
4. Актуализация знаний (в парах). Проверка - слайд
Имя прилагательное обозначает признак предмета. (да)
В предложении имя прилагательное является определением. (да)
Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам (в ед. ч) (да)
Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)
Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное. (нет)
Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного. (да)
- Давайте обобщим выполненную работу (Слайд)
Прилагательное |
Обозначает признак предмета |
В словосочетании прилагательное является зависимым словом |
В предложении является определением |
Изменяется по числам, родам, падежам |
Число, род, падеж прилагательного зависит от числа, рода, падежа существительного |
В предложении прилагательное является определением |
5 Физминутка
Гимнастика для активизации деятельности головного мозга.
Гимнастика для снятия мышечного напряжения.
– Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского, женского и среднего рода. Если словосочетания мужского рода – хлопаете, женского рода – топаете.
Снежный барс, северный попугайчик (клест), речная лошадь (гиппопотам), большая черепаха (слоновая), речной инженер (бобр), юркая мышка, пустынный крокодил (варан), пернатая кошка (сова), лесной полицейский
Викторина:
- Какую птицу называют северным попугайчиком? (Клеста) Слайд
- У какого животного второе название «речная лошадь»? (Гиппопотам) Слайд
- Какая черепаха является самой большой? (Слоновая) Слайд
- Какое животное – речной инженер? (Бобр) Слайд
- Какое животное называют пустынным крокодилом? (Варана) Слайд
- Какое животное называют пернатой кошкой? (Сову) Слайд
- Какую птицу называют лесным полицейским? (Сойку) Слайд
6. Упражнение в определении числа и рода прилагательных. Работа в парах. Слайд для самопроверки.
- Подчеркните прилагательные м.р. в Д.п. и Р.п. (по земному шару, небольшого роста).
- Значение каких слов непонятно? (Бархат – см. словарь) Слайд
Лиса – дикое животное. Среди лис много разновидностей. Самая популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.
Лиса обыкновенная — этот вид чаще всего встречается в лесах России, поэтому неудивительно, что про этого умного и хитрого зверя придумано много народных сказок, былин и песен. Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее чёрные сапожки. Шерсть бархатная, рыжая. Хвост пушистый. Грудка белая. Ушки острые. Глазки у неё зоркие, а зрачки, как у кошки.
Питается лисичка мышами, не брезгует кузнечиками. Лиса хитрая, умеет запутывать следы. Она - хороший пловец.
- Что узнали интересного о лисе?
- 1 вариант: Назовите прилагательные с проверяемыми безударными гласными в корне (земному).
- 2 вариант: Назовите существительные, в которых парные согласные в корне (на лапках, сапожки, грудка)
Информационная минутка
Лисицы, как известно, очень дружелюбны и любопытны. Они любят играть между собой, а также с другими животными, такими как кошки и собаки. Также лисы обожают шарики, которые они часто воруют с полей для гольфа.
Несмотря на то, что лисы – дикие животные, у них очень хорошие отношения с людьми. В 2011 году исследователи обнаружили могилу, которая находилась на кладбище в Иордании и датируется более 16500 летним возрастом. Археологи обнаружили в могиле останки человека и его домашнего животного – лисицы. Это было 4000 лет до того, как первый известный человек и собака были похоронены вместе.
Упражнение в проверке окончаний прилагательных.
- Определите задачи следующего этапа урока:
Гиган?ск.. кальмара, хорош.. память, быстр… рыбой, хл.потлив.. пчелке, с ранн.. пташкой.
- Верно ли утверждение:
Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит и в вое, и на земле,
стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
- Как проверить написание окончания прилагательного? Слайд
Чтобы правильно писать безударные окончания имён прилагательных, надо:
1 шаг. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное.
2 шаг. Поставить вопрос от существительного к прилагательному .
3 шаг. По окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
- Проверьте окончания прилагательных.
- Запишите пары. Все ли они являются с/с?
- Как вы думаете, у гигантского кальмара большие глаза? Слайд
Глаз гигантского кальмара размером с баскетбольный мяч. Сфотографировать живого гигантского кальмара люди сумели только в 2006 году. Живут эти полутонные чудовища на глубине от 200 метров до километра.
- У каких животных очень хорошая память? Слайд
Лошади имеют хорошую память, они могут помнить вещи, людей, которых они встречали, а также навыки которыми владели несколько лет назад.
- Какая рыба – самая быстрая? Слайд
Рыба-парусник является самой быстрой рыбой и достигает скорости 115 км/час.
Слайд
- Интересно о пчелах. В течение жизни хлопотливая пчёлка производит одну двенадцатую чайной ложечки мёда. Жужжание пчелы производится четырьмя крыльями, которые делают по 11 400 взмахов в минуту. Скорость полёта пчелы – 25 километров в час. За один раз пчела посещает около 75 пахучих цветков.
Самостоятельная работа. Фронтальная проверка
1 уровень. Записать пары, вставить пропущенные окончания, подчеркнуть лишнюю пару.
В кромешн… т.мноте, пить с.лён.. воду, на син.. кровь
Интересные факты:
Скорпионы светятся в темноте. Чайки могут пить соленую воду. У них есть специальные железы, которые удаляют лишнюю соль из организма. Омары имеют синюю кровь.
2 уровень Фразеологический зверинец (подобрать к прилагательным подходящие по смыслу синонимы.
*** Кошачь… похо.кой - …, медвеж… услуга- …, с львин.. долей –…,
Кошачья походка
Грациозная, мягкая
Интересное о кошках
18 из 24 часов кошки спят. Получается, 9-летний кот за всю свою жизнь бодрствовал лишь 3 года.
Нормальная температура для тела кошки — 38 градусов по Цельсию.
Домашняя кошка может развить скорость до 50 км в час.
Медвежья услуга
Услуга, приносящая вред вместо пользы. Выражение основано на сюжете басни И.А.Крылова «Пустынник и Медведь», в которой Медведь, желая избавить Пустынника от комара, бьет его по голове и убивает не только комара, но и самого Пустынника.
Львиная доля
Значительная часть чего-либо. Выражение заимствовано из басни Эзопа «Лев, лисица и орел», в которой Лев забрал себе основную часть добычи.
9. Орфографический диктант. Гости из сказок. Взаимопроверка. Слайд
Злого коршуна, лебедь белую, в лягушачьей коже, к ученому коту, от слепого крота, благодаря быстрой ласточке.
- Из каких сказок пришли эти герои?
( «Сказка о царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Руслан и Людмила», «Дюймовочка»)
10. Письмо с комментированием
- Знаете ли вы народные приметы, связанные с животными?
Грачи возвращаются домой за месяц до того, как снег растает.
Если появились ласточки – скоро быть первой весенней грозе.
Птицы собираются на верхних ветках деревьев к потеплению.
Кошки предсказывают наступление морозов, если:
прячут нос в шерсти,
закрывают нос лапой.
Наступление ненастья предсказывает вездесущий воробей.
Факты:
Зимой воробьи закапываются в солому перед метелью. Когда воробьи купаются в пыли или чирикают – будет скоро дождь.
11. Морфологический анализ вездесущий.
12. Составление текстов.
Некоторые ученые считают, что слово воробей восходит к древней основе - вор-. Наверное, воробей получил свое имя за то, что издавна вертелся около человеческого жилья, на воротах и заборах сидел.
- Продолжим разговор о воробьях, составив небольшие тексты:
1 микрогруппа – описание воробья
2 микрогруппа – повествование по плану:
А) Поведение, повадки
Б) Чем питается
В) Где живет
Г) Как ведет себя в минуты опасности
3 микрогруппа - рассуждение на тему «Почему воробьи остаются зимовать в городе?»
- Какую роль в речи выполняют прилагательные?
(делают речь богаче, красивее, точнее)
Дополнительно: Вставить пропущенные буквы
Японские макаки научились покупать товары из торгов… автоматов.
В отличие от сухопутн… черепах, морск… не втягивают головы в панцирь.
Губки создают свои собственн… специальн… химическ… вещества, выделяемые в воде для защиты от хищников.
Щупальца гигантск… арктическ… медузы могут достигать 36,6 метра.
Рев взросл… льва настолько громк…, что его можно услышать на расстоянии до 8 км.
13. Синквейн
- одно существительное, выражающее тему,
- два глагола, описывающие действия в рамках темы,
- три прилагательных, описывающих дополнительную тему урока
14. Рефлексия
Мизинец.
Я повторил…
Безымянный
Я умею…
Средний
Что я расскажу родителям?
Укзательный
Какое у меня настроение?
Большой
Мне понравилось …
На дом: с. 48, № 104
Кадырова Ольга Игоревна
Коробова Эмма