Цель: познакомить с учебником «Азбука» и пособием Прописи, прививать интерес к изучаемым предметам - чтению и письму.
Предметные результаты: учащиеся познакомятся с «Азбукой», ее назначением, авторами, условными обозначениями и их назначением; будут знакомы с прописями, правильной посадкой при письме, с письменными принадлежностями, будет начинать тренировать мелкую моторику руки: выполнять рисунки, штриховку.
Метапредметные результаты: учащиеся познакомятся с понятием учебной задачи урока, познакомятся со знаково-символическими средствами подачи информации, начнут осваивать первоначальные формы познавательной рефлексии: отвечать на итоговые вопросы урока.
Личностные результаты: осмысление и принятие новой социальной позиции, новой системы школьных отношений. Учащийся познакомятся с правилами поведения в школе и с правильной посадкой при умственной работе.
Презентация
PPTX / 4.86 Мб
Ход урока
-Сегодняшний урок я начну с песни из кинофильма Приключения Буратино.
https://www.youtube.com/watch?v=-OCbGlrKFhc&t=120s&ab_channel=8%D0%9C%D1%83%D0%B7
-Кто помнит, как называлась книга, которую принес Буратино Папа Карло?
-Куда отправился Буратино с Азбукой под мышкой?
-Что сделал с книгой Буратино? (Буратино продал азбуку всего за 4 сольдо. Ровно столько стоил билет в театр).
- Кто знает, что такое азбука?
-Давным-давно не было таких печатных машин, как в наши дни. Книги переписывались от руки специальными людьми-переписчиками, которые старались делать свои книги привлекательными, красивыми.
СЛАЙД 1.
-Особое внимание они уделяли той букве, с которой начиналось первое слово каждой новой части текста. Вот и название книги: АЗБУКА: Аз и Буки. Была в те времена и пословица сочинена: «Сперва аз да буки, а там и науки».
Одновременно с названием азбука, у первых школьных учебников появилось и другое название - букварь. Оно произошло от слова -…….буква. Всего в русском языке-33буквы.
СЛАЙД 2.
-На уроках чтения и письма вы научитесь писать буквы, складывать слова и читать сначала предложения, а потом и небольшие тексты.
-Учиться читать и писать трудно, поэтому на первых уроках мы будем к этому только готовиться: работать с картинками наших первых учебников, рассказывать, выражать свое мнение, рисовать, писать элементы букв. На каждом уроке мы вначале будем ставить перед собой учебную задачу, а в конце урока будем делать вывод, справились мы с этой задачей или нет. Задача первых двух уроков сегодня – знакомство с нашим первым учебником и прописью.
- Чтобы легче было учиться и работать авторы учебника (В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) дают нам помощников.
(Знакомство с условными обозначениями, просматривают учебник).
-С какими из этих знаков мы знакомились на уроке математики?
-Что вас привлекло в учебнике Азбука?
-Поучимся отвечать на вопросы. Рассмотрите иллюстрации на странице 4. Составьте рассказ.
-О каком дне, событии идёт речь?
-Какое у детей настроение?
-О чём думает учительница?
-А о чем думают школьники?
-Рассмотрите предметы в нижней части страницы. Как назвать одним словом предметы из коробки? А предметы из ранца. Какие еще предметы могут находиться в ранце?
-Кто может прочитать пословицу, отмеченную восклицательным знаком?
-Как вы понимаете пословицу «Учиться – всегда пригодится?»
-Неугомонный Буратино не может долго сидеть на одном месте, он приглашает вас на веселую физминутку.
СЛАЙД 3.
-Помимо учебника Азбука, на уроках вы будете использовать Прописи. Авторы прописей В.Г.Горецкий и Н.А.Федосова.
Откройте 3 страницу своей прописи. Что вы на ней видите? (Письменные буквы. Их тоже 33)
-На уроке письма вы будете учиться правильно, аккуратно, четко писать буквы.
-У каждого на парте листок с изображением письменных букв. Обведите зелёным карандашом те буквы, которые вам знакомы.
- Обведите синим карандашом те буквы, написание которых вам нравится больше всего.
-Откройте прописи на страницах 4-5. Рассмотрите предметы, изображенные в нижней части страниц. Какие из них вам знакомы?
-Когда-то люди набирали текст с помощью печатной машинки, теперь на смену им пришли компьютеры.
-На уроках письма вы будете писать шариковой ручкой. Она очень проста и удобна в использовании. Давайте посмотрим историю появления такой ручки.
https://www.youtube.com/watch?v=LqIb5Vy1sUI&t=16s
-Рассмотрите картинки в верхних частях страниц. Кто на них изображен? Чем заняты дети?
- Прежде, чем мы начнем работать, познакомимся с правилами посадки при письме и обращение с ручкой и карандашом.
-Давайте подготовим руки к письму. Для этого выполним пальчиковую гимнастику: расстегивание и застегивание пуговиц, «игра на пианино», веерные движения пальцев, сжимание и разжимание кулачков.
-Еще раз посмотрите, как должна располагаться на парте, как надо держать ручку при письме.
- Обведите карандашом контур первого рисунка (медвежонок).
- Заштрихуйте их коричневым карандашом.
- Обведите карандашом контур второго рисунка (книга).
- Заштрихуйте их синим карандашом.
- Обведите карандашом контур третьего рисунка (портфель)
- Заштрихуйте их зеленым карандашом.
- Обведите карандашом контур четвертого рисунка (цыпленок)
- Заштрихуйте их желтым карандашом.
- А теперь посмотрите на доску. У меня на доске показаны линии. Что это за линии, как вы думаете?
- Ребята, это рабочие строки, по которым мы будем писать. Рабочие строки есть и у вас в прописях. Найдите их на этой же страничке.
- Молодцы. Посмотрите еще раз на строки, которые изображены на доске.
- Линия, которая находится вверху, называется верхней рабочей строкой, а линия, которая находится внизу, называется нижней рабочей строкой.
- Повторим еще раз.
- Посмотрите глазками на страницу прописи и найдите рабочие строки. На рабочих строках уже красиво прописаны овалы.
- А теперь возьмите правильно в руки простой карандаш. И продолжите писать карандашом овалы.
Итоги урока.
-Сегодня мы познакомились с самой главной книгой первоклассника – это (Азбукой) и её помощницей- (Прописью)
- Почему первый учебник называется азбукой?
- Почему он может быть назван букварем?
- Кто авторы нашей азбуки?
- Зачем нужны условные обозначения в учебнике?
- Покажите, как надо держать ручку.
- Покажите, как правильно сидеть за рабочим столом.
- Как надо вести себя на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Кому было трудно на уроке?
- О чем вы расскажите родителям?
Этап рефлексии.
-Какую задачу мы ставили на сегодняшний урок? Выполнили мы эту задачу или нет?
-Сегодняшний урок Чтения и Письма хочу закончить словами Сухомлинского: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Сегодня мы приоткрыли это окошко в прекрасный мир литературы, узнали много нового и интересного. Надеюсь, что книги станут вашими верными друзьями.
Источники:
https://www.youtube.com/watch?v=-OCbGlrKFhc&t=120s&ab_channel=8%D0%9C%D1%83%D0%B7
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/12/26/azbuka-pervaya-uchebnaya-kniga
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/067c/0001660b-1b65c74b/img3.jpg
https://luckclub.ru/images/luckclub/2020/09/1573810590_1-700x636.jpg
https://www.youtube.com/watch?v=LqIb5Vy1sUI&t=16s
http://tmburatino.ru/wp-content/uploads/2015/09/frommults13%D1%83.png
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Симакова Екатерина Викторовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Силина Ольга Александровна
Сорокина Светлана Валерьевна